Пишу для себя. Больше просто не с кем поделиться. Вот и вываливаю своё состояние тут. Моему сыну 1 год и 3 месяца. Были на приёму у ещё одного невролога. После общения, осмотра вынесла такой вердикт и диагноз. У сына СДВГ и ЗРР, но сказала точно не РАС. Прописала сдать ЭХО-ЭС, пикамилон и магний. Эхо сделали, всё в норме. Ну и теперь собственно
Эхо эс
Дневник чтения январь 2017- февраль 2018. К сожалению, книг не так много, как бы хотелось. Про часть остались какие-то общие впечатления, часть более подробно описана благодаря черновикам и желанию сразу записать. Очень полезное желание, потому как через пару недель очень многое из впечатлений уже испаряется. Книги вперемешку, детские и взрослые, в примерном порядке чтения за год.

Есть один форум, который я ещё год назад начала читать время от времени. И есть там ветка, где пишут рассказы о том, как люди становятся родными. И такая жизненная концентрация в них, что просто диву даюсь. Перечитывала уже не раз. И решила поделиться этими историями.В большинстве своём о приёмных детях.
Дождались мы наконец когда выйдет с отпуска невропатолог Черная Л.В. (Краснодар), записались на платный прием и пошли. Что сказать мне врач очень понравилась, на приеме она дает ребенку делать все что вздумается, не одергивает, наблюдает, провела пару экспериментов, попросила меня выйти не прощаясь из кабинета и не до конца прикрыть за собой дверь, Димка даже не заметил, увлеченно рассматривал с ней картинки, показал всех животных, только назвать не смог, только после того как врач спросила "а где мама?" сказал "тю-тю" и пошел к двери, и второй раз попросила попрощаться в слух и выйти, тут Димон сразу подбежал ко мне и показал что бы я села на кресло. После этого врач сказала что тест Димка прошел,как она выразилась "семью не опозорил" надо поработать над речью, скорее всего у нас родовая травма связанная с защемлением шейного нерва. Назначила:
- Кортексин уколы 10 дней
- Магне Б6 сироп 1 месяц
- Электрофорез с магнезией 7 дней
после этого
- Когитум 3 курса по 10 дней между ними перерыв 10 дней
Сделать ЭХО-ЭС и с результатами через 3 месяца к ней на прием.
Сказала что к этому времени должны заговорить полноценными предложениями и песни петь.
Вот как то так. Начинаем лечиться. И чего я раньше её не нашла. а слушала нашего участкового невролога которая сказала что до 3х даже и не беспокойтесь. Лариса Владимировна сказала что мальчики в 2,4 должны говорить не сложные предложения, если не говорят надо принимать меры.
Здоровья Вам и Вашим деткам.
Девочки сегодня была с дочей (2 года) у невролога. Вообще изначально я была у ортопеда вчера, она то и посоветовала ещё показаться неврологу. Мы пришли сегодня в поликлинику. Она нас даже не посмотрела ничего не спросила у меня, я ей сама говорю что мол мы ещё не разговариваем. Она сразу сказала "ДА?! ну это же у вас задержка речевого развития. И выписала нам когитум на месяц по пол ампулы. А потом меня ещё черт дернул спросить как проявляется ВЧД, она опять же на меня скосилась и тут же написала ещё пройти эхоэнцефалоскопию. Вообщем я расстроилась, дома расплакалась. Девочки может кто проходил ЭХО ЭС? Напишите какие у вас были к этому показания. И ещё много кто ровно в два года почти не говорит? (почти это 10-15 простых слов. и то исковерканных)Буду рада всем кто откликнется.
Начало истории ТУТ. После того, как в очередной раз Ярик плохо спал, плакал, я записала нас к неврологу в НПЦ Бонум (Екб). 25 февраля мы благополучно туда съездили.
Чтоб я без вас делала? Лен, все-таки, это энкопрез..
Я начала подозревать подозрения врача на сей диагноз , когда он спросил: "... а папа ремнем не бьет ребенка?" ))) Короче,
иследование: узи толстой кишки, узи тонкой кишки, узи органов бр.полости, клинический и общий анализ крови, кал на копрологию и простейшие, оам, эхо эс и проверить глазное дно...
лечение (пока не сдали копрологию): диета №5, глицин, креон, энтерол (а, ведь, я сказала, что энтеро- нас не взяло), смекта...
Смекта и неосмектин не одно и то же?
А теперь вопрос к Волгограду
Девочки, у нас где есть детские лечебные центры, в котором мы б смогли пройти все это в одном месте? Чтоб без прилюдий взяли и записали на прием. Потому, как здесь для нас ооочень дорого =((
Пожалуйста, модераторы, уберите под кат. Не могу с телефона
Перинатальная энцефалопатия (ПЭП)
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Под термином «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) в российской детской неврологии подразумевается собирательный диагноз, характеризующий различные нарушения структуры и функции головного мозга, возникающее в перинатальном периоде жизни ребенка. Перинатальный период начинается на 28 неделе внутриутробной жизни ребенка, и заканчивается к 7 суткам после рождения (у доношенных детей) или к 28 суткам (у недоношеных). Исходя из формулировки можно видеть, что этот термин не подразумевает какой-либо конкретной патологии, т.е. диагнозом как таковым считаться не может. Подразумевается, что у ребенка «что-то с мозгом» вследствие какого-то повреждения. На современном уровне диагностики такой подход не может считаться приемлемым, поэтому в мире используются более точные характеристики поражений мозга в перинатальном периоде. Термин «ПЭП» был введен в российскую неврологическую практику 30 лет назад. Нельзя не согласиться, что медицинская наука не стоит на месте, и за десятки лет произошли существенные изменения как в диагностических возможностях, так и во взглядах на причины и механизмы развития заболеваний. В настоящее время в России принята классификация мирового уровня, детально описывающая поражения мозга (гипоксические, травматические, токсико-метаболические, инфекционые) и при правильном применении передающая в формулировке диагноза информацию о состоянии ребенка и его причинах (NB! Формальная замена термина ПЭП на "гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы" при отсутствии конкретных данных ничего не меняет и все нижеследующее действительно и для таких "современных" формулировок).
ДИАГНОСТИКА И ГИПЕРДИАГНОСТИКА
В современной международной классификации болезней нет диагноза ПЭП, однако на постсоветском пространстве врачи упорно продолжают «цепляться» за этот устаревший и невразумительный термин. Причины и последствия этой практики суммированы известными российскими учеными:
- Многие доктора патологией считают те признаки, которые являются нормой для данного возрастного периода(например, вздрагивания, повышение мышечного тонуса у новорожденных, «скрещивание» ножек при опоре у детей до 3 месяцев, симптом Грефе и т. д.).
- нарушение принципов неврологического осмотра: (наиболее частые из них: диагностика повышенной возбудимости или мышечного гипертонуса у дрожащего и скованного ребенка в холодном помещении, а также при возбужденном состоянии или чрезмерных манипуляциях врача ; диагностика угнетения центральной нервной системы у вялого ребенка при перегревании или в дремотном состоянии).
- Психологические причины. Они заключается в том, что в связи со сложившейся в отечественном здравоохранении ситуацией "гипердиагностика" не имеет никаких административных, юридических, этических последствий для врача. Постановка диагноза ведет к назначению лечения и в случае правильности или неправильности диагноза исход (чаще выздоровление или минимальные расстройства вследствие.наиболее характерного для гипоксических поражений мозга регредиентного течения) благоприятен. Таким образом, можно утверждать, что благоприятный исход есть следствие "правильного" диагноза и "правильного" лечения (см. ниже).
- Финансовые причины. Избыточная диагностика приводит к избыточной загрузке врачей, диагностических кабинетов и вспомогательных служб, что в случае бюджетного медицинского учреждения поддерживает завышенное штатное расписание и препятствует сокращению штатов или переквалификации персонала, а в условиях коммерческого медицинского учреждения прямо повышает доход медицинских работников. "Гипердиагностика" не является безобидным явлением, как иногда считают некоторые врачи. Ее негативные последствия заключаются в следующем. Длительная работа в рамках доктрины "гипердиагностики" приводит к "размыванию" границ в представлениях врачей между нормальными и патологическими состояниями. Диагностировать "заболевание" оказывается "беспроигрышным" вариантом. Диагностический процесс перестает быть творческим процессом познания, взаимодействием врача и маленькою пациента, превращаясь в манипуляцию образами, в ритуал. Диагностирование "ПЭП" превратилось в безотчетный, имманентный ритуал детского невролога, что закономерно ведет к малообъяснимой, с позиций здравой логики, статистике диагностирования "ПЭП".
2. Негативные последствия для родителей и близких ребенка.
Избыточная диагностика не является безобидной для семьи ребенка.
- Во-первых, тотальное диагностирование "ПЭП" приводит к тому, что родители считают ребенка больным даже тогда, когда он здоров, что ведет, в свою очередь, к внутрисемейным психологическим проблемам.
- Во-вторых, "гипердиагностика" приводит к извращенным представлениям родителей о "норме" и "патологии". За время проведения исследовательской работы мы столкнулись с двумя случаями, когда родители на наше заключение, что ребенок неврологически здоров, задали вопрос: "Мой ребенок ненормальный? Почему у всех детей есть "энцефалопатия", а у него нет?"
- В-третьих, избыточная диагностика ведет к неоправданному лечению, что наносит ущерб бюджету семьи ребенка.
3. Негативные последствия для ребенка.
"Гипердиагностика" имеет следующие негативные эффекты на самого ребенка, которого она якобы должна защитить от инвалидизирующего или дезадантирующего состояния нервной системы.
- Во-первых, доктрина избыточной диагностики приводит к чрезмерному назначению диагностических процедур, которые чаще всего неинвазивны, но повышают пребывание ребенка в условиях медицинских учреждений и способствуют контактам ребенка с больными инфекционными заболеваниями. При выполнении нашего исследования мы встретили 5 случаев, когда дети с диагнозом "ПЭП", имевшие на самом деле транзиторную неврологическую дисфункцию, находились в стационарах и перенесли тяжелые инфекционные внутрибольничные заболевания, не нуждаясь на самом деле в нахождении в стационаре.
- Во-вторых, "гинердиагностика" ведет к избыточному лечению, зачастую средствами и манипуляциями, которые не прошли адекватный контроль, что иногда приводит к иатрогении (чаще изменениям со стороны внутренних органов и мышечно-связочного аппарата) и превращает ребенка с пограничным состоянием нервной системы в соматически больного ребенка.
- В-третьих, "гипердиагностика" перинатальных поражений нервной системы, в целом, ведет к тому, что большинство неврологических и не только неврологических расстройств, которые впоследствии возникают у ребенка, врачи связывают с перинатальным поражением нервной системы, что, в свою очередь, приводит к недостаточной или поздней диагностике ряда других заболеваний.
Малопригодны для практики формулировки, «уточняющие» понятие ПЭП: «синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости», «синдром мышечной дистонии», «синдром вегетативно-висцеральных нарушений» и т.п. Эти термины крайне расплывчаты и в какой-то мере могут быть использованы в описании здоровых детей. Многие врачи склонны переоценивать значение инструментальных диагностических методов в отрыве от клинической картины. Зачастую методы используются устаревшие и неинформативные (реоэнцефалография - РЭГ, эхоэнцефалоскопия - ЭХО-ЭС), либо метод используется не по назначению, что ведет к ошибочным выводам (например, по данным ЭЭГ выносится заключение о внутричерепном давлении или «нарушении сосудистого тонуса»). Кроме того, почти все инструментальные методы субъективны, т.е. достаточно сильно зависят от того человека, который их выполняет. Поэтому интерпретировать результаты должен только лечащий врач, с учетом клинической симптоматики. Лечить только результаты нейросонографии (НСГ) или ЭЭГ недопустимо, это аксиома. Исследования предназначены лишь для ответа на какой-либо вопрос врача, возникший при осмотре пациента. К тому же нужно помнить о том, что многие формально «ненормальные» показатели в заключениях не имеют никакого значения.
ЛЕЧЕНИЕ И ГИПЕРЛЕЧЕНИЕ
Только реальные, объективно выявленные и четко обозначенные последствия перинатальных поражений нервной системы могут требовать применения лекарств, однако это всегда симптоматическое лечение, т.е. направленное на конкретные проблемы: при спастике - препараты для расслабления мышц, при судорогах - противосудорожные и т.п. Тем не менее, большинству детей с формальной "ПЭП" назначаются разнообразные препараты и их комбинации с недоказанной эффективностью. Приводим список наиболее частых нерациональных назначений в детской практике.
- Так называемые сосудистые препараты. К ним относят препараты различных групп (циннаризин, кавинтон, сермион и т.д.)
- Препараты, содержащие гидролизаты аминокислот, нейропептидов и т.д. - церебролизин, актовегин, солкосерил, кортексин и т.п.
- Так называемые «ноотропные» препараты, «улучшающие питание мозга»: пирацетам, аминалон, фенибут, пантогам, пикамилон и т.д.
- Гомеопатические средства.
- Разнообразные растительные препараты, включая хорошо знакомые населению валериану, пустырник, а также брусничный лист, медвежьи ушки и т.д.
Внимание! Утверждения об "улучшении питания мозга" представляют собой старый медицинский миф или рекламный ход. Указанные выше препараты рутинно назначаются большинству пациентов с диагнозом ПЭП, однако они НЕ ДОЛЖНЫ использоваться в лечении детей! Они не прошли надлежащих испытаний у новорожденных и детей раннего возраста, соответственно невозможно судить об их эффективности и/или безопасности. Использование лекарств с недоказанной эффективностью в лучшем случае может оказаться бесполезным, и тогда это трата времени, которое при многих болезнях, например, при эпилепсии, работает против пациента. В худшем случае такая практика чревата непредсказуемыми расстройствами, в том числе опасными для жизни (аллергические реакции вплоть до анафилактического шока, нарушения работы сердца, печени, почек, головного мозга, периферических нервов и т.д.). Напомним также, что вследствие неправильной диагностики многие нормальные для ребенка состояния (например, дрожание подбородка, «симптом Грефе») принимаются за проявления болезни и «успешно лечатся» временем в сочетании с бесполезным лекарством.
Многие распространенные в СНГ препараты должны применяться крайне ограниченно, по строгим показаниям. Так, например, применение диакарба может быть оправдано при гидроцефалии (не при «гидроцефальном сидроме» - его не существует!), причем ребенок с таким диагнозом должен находиться под наблюдением нейрохирурга. Недопустимо назначение фенобарбитала у детей с «гипервозбудимостью», «нарушениями сна». Применение этого препарата возможно только при судорогах (хотя существуют более современные и обычно более эффективные препараты), поскольку он доказано вызывает задержку развития познавательных функций у ребенка.
НАБЛЮДЕНИЕ И СРОКИ НАЧАЛА ЛЕЧЕНИЯ
Патология нервной системы в раннем возрасте иногда может быть выявлена только при повторном осмотре либо в ходе длительного наблюдения за развитием ребенка. Для этого предусмотрены осмотры неврологом в 1, 3, 6 и 12 месяцев. В эти сроки дебютируют или становятся очевидными многие серьезные заболевания. И если у ребенка стоит конкретный неврологический диагноз - эпилепсия, ДЦП и т.д. - медлить с лечением недопустимо! Особенно это касается эпилептических приступов - своевременно назначенное лечение способно предотвратить развитие серьезной патологии в будущем .
ИНТЕРНЕТ-КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
При публикации вопросов на тему ПЭП на форуме следует помнить: Интернет-консультирование на основании только факта наличия диагноза (или диагнозов) не имеет большого смысла. Потребуется описание появления жалоб в хронологическом порядке, история протекания беременности, родов, оценка по Апгар, описание неврологического статуса, темпов развития (рост, вес, окружность головы помесячно, время появления у ребенка основных навыков) результаты исследований дословно (часто требуются отсканированные документы - снимки, ЭЭГ).
Источник: русмедсервер
Ну вот нас выписали из больницы,обследовали...у ребенка было несколько приступов головокружения (сыну 2,2). Так вот в итоге диагноз: Внутричерепная гипертензия,сходящееся косоглазие.Вот наши показатели: ЭКГправопредсердный ритм,брадикардия с чсс 88 уд.в мин. Нормальное положение ЭОС. Замедление проведения по пр.н.п. Гиса. СРР (тут я вообще ничего не поняла) R-гр.черепа в 2-х проекциях: признаки внутричерепной гипертензии. ЭХО-ЭС смещения м-эхо нет; пульсация до 20%. ЭЭГ - на открытых глазах регистрируются вспышки Q- и эпиактивности справа,усиливаются при РФС. Повышенная судорожная готовность головного мозга. (вот это меня особенно пугает)
Из лечения в/м актовегин и церебролезин. По сути от внутричерепного мы не получали лечения НИКАКОГО. При повторении приступов головокружения,учитывая изменения на ЭЭГ -назначение противосудорожных препаратов.
Девочки! У кого было что-то подобное? Как вы лечились,мне просто интересно сопоставить назначения врачей...Нужен ваш опыт в лечении подобных недугов.
Буду рада любым комментариям. Спасибо.
Сегодня сделали моей тютёхе ( нам 4 мес) ЭХО ЭС, девочкм, кто-нибудь знает что значат данные показатели:
ВИП 2,3 ( норма 1,9-2,0)
ВИЛ 2,4 ( норма 1,-2,0)
эхо справа 40%, слева 45%
расшифровку сказали сделает невропотолог, а наша педиаторша не выписала нам вчера талон, придется ждать следующей недели, А я уже волнуюсь, что мы не в норме, хотя и не знаю даже, что значат эти показатели
Немедикаментозные и медикаментозные методы иммунореабилитации часто болеющих детей
В условиях дома ребенка иммунореабилитацию часто болеющих детей следует проводить в два этапа:
Расскажу вам что у нас происходит.
Во-первых, про Лизу. Лиза болеет, причем мы болели 20 дней, вышли на неделю в сад и снова болеем. Ходили к нервопатологу, по поводу обмороков, истерик и постоянного чесания щеки. стали просто плохо спать ночью. Отправили нас делать Эхо-Эс. Подозревают что у Лизы проблемы с внутричерепным давлением.
Во-вторых, про меня. Я уволилась с работы и иду на новую работу, о ней расскажу позже, но плюсов гораздо больше. Хотя и на старой работе мне нравилось.
В-третьих, я все еще фотографирую, не забывайте, просто редко выкладываю.
В четвертых насмотрелась на вас дорогие мои ББ-шечки, и решила испечь булочки с медом), правда мед вытек и запекся, но все равно вкусно. Это первые мои шаги в выпечке)

Начну с того,что я безумно рада,что мы перешли в эту пол-ку.
Запись к специалистам в 7:30,я припёрлась в 7:10,а там никого,ниодного человека.В 7:20 пришла регестраторша,впустила меня.И тут,тарам,запись на сегодня есть!
К чему моё удивление?к тому что в нашей старой пол-ке я месяц не могла взять талончик к неврологу,запись начиналась в 8 утра,я приходила в 7 и была где то в 20 х.
Невролог сказала,что наше поведение очень похоже на зубы,и наверное мы зря пришли,так как внешне у нас всё хорошо.Но выписала направление на Эхо-Эс,стоит он 300 руб.Запись лично у врача.Сказала,посмотрит его результат и назначит лечение.Если отлонений нет,то просто успокаивающие,общеукрепляющие травки пить будем.Либо полноценное лечение,го это при отклонении.
После Эхо-эс к ней,без очереди,без РЕБЁНКА,но с картой.На мой вопрос "А куда ребёнка?Мне не скем его оставить." На меня удивлённо посмотрели и сказали,что это не их дело.
Ну и последнее.сын расправился с моим третьим телефоном.Но у меня есть ещё две моторолы в запасе,тем уже лет 9,их невозможно убить))))
Скопировала себе из чужого дневника. Сразу не осилила, чтоб потом дочитать
О детско-родительских отношениях написаны тонны и километры. Системы воспитания, программы развития, школы для одаренных с рождения... Как говорится - бери не хочу. И не смотря на сверхизобилие информации на этот счет, вопросы: "Как и что делать с детьми?", "Как выстроить с ними отношения?", "Как воспитывать и наказывать?", "Как избежать ошибок своих родителей в воспитании?", "Как не напортачить самим?"- так и остаются без верного ответа.

Сделали сегодня эхо-эс по направлению. Изменения есть, но не значительные
Будем все таки делать ЭЭГ мониторинг сна. Делается это тоже платно. Если кто из вас делал, напишите пожалуйста явки пароли)) пока планируем тоже в Филатовской делать.
И сделали платно ТРУЗИ. Ждать не стали, что нам сделают бесплатно. Так как нужно писать заявление и направление иметь с обьяснительной, почему это не делают у нас в районе. И тогда только заведующая решит. Стоит нам давать бесплатное обследование или нет. И будет это не раньше сентября. И желающих таких много. Цена вопроса 1600 р, а не 2000 как говорили в регистратуре. Ничего не нашли.
Под термином «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) в российской детской неврологии подразумевается собирательный диагноз, характеризующий различные нарушения структуры и функции головного мозга, возникающее в перинатальном периоде жизни ребенка.
Перинатальный период начинается на 28 неделе внутриутробной жизни ребенка, и заканчивается к 7 суткам после рождения (у доношенных детей) или к 28 суткам (у недоношеных). Исходя из формулировки можно видеть, что этот термин не подразумевает какой-либо конкретной патологии, т.е. диагнозом как таковым считаться не может. Подразумевается, что у ребенка «что-то с мозгом» вследствие какого-то повреждения. На современном уровне диагностики такой подход не может считаться приемлемым, поэтому в мире используются более точные характеристики поражений мозга в перинатальном периоде. Термин «ПЭП» был введен в российскую неврологическую практику 30 лет назад. Нельзя не согласиться, что медицинская наука не стоит на месте, и за десятки лет произошли существенные изменения как в диагностических возможностях, так и во взглядах на причины и механизмы развития заболеваний. В настоящее время в России принята классификация мирового уровня, детально описывающая поражения мозга (гипоксические, травматические, токсико-метаболические, инфекционые) и при правильном применении передающая в формулировке диагноза информацию о состоянии ребенка и его причинах (NB! Формальная замена термина ПЭП на "гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы" при отсутствии конкретных данных ничего не меняет и все нижеследующее действительно и для таких "современных" формулировок).
ДИАГНОСТИКА И ГИПЕРДИАГНОСТИКА
В современной международной классификации болезней нет диагноза ПЭП, однако на постсоветском пространстве врачи упорно продолжают «цепляться» за этот устаревший и невразумительный термин. Причины и последствия этой практики суммированы известными российскими учеными:
1. Многие доктора патологией считают те признаки, которые являются нормой для данного возрастного периода(например, вздрагивания, повышение мышечного тонуса у новорожденных, «скрещивание» ножек при опоре у детей до 3 месяцев, симптом Грефе и т. д.).
2. нарушение принципов неврологического осмотра: (наиболее частые из них: диагностика повышенной возбудимости или мышечного гипертонуса у дрожащего и скованного ребенка в холодном помещении, а также при возбужденном состоянии или чрезмерных манипуляциях врача ; диагностика угнетения центральной нервной системы у вялого ребенка при перегревании или в дремотном состоянии).
3. Психологические причины. Они заключается в том, что в связи со сложившейся в отечественном здравоохранении ситуацией "гипердиагностика" не имеет никаких административных, юридических, этических последствий для врача. Постановка диагноза ведет к назначению лечения и в случае правильности или неправильности диагноза исход (чаще выздоровление или минимальные расстройства вследствие.наиболее характерного для гипоксических поражений мозга регредиентного течения) благоприятен. Таким образом, можно утверждать, что благоприятный исход есть следствие "правильного" диагноза и "правильного" лечения (см. ниже).
4. Финансовые причины. Избыточная диагностика приводит к избыточной загрузке врачей, диагностических кабинетов и вспомогательных служб, что в случае бюджетного медицинского учреждения поддерживает завышенное штатное расписание и препятствует сокращению штатов или переквалификации персонала, а в условиях коммерческого медицинского учреждения прямо повышает доход медицинских работников. "Гипердиагностика" не является безобидным явлением, как иногда считают некоторые врачи. Ее негативные последствия заключаются в следующем. Длительная работа в рамках доктрины "гипердиагностики" приводит к "размыванию" границ в представлениях врачей между нормальными и патологическими состояниями. Диагностировать "заболевание" оказывается "беспроигрышным" вариантом. Диагностический процесс перестает быть творческим процессом познания, взаимодействием врача и маленькою пациента, превращаясь в манипуляцию образами, в ритуал. Диагностирование "ПЭП" превратилось в безотчетный, имманентный ритуал детского невролога, что закономерно ведет к малообъяснимой, с позиций здравой логики, статистике диагностирования "ПЭП".
2. Негативные последствия для родителей и близких ребенка.
Избыточная диагностика не является безобидной для семьи ребенка.
1. Во-первых, тотальное диагностирование "ПЭП" приводит к тому, что родители считают ребенка больным даже тогда, когда он здоров, что ведет, в свою очередь, к внутрисемейным психологическим проблемам.
2. Во-вторых, "гипердиагностика" приводит к извращенным представлениям родителей о "норме" и "патологии". За время проведения исследовательской работы мы столкнулись с двумя случаями, когда родители на наше заключение, что ребенок неврологически здоров, задали вопрос: "Мой ребенок ненормальный? Почему у всех детей есть "энцефалопатия", а у него нет?"
3. В-третьих, избыточная диагностика ведет к неоправданному лечению, что наносит ущерб бюджету семьи ребенка.
3. Негативные последствия для ребенка.
"Гипердиагностика" имеет следующие негативные эффекты на самого ребенка, которого она якобы должна защитить от инвалидизирующего или дезадантирующего состояния нервной системы.
1. Во-первых, доктрина избыточной диагностики приводит к чрезмерному назначению диагностических процедур, которые чаще всего неинвазивны, но повышают пребывание ребенка в условиях медицинских учреждений и способствуют контактам ребенка с больными инфекционными заболеваниями. При выполнении нашего исследования мы встретили 5 случаев, когда дети с диагнозом "ПЭП", имевшие на самом деле транзиторную неврологическую дисфункцию, находились в стационарах и перенесли тяжелые инфекционные внутрибольничные заболевания, не нуждаясь на самом деле в нахождении в стационаре.
2. Во-вторых, "гинердиагностика" ведет к избыточному лечению, зачастую средствами и манипуляциями, которые не прошли адекватный контроль, что иногда приводит к иатрогении (чаще изменениям со стороны внутренних органов и мышечно-связочного аппарата) и превращает ребенка с пограничным состоянием нервной системы в соматически больного ребенка.
3. В-третьих, "гипердиагностика" перинатальных поражений нервной системы, в целом, ведет к тому, что большинство неврологических и не только неврологических расстройств, которые впоследствии возникают у ребенка, врачи связывают с перинатальным поражением нервной системы, что, в свою очередь, приводит к недостаточной или поздней диагностике ряда других заболеваний.
Источник: Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных: руководство для врачей. СПб: "Питер", 2000 Н.П.Шабалов,А.Б.Пальчик
Малопригодны для практики формулировки, «уточняющие» понятие ПЭП: «синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости», «синдром мышечной дистонии», «синдром вегетативно-висцеральных нарушений» и т.п. Эти термины крайне расплывчаты и в какой-то мере могут быть использованы в описании здоровых детей. Многие врачи склонны переоценивать значение инструментальных диагностических методов в отрыве от клинической картины. Зачастую методы используются устаревшие и неинформативные (реоэнцефалография - РЭГ, эхоэнцефалоскопия - ЭХО-ЭС), либо метод используется не по назначению, что ведет к ошибочным выводам (например, по данным ЭЭГ выносится заключение о внутричерепном давлении или «нарушении сосудистого тонуса»). Кроме того, почти все инструментальные методы субъективны, т.е. достаточно сильно зависят от того человека, который их выполняет. Поэтому интерпретировать результаты должен только лечащий врач, с учетом клинической симптоматики. Лечить только результаты нейросонографии (НСГ) или ЭЭГ недопустимо, это аксиома. Исследования предназначены лишь для ответа на какой-либо вопрос врача, возникший при осмотре пациента. К тому же нужно помнить о том, что многие формально «ненормальные» показатели в заключениях не имеют никакого значения.
ЛЕЧЕНИЕ И ГИПЕРЛЕЧЕНИЕ
Только реальные, объективно выявленные и четко обозначенные последствия перинатальных поражений нервной системы могут требовать применения лекарств, однако это всегда симптоматическое лечение, т.е. направленное на конкретные проблемы: при спастике - препараты для расслабления мышц, при судорогах - противосудорожные и т.п. Тем не менее, большинству детей с формальной "ПЭП" назначаются разнообразные препараты и их комбинации с недоказанной эффективностью. Приводим список наиболее частых нерациональных назначений в детской практике.
- Так называемые сосудистые препараты. К ним относят препараты различных групп (циннаризин, кавинтон, сермион и т.д.)
- Препараты, содержащие гидролизаты аминокислот, нейропептидов и т.д. - церебролизин, актовегин, солкосерил, кортексин и т.п.
- Так называемые «ноотропные» препараты, «улучшающие питание мозга»: пирацетам, аминалон, фенибут, пантогам, пикамилон и т.д.
- Гомеопатические средства.
- Разнообразные растительные препараты, включая хорошо знакомые населению валериану, пустырник, а также брусничный лист, медвежьи ушки и т.д.
Внимание! Утверждения об "улучшении питания мозга" представляют собой старый медицинский миф или рекламный ход. Указанные выше препараты рутинно назначаются большинству пациентов с диагнозом ПЭП, однако они НЕ ДОЛЖНЫ использоваться в лечении детей! Они не прошли надлежащих испытаний у новорожденных и детей раннего возраста, соответственно невозможно судить об их эффективности и/или безопасности. Использование лекарств с недоказанной эффективностью в лучшем случае может оказаться бесполезным, и тогда это трата времени, которое при многих болезнях, например, при эпилепсии, работает против пациента. В худшем случае такая практика чревата непредсказуемыми расстройствами, в том числе опасными для жизни (аллергические реакции вплоть до анафилактического шока, нарушения работы сердца, печени, почек, головного мозга, периферических нервов и т.д.). Напомним также, что вследствие неправильной диагностики многие нормальные для ребенка состояния (например, дрожание подбородка, «симптом Грефе») принимаются за проявления болезни и «успешно лечатся» временем в сочетании с бесполезным лекарством.
Многие распространенные в СНГ препараты должны применяться крайне ограниченно, по строгим показаниям. Так, например, применение диакарба может быть оправдано при гидроцефалии (не при «гидроцефальном сидроме» - его не существует!), причем ребенок с таким диагнозом должен находиться под наблюдением нейрохирурга. Недопустимо назначение фенобарбитала у детей с «гипервозбудимостью», «нарушениями сна». Применение этого препарата возможно только при судорогах (хотя существуют более современные и обычно более эффективные препараты), поскольку он доказано вызывает задержку развития познавательных функций у ребенка.
НАБЛЮДЕНИЕ И СРОКИ НАЧАЛА ЛЕЧЕНИЯ
Патология нервной системы в раннем возрасте иногда может быть выявлена только при повторном осмотре либо в ходе длительного наблюдения за развитием ребенка. Для этого предусмотрены осмотры неврологом в 1, 3, 6 и 12 месяцев. В эти сроки дебютируют или становятся очевидными многие серьезные заболевания. И если у ребенка стоит конкретный неврологический диагноз - эпилепсия, ДЦП и т.д. - медлить с лечением недопустимо! Особенно это касается эпилептических приступов - своевременно назначенное лечение способно предотвратить развитие серьезной патологии в будущем .
ИНТЕРНЕТ-КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
При публикации вопросов на тему ПЭП на форуме следует помнить: Интернет-консультирование на основании только факта наличия диагноза (или диагнозов) не имеет большого смысла. Потребуется описание появления жалоб в хронологическом порядке, история протекания беременности, родов, оценка по Апгар, описание неврологического статуса, темпов развития (рост, вес, окружность головы помесячно, время появления у ребенка основных навыков) результаты исследований дословно (часто требуются отсканированные документы - снимки, ЭЭГ).
© С.О.Ковалева (OrFun), В.Ю.Ноговицын (Dr. W.N.)
Источник - http://wiki.rusmedserv.com/index.php/Перинатальная_энцефалопатия_(ПЭП)
О детско-родительских отношениях написаны тонны и километры. Системы воспитания, программы развития, школы для одаренных с рождения... Как говорится - бери не хочу. И не смотря на сверхизобилие информации на этот счет, вопросы: "Как и что делать с детьми?", "Как выстроить с ними отношения?", "Как воспитывать и наказывать?", "Как избежать ошибок своих родителей в воспитании?", "Как не напортачить самим?"- так и остаются без верного ответа.
Мы, взрослые тети и дяди, строим гипотезы комплиментарности отношений, проверяем на выборках валидность тестов, изучаем исторические источники, опираемся на опыт и эксперименты, приводим диаграммы, собираем доказательную базу и совершаем еще массу малопонятных и сильно важных дел, при этом часто забываем о том, что за всем этим находятся настоящие живые души и глаза… Пусть еще маленькие - но уже бесконечные.
Когда родители меня спрашивают, какую еще книгу почитать по этой теме, я отвечаю так: "Не читайте никаких книг вообще. Просто начните писать такую книгу сами. Хотя бы один день не мучайте детей воспитанием и развитием, а побудьте у своего ребенка хронописцем - и вы поймете, что это уникальная, безграничная, непознанная Вселенная, которой вы дали жизнь. Ощутив всю глубину этого чуда, вы не сможете ни наказать, ни обозвать плохим словом, ни злиться. Вам останется только любить".
И это не просто метафора. Такая книга действительно помогает найти любые ответы.
* * *

Пашке, три года, и он не выговаривает ни "р", ни "л", заменяя их на "в" и это придает ему очень приятный "польский" акцент. Юле почти пять, она научилась говорить "р" совсем недавно, и поэтому везде, где нужно и где не нужно "заводит звонкий моторчик", сияя от удовольствия. Насте восемь: все буквы она умеет говорить уже давно, и поэтому просто не помнит, что и сама делала когда-то ошибки, зато очень хорошо слышит ошибки у других.
Они играют в школу, с настоящими тетрадками и ручками. Идет контрольная. Каждый что-то старательно выводит, списывая с детской доски, сдают тетрадки на проверку. Получают работы обратно.
Пашка рассматривает свою:
- Нася, а что тут за кавакулю ты сдевава?
- Это не каракуля, это подпись учителя. Вот тут оценка, тебе девять, а это подпись.
- Попись? Аааа, ну вадно.
"Ученики" расшалились, потому что сидят за одной партой и на одном стуле.
Пашка, пытаясь урезонить одноклассницу, крепко держит ее за руку и говорит очень сердито:
- Юя, не будешь свушаться, пойдешь в гугл.
- Так, дети, теперь переменка. Юля, ты должна попрыгать отсюдова-досюдова.
- Настя, ты же знаешь, что нет таких слов. Отсюда и до сих пор,- мама рядышком зашивает недолговечные колготки.
- Мам, я-то знаю. Но если я Юле так скажу - она меня не поймет. Так, значит отсюдова-досюдова, поняла?
- Да, я же не маленькая.
Физкультминутка идет своим "чехардом", мама ушла по делам на кухню и наступает тишина. Тишина означает, что где-то что-то уже творится. Через минут пять мама возвращается. Пашка сидит один в комнате за большущим белым столом сестры. Уже не совсем белым - а совершенно разноцветным, покрытым сотней фломастерных завитушек, кружочков и палочек.
- Паша! Что это такое?
- Это пописи, меня Нася в шкове научива.
Ну как тут можно злиться… Пописи они и есть пописи… Приносит тряпку и трут вместе, хотя и жаль - красиво и в самом деле получилось.
Мама объясняет, что рисовать лучше на бумаге - чтобы потом не надо было мыть. Пашка сидит, внемлет, требует много бумаги.
Мама опять уходит в свою комнату: надо работать - ждут ответов десятки писем. Через время появляется Пашка- с листком бумаги и карандашом:
- Мам, наисуй вучку.
Мама берет карандаш, кладет ладошку Пашки на бумагу, обводит все пальчики. Получается немного коряво. Паша смотрит на рисунок очень внимательно:
- Нет, не так. Сейчас пиду,- убегает в комнату, приносит тряпку, которой мыли стол.- Давай вытиять, - и усердно трет бумагу, которая тут же намокает и рвется.
- Ох, Пашка, тряпкой тут не получится. Нужно новый листик брать.
- Вадно, - убегает, прибегает с новым листиком и фломастером - видно думает, что фломастер в случае чего сотрется, как со стола.
- Наисуй вучку.
Мама опять кладет ладошку, обводит очень медленно. Рисунок получился гораздо лучше. Пашка рассматривает еще дольше.
- Нет, не так.
Снова убегает, приносит еще один листок и ручку:
- Мама, наисуй вучку.
Заходит Настя со своим "ребёнком-куклой" на руках.
- Настя, помоги Паше. Он просит порисовать, а у меня криво получается. Ты лучше рисуешь.
- Хорошо. Подержи тогда Каришку. Она поела и спит. Мама! Смотри за головкой, чтобы не ударилась. Ты уже разучилась что-ли?
- Извини, пожалуйста. - Мама бережно укладывает "малышку" на плечо, второй рукой печатает.
- Пашка, что тебе нарисовать?
- Наисуй вучку.
- Хорошо, - и начинает уверенно рисовать…шариковую ручку. - Тебе с колпачком или без?
- С кавпачком.
- Хорошо. А надпись писать?
- Да, канешна.
- Вот, держи. - На листе копия ручки. Паша светится от счастья, прижимает шедевр к груди и идёт по своим делам. Действительно…разве трудно было догадаться, что нужна именно ручка…а не ручка.
Минут двадцать идет молчаливая работа во всех комнатах. Потом Юля прибегает к маме.
- Мамочка, я у тебя тут посижу тихонько. Посмотрю что-нибудь на планшете.
- Хорошо. Дайте мне еще минут десять закончить письмо.
Еще пять минут работы под звуки взрывающихся шариков в игре.
Приходит Пашка, тоже поиграть. Сидят вместе, лопают что-то на экране, смеются.
- Пашка, давай игррррать в бассейн. Ты с этой стороны, я с этой.
Становятся на бортики дивана и прыгают на мягкие подушки, хохоча и толкаясь.
- Ребята, поаккуратней!! Побьетесь так!
- Хорррошо.
Три секунды играются поаккуратней, опять хохочут, толкаются, начинается драка и Юлин визг.
- А ну-ка, живо в свою комнату! Я попросила немного тишины. Кыш отсюда!
Притихшие и расстроенные ушли. Тишина и Юлькины всхлипы.
Пришел грустный Пашк , взял за руку и смотрит в глаза маме:
- Ты же обещава бойше не вугаться на нас. Надо выповнять. Юя совсем ваствоився.
- А ты тоже обещал Юлю не бить.
- А я так с ней двужу.
Пошли вместе успокаивать Юлю. Заключили мир еще на пять минут - нужно закончить работу.
Мама встает из-за стола. Ну что ж, одно письмо полетело на помощь. Вот ни зря и мамин день прошел.
- Эй, малышня, кушать уже хотите? Может суп погреть?
- Нет, я не хочу кушать, - голос Пашки слышен где-то в глубине квартиры.
- А, может, сырки глазированные будете?
Тут же, буквально через секунду прибегает Паша:
- Да, я буду, я уже весь такой пвоговодався.
Кушает сырок, думает о чем-то своем, долго разглядывает фантик и сырок после каждого укуса.
- Что ты там смотришь?
- Не понятно…почему в газивованном напитке есть пузыйки, а в газивованном сывке нет.
- Напиток газированный, а сырок гЛазированный. Там еще буква Л есть.
- Из-за буквы нет пузыей?
- Не совсем. Газированный от слова газ, пузырьки это и есть газ. А глазированный от слова глазурь - видишь шоколадная глазурь сверху.
- Вадно. А как тогда из сыйка пузыи достают?
- Вот этого я не знаю, - мама смеется.
- А зачем ты тогда в шкову ходива, ваз ничего не знаешь?
Что тут скажешь - абсолютная логика.
Решили на десерт приготовить творожные пончики. Пришла Юля. Сидят вокруг стола, болтают ножками и языками.
- Давай опять в школу поигррраем, я буду учительницей,- Юля берет палочку от бамбуковой циновки, становится на скамейку и водит палочкой по пустой стене, как по доске указкой
- Так, называй что это за буква.
- Эм?- мама внимательно смотрит на "доску"
- Нет, не пррррррравильно, садись, два.
- А это что за буква?
- Эс? - пробует еще раз мама.
- Нет, опять не прррравильно. Садись, два.
- Паша, что это за буква?
- Буква си.
- Молодец. Прррравильно. Тебе мы ставим двадцать.
Первая порция пончиков готова.
- Ну как, вкусно?
- Да мамочка, гут. - Юля вытягивает большой палец. - По-английски это вкусно.
- Так что, назовем их гуты?
- Назовем.
Мама продолжает готовить, дети едят, о чем-то шушукаются тихонько. Паша подошел к маме, дергает за майку.
- Что такое, зайчик? Почему ты такой грустный? - На глазах у Пашки видны слезы.
Он протягивает ладошку, открывает. На ней лежат остатки растерзанного пончика, обгрызенные со всех сторон:
- Юя убива гута.
- Ой, ну не расстраивайся уж так сильно. Это же просто пончик.
- Мама!!! У него же было имя.
Поплакали немного вместе, завернули останки в кусочек красивой салфетки и спрятали в спичечный коробок. Умирать надо по-человечески даже пончикам.
Доели десерт. Мама последним гутом собирает с тарелки остатки сахарной пудры.
- Давай-давай, мамулечка! Ставайся! У тебя все повучится! - комментирует Паша и открывает рот для самого вкусного пончика, похожего на снежок.
Обед закончился. Дети убежали. Мама берет кружку для чая, в надежде на пару минут спокойствия.
- Мам, дай мне сунку.
- Пашка, не суНку, а суМку. Правильно говорить сумку.
- Нет, суНку. Я в нее машинки засуНу. (Пашка фанат автомобилей и может играть с ними и днем и ночью.)
- На кухне нет таких сумок. В игровой поищи.
- Вадно. Налей мне ванну, пажавуста, я буду купаться.
- Хорошо, сейчас налью.
Мама вздохнула, глянула на свою пустую чашку: "Вадно, вадно… налью пока чаю, пусть остывает"
- Мама, а где моя павицейская машина? - Паша опять вернулся.
Мама смотрит вокруг, видит машинку за Пашкой на полу.
- Посмотри назад!
Пашка смотрит себе через плечо, потом начинает забавно кружиться вокруг своей оси.
- Что ты делаешь, Паш?
- Мама, я не могу посмотъеть на свой зад.
Мама смеется, показывает рукой, где машинка.
- Не могва сказать, что она в гаваже?
Забирает, уходит довольный, что-то бормоча. Мама набирает ванну. Приходит Паша, уже голый с розовой гламурной сумочкой в руках.
- Зачем тебе сумка в ванной?
- Я в нее машинки спъятав, буду мыть.
- А такую сумку для чего взял, девчонскую, с феечками?
- Чтобы никто не догадався.
Не поспоришь, и правда, ожидаешь от такой сумочки чего угодно - только не Формулы-1. Залазит в ванну. Мама тихонько прячется на кухне, где ждет холодный чай и два заныканных гута Потом приходит проверить пловца. На полу до самого выхода лужицы воды.
- Паша, ну что это такое? - мама вздыхает, берет тряпку и вытирает.
Выглядывает из-за бортика ванной, смотрит на пол и совершенно невинно отвечает:
- Это не я, это штовм.
- Понятно. А там у тебя что? Затонувшие корабли? - в ванной под водой целая куча машинок.
- Нет, кавабъи упвыли в мое.
- А это тогда что?
- Я же гаваю, что не понятно? Быв штовм, кавабъи упвыли, машинки утонули.
- Понятно, отчего же не понять. Давай, мой свои машинки.
Через пару минут мама снова заглядывает. Паша выставил все машинки ровно на бортик ванны, набрал в ладошку жидкого мыла, макает туда кисточку и мажет аккуратно одну машинку за другой.
- Ты же собирался помыть машинки. Зачем их теперь пачкаешь?
- Я их помыв. А это-воск. После мойки нужен воск, чтобы машинка бвистева как звездочка.
Это что-то совершенно удивительное и недоступное маме в ее мире чашек и ложек.
Еще через пять минут проверка
- Как ты тут? Все в порядке.
- Да.
- А что еще придумал? Почему машины без колес? - половина машин безколесая, а колесики кучкой лежат в стороне.
Пашка закатывает глаза к небу, вздыхает от непонятливости мамы и медленно выговаривает, как ребенку:
- Ты же видева, на улице уже снег выпав. Надо поменять летние ковёса на зимние.
Мама в ауте. Пошла собирать по дому одежду для стирки.
- Мам, я к Паше залезу помыться, можно? - Юля уже без одежды стоит на входе в ванную.
- А где твоя одежда? Занеси на кухню. Я сейчас стирать буду.
- Я уже занесла.
- Хорошо. Осторожно смотри, в ванне пол влажный.
Дверь открывается, закрывается. Слышен голос Паши:
- Уйди отсюдава, женщина!
- Мам, Паша врррредничает!
- Пашуль, ну ванна же большая, всем места хватит.
- Машинки не твогать!!!!
- Не трррррогаю!
Мама дособирала бельё, принесла на кухню ворох… И наблюдает, как в большой стиральной машине за стеклом кружится в танго одинокая пара: маленькая розовая (уже бывшая белая) маечка и темно-красные колготки…Юленька-хозяюшка постаралась… и тут не поругаешь..ведь все сделала как надо… хорошо хоть про порошок забыла…
- Насть, глянь, что там у них в ванной! Мне тут надо с катастрофой разобраться.
Настя приходит через какое-то время задумчивая.
- Мама, а волосы на зубах могут вырасти?
- Не могут
- Никогда-никогда?
- Никогда-никогда.
- А, хорошо, - и уходит обратно в ванную.
- А что за вопрос такой? - мама слегка насторожилась.
Дочь возвращается:
- Понимаешь, Юля Пашке почистила зубы. Шампунем для волос.
- Божечки!! Прополоскали рот??
- Не волнуйся, все по правилам, мы знаем - сначала верхние, потом нижние и хорошо пополоскать. Но она же читать не умеет. Взяла шампунь - думала он для блеска. А я прочитала - там написано: "Для роста волос". Вот и вопрос - растут ли волосы на зубах?
- Эх, Кулибины вы мои. Пошли смотреть.
Зубы еще раз почистили. Стали намыливаться.
- Мама, а Паша свою пипку калибинькает!
- Что это значит?
-Калибинькает значит карррабастает так. - И показывает на пенном животе быструю вертушку вертолета.
- Я не кавибинькаю и не кавабастаю. Я мою. Так все мужчины девают. И у меня не пипка, а писун, - Паша старательно трется.
- Так, подождите, я еще полотенец принесу с сушки, тут только одно.
Мама приходит с полотенцами. На выходе уже стоит самостоятельно закутанный в полотенце Тёма с полной сумочкой, из которой текут ручьи.
- Оставь сумку в ванной, она же мокрая вся.
- Нет, я Юе свои секветы не довеяю.
Пришлось кутать сумку в свежее полотенце. Пашка сел в комнате и любовно обтирает каждую машинку, выставляя их в стройную шеренгу.
- Мам, я еще покупаюсь. Я позже залезла - значит могу и позже выйти, - Юля занялась какими-то зельями.
- Смотри, не плескай, я уже устала вытирать.
Юля запросила кружечек и мисочек. Пришлось собирать в комнате. Мама села опять за работу, в надежде, что еще одно письмо успеется - вон еще новых наприсылали запросов.
- Продается лимонад! Продается лимонад! Продается лимонад! - Юля стала зазывать к себе.
Пашка быстро сложил все машинки опять в сумку и побежал на зов. Вернулся печальный.
- Мама, там нужны денежки. У меня нет.
Мама идет в коридор, в куртке ищет монетки, приносит. Счастливый Пашка бежит в ванну, мама идет за ним. Наблюдает картину маслом: на табуреточке стоят самой разной формы и размеров чашки, плошки, колпачки от мыльных принадлежностей и все заполнено водой из ванны. Юля-продавец не переставая выкрикивает: "Продается….!!!!"
Очень довольный Паша протягивает монетку, берет самую большую кружку, делает вид что пьет, причмокивает. Отдает Юле. Лимонад выливается опять в ванну. Тёма смотрит, смотрит, о чем-то думает, потом протягивает руку, берет свою монетку из "кассы":
- Это моя денежка! - и уходит.
Сидит на диване пару секунд, вскакивает, сообразив, что денежка все еще при нем, бежит опять к продавщице. Протягивает монетку:
- Мне, пажавуста, еще вимонада.
- А лимонад у нас закончился,- с достоинством отвечает прекрасная продавщица.
Паша выпятил губку, собираясь опечалиться вдрызг. Мама пытается предотвратить конфликт:
- Юленька, но воды-то еще полная ванна.
- Вода есть, а лимона - нет.
- Мама, вимона нет, пойдем отсюдова.
- Пашка, я же столько раз вам говорю: отсюда, нет слова отсюдова.
- Я знаю, а вот Юя не понимает вускава языка.
После ужина и очередного баловства мама гонит всех спать:
- Так, пописать и в кровати!
- Мама, пописать в кровати? Ты что! Мы же не маленькие!!!
Сказку на ночь придумывала Настенька - сказка очень длинная, потянет на годовой сериал. Малышня затихает и мама засыпает рядом с ними под ровный сап трех носов.
* * *
Знаете, что маме снилось в ту ночь? Автоматы возле гастронома в далеком-далеком детстве, где можно было за копеечку налить газировки, а за трешку - даже с сиропом. И стакан с металлическим пояском был прикован цепочкой, чтобы не своровали посетители пивного ларька, стоявшего тут же. И были умельцы, которые делали в монетке дырочку, протягивали леску и могли напоить газировкой весь двор…Вспомнили? И я тоже…Счастливое время…
На этот раз от невролога... Потрогала она его, постучала везде, много раз еще посмотрела, постучала и сидит глазами хлопает, сама понять не может, что с моим сыном. В итоге, дала направление на рентген ТБС и поясничного отдела, направление на ЭХО ЭС (эхо головы), сегодня нам сделали рентген ТБС, и только в следующую пятницу, аж 26 числа, рентген ПО, т.к. нельзя облучать много... Результат ТБС нам не дали, сказали в пятницу оба отдадут... На ЭХО в понедельник. Завтра идем сдавать кучу анализов...
Вот такие делы...

Ох, тяжело в нашем городе славном, люблю его безмерно, убью любого, кого он не впечатлит))) и это я сейчас не о Питере, а о Пушкине, пригород Питера, найти хороший магазин техники. Пришлось ехать таки в Питер... Не спрашивать, почему нельзя было заранее заказать все в ресторре и прочее, нарисовалась днем свекровь с идеей, надо было сейчас и все))) А я свекровь люблю! Нашли мы, все сделали как хотелось, но я не об этом)))
Сегодня, после вчерашнего ДР крестницы мужа с утра было очень ленивое настроение, мы смотрели телик, там нам показывали фильм Экипаж, а так как мой брат в душе летчик(не смог по зрению), а на деле монтажник летательных аппаратов, а мама электромонтажник тех же аппаратов( т.е самолетов и опыт работы 30 лет, и я о самолетах много знаю, но все равно летать боюсь))))), я это кино люблю).
Так вот, кино, как я сегодня выяснила в Вики - 79го года... Как они его сняли? У нас? в 79??? Конечно, в Штатах в это время снимали Звездные войны, экшен там и все такое, но тут все тоже очень даже для СССР 79го года!!! Вулкан, лава, взлет их, а посадка уж.. эх!)))) И , блин, кино меня каждый раз берет за душу все больше. Я старею???!) Кто-то скажет примитивно - не знаю, кто-то скажет просто - может быть. Но сегодня мне хотелось всплакнуть местами. Что редкая редкость). И актеры супер - Филатов, Жженов.
Пэ. Эс, это Маша так и не спит, а я пытаюсь ее не стукнуть за это))) Вот и пишу чего-то)
