О развитии воображения
Как ни странно, многие связывают воображение напрямую с творческими профессиями, например, художником, дизайнером или писателем. Но это совсем не так. Стоит только заменить слово "воображение" на "креативное мышление", смысл моментально меняется, хотя по сути изменяется лишь оболочка обозначения явления. Креативное мышление нужно везде: от способности быстро и неординарно решить поставленную задачу, даже если она из области, скажем, логистики или планирования, и заканчивая обустройством собственного быта и организации своего досуга. Оно необходимо для моделирования, планирования, игры, творчества и образной памяти. Стоит ли говорить о том, что результатом всей деятельности воображения является идея. И именно идеи, захватывающие человека, способны внести что-то новое в его жизнь, и даже жизнь целой планеты.
Воображение - это высшая психическая функция, которая обеспечивает сознательную творческую деятельность человека. По сути, это переработка уже имеющегося в голове материала и создание из него нового, уникального, используя предыдущий опыт.
Чтобы мозг научился думать латерально, то есть не по шаблону, ему постоянно нужно подкидывать различные задачи и материал, который будет служить базой для создания чего-то нового. Конечно, я сейчас говорю о знаниях, эмоциях, впечатлениях, зрительных образах и так далее.
Наиболее интенсивно воображение развивается именно в раннем возрасте. В дошкольном возрасте происходит не только закладка, но и совершенствование, и усложнение функции воображения, а как следствие, и творческой функции.
В сотый раз повторю, и не устану повторять, что окружение влияет на ребенка как ничто другое. Неокрепший мозг впитывает все вокруг как губка. Поэтому если у вас за окном помойка, а в квартире драные обои и оторванные плинтуса, то с этим немедленно надо что-то делать. Как минимум подклеить обои, почистить ковер и покрасить наличники. А на окна повесить занавески. Чтобы понять, что я имею ввиду, лучше всего прочитать вот этот параграф Ководства.
Обои-обоями, но как еще можно научить ребенка мыслить не по инерции?
Для того, чтобы отойти от стереотипного мышления, надо научить ребенка решать задачи, то есть научить нестандартно мыслить. Результатом такой деятельности в идеале должна стать идея. Идея никогда не рождается сама по себе, она всегда становится результатом работы над какой-то поставленной задачей. Поэтому, чтобы придумать что-то оригинальное и необычное, необходимо ставить задачу.
Что же касается занятий по методу Шичиды, по которому мы активно занимаемся, для развития воображения он предлагает включать в занятия различные элементы.
В прошлой статье я описала один из способов - игру в танграм и различные виды конструкторов, которые помимо пространственного мышления и комбинаторики учит и развитию воображения, если играть с ними не по принципу повторения увиденного, а слегка изменить правила и предложить из выданных элементов собрать что-то на определенную или произвольную тему. Естественно, что такое задание подходит детям возрастной категории 3+.
Помимо этого у Шичиды описано основное занятие, направленное на развитие воображения - Imaging.
Для упрощения восприятия бы разбила этот раздел на несколько видов упражнений.
1. Воспоминания
Это занятие особенно подходит младшим детям, которые только вливаются в правополушарные занятия. В этом занятии предлагается вспоминать события, которые происходили с ними недавно. Если ребенок еще не говорит, то вы можете сами рассказывать ему все, что происходило. Чем ярче было событие (например, поход в гости или посещение какого-то мероприятия), тем лучше. Вам необходимо вспоминать и проговаривать все мельчайшие детали, вплоть до того, кто стоял рядом с вами, во что был одет и что говорил. Таким образом, вы заставите ребенка визуализировать, то есть вызывать в голове зрительные образы.
2. Воображение
Еще одно занятие - предложить ребенку что-то представить. Вы сами рассказываете ребенку, что именно, а он лишь следит за вашим рассказом. Главное, чтобы действия были достаточно реалистичными. Например, вы можете попросить его представить, что сейчас он превратится в яркую бабочку с большими синими крыльями. Вся комната - это необыкновенно красивый цветущий яблоневый сад. Вокруг светло и солнечно, очень вкусно пахнут цветы. Ты взмахиваешь крыльями и летишь к этим цветам. В них так много сладкого медового нектара. Давай долетим туда, достанем свою трубочку и будем пить нектар! Попробуй, какой он на вкус?
Когда ребенок начинает говорить, вы можете предложить ему самому рассказывать историю. В этом занятии надо предложить ребенку побыть кем-то или чем-то. Например, вы можете предложить ребенку представить, что он птичка. Спросить у него, какая именно, где живет, что кушает, куда летает и что видит. Чем лучше ребенок говорит, тем больше деталей он вам сможет рассказать, но если речь его еще не слишком развита, помогите ему, дав отправные точки или сказав что-то за него.
Представлять при этом можно что угодно и быть кем угодно: зайчиком в лесу, сорванным с дерева листочком, кусочком мыла, можно прийти в кондитерскую и нюхать разноцветные пирожные или плавать в коралловом рифе, будучи рыбкой-клоуном.
3. Фантазирование
В этом упражнении мы придумываем сказку. С самыми маленькими можно сочинять сказки, имея перед собой игрушки, которые и станут героями приключений. Можно также предложить ребенку сочинять историю, выкладывая перед ним карточки одна за одной. И, как финал по уровню сложности, просто сочинять вместе с ребенком, не имея никаких подручных средств.
Здесь уже можно развернуться с волшебным лесом, гномиками, феями, говорящими животными и цветами, вы можете летать и собирать волшебную пыль, жить на украшенной елке среди елочных игрушек, кататься на единороге, танцевать со снежинками и плавать в морские глубины с русалочкой.
В идеале, чтобы при выполнении этих упражнения ребенок был расслаблен и даже закрыл глаза. Для полного погружения можно включить поддерживающую музыку, например, звуки природы, или воссоздать запахи. Напомню, что у Шичиды все расслабление сопряжено с расслаблением тела, нормализацией дыхания, глубокими вдохами. По возможности надо закрыть глаза. Пока ребенок мал и не может выполнять подобные просьбы, можно обходиться и без этого, со временем это придет, главное, увлечь ребенка процессом и помочь развернуться детской фантазии.
4. Абсурдные истории
Еще одно очень важное звено в развитии воображения - это придумывание абсурдных историй. В методике Шичиды такое упражнение есть, но оно в первую очередь нацелено на развитие памяти. Вы уже поняли, что я говорю о Цепочке Памяти или Linking Memory.
Мы рассмотрим это упражнение еще и с точки зрения развития латерального мышления. Конечно, придумывать такие истории надо начинать, когда ребенок уже осознает, что это небылицы и знает кое-что о реальном положении вещей. То есть не стоит рассказывать, что лось полез на пальму за малиной, если ребенок ни разу не видел, где растет малина и не знает, что лось не лазает по деревьям. Сейчас большинство из нас находится на этапе, когда играя в цепочку памяти, мы сами придумываем детям историю, а затем убираем или перемешиваем карточки и просим рассказать ее. В идеале же все должно стремиться к тому, чтобы ребенок сам с легкостью придумывал истории о том, как жираф жил в гнезде и пек арбузное печенье, угощая им своих друзей ящериц.
5. Новые функции старым вещам
Для говорящих детей есть еще один прекрасный способ развить фантазию и научиться мыслить нестандартно. У Шичиды об этом ничего нет, но способ однозначно заслуживает занять прочное место в регулярных занятиях. Это придумывание обычным предметам необычное применение. Я нескромно считаю, что это почти гениальная находка с моей стороны, и она действительно очень стимулирует)))
Что можно сделать с вилкой? Ей можно есть. Можно делать дырки и узоры на пластилине или тесте. Можно даже причесать куклу. А еще можно сделать катапульту и кидаться шариками из бумаги. Можно окунать в краску и делать красивые отпечатки на бумаге. Можно рисовать по песку и даже сделать мини сад камней в контейнере. Можно намотать на зубчики пряжу и сделать помпон. Можно почесать что-нибудь, если очень чешется. А если очень увлечься, можно навязать на зубчики бантов, нанизать бусины и всякие декоративные элементы и сделать этакий "букет", поставить его в вазу и порадовать папу. Не важно, насколько долговечна и абсурдна идея, главное, чтобы мыслительный процесс пошел. Я предлагаю регулярно брать по одному предмету и проходиться по нему, придумывая и воплощая вместе с ребенком всякие дурацкие и смешные вещи.
6. Достраивание изображения
Кстати, еще один прекрасный способ для развития правого полушария - мысленное достраивание образа. Такой тест некогда придумал Льюис Терстон. Он предложил рассказать, что изображено на картинке по остаточным деталям.
Вот пример такого рода картинок, но для более старшего возраста:
7. Музыкальные образы
Очень полезным может оказаться придумывание истории на основе музыки. Для этого отлично подходит классическая музыка с различным настроением. Например, "Карнавал животных" Камиля Сен-Санса как нельзя кстати подходит для стимуляции образного мышления. Можно представить, кто шагает под музыку, слон или мышка, важно идет жираф или скачет кенгуру. Если в музыке есть вокал, можно попробовать описать певца, как он выглядит, во что одет. Совершенно не обязательно, чтобы речь ребенка лилась рекой, он вполне может изъясняться односложно или отвечать вам на наводящие вопросы. Главное, чтобы вы его вдохновили на фантазирование, а впоследствии поняли.
8. Дорисовывание
Помимо этого есть множество идей для рисования и дорисовывания.
Наверняка вы помните, как в детстве искали в узорах на обоях и пятнах на асфальте силуэты животных. Ну а уж на что могут быть похожи облака! Это очень и очень хороший способ - обращать внимание ребенка на такие вещи и с энтузиазмом поддерживать его игру.
Заниматься этим можно и в домашних условиях. Например, придумать, на что похоже абстрактное пятно. Пятно можно просто наляпать гуашью или накапать жидкой акварели и подождать, пока оно растечется. Предложить ребенку придумать, на что похоже пятно, а после этого вместе дорисовать ему детали.
Очень хороши идеи с дорисовыванием, когда ребенку дается отправная точка, но придать настроение картине должен он сам. Сейчас в продаже масса альбомов для творчества, построенных на подобном принципе.
Вот, например, вариант каляк-маляк для тех, кто еще совсем не умеет рисовать:
Или вариант для детей постарше:
На днях, кстати, я постараюсь сделать обзор тетрадей и книг для творчества и о творчестве.
И в качестве послесловия
Я знаю, что детская фантазия безгранична. Безусловно, к трем годам этот пост надо будет сильно обновить, так как вышеперечисленного будет крайне недостаточно даже для использования в качестве отправных точек.
К сожалению, здесь итак уже очень много букв, поэтому нет смысла описывать все идеи, но хочется сказать одно. Чтобы помочь ребенку развить воображение, его придется развить в себе и нам с вами.