Аватар

✪Тati✪ - страница 7

40 лет Ростов-на-Дону, Россия
На сайте с 11.06.2007, последнее посещение — 3 года назад
897 записей 65 друзей 27 подписчиков
На сайте с 11.06.2007, последнее посещение — 3 года назад
Аватар ★ Сын★ 17 лет 10 месяцев
Аватар ♫ Дочь ♫ 16 лет 10 месяцев
Все категории Поиск
Мама двоих (17 лет, 16 лет) Ростов-на-Дону
НЕПУТЁВАЯ..

НЕДАВНО СТИРАЛА ПОСТЕЛЬНОЕ. ЗАЛОЖИЛА В СТИРАЛЬНУЮ МАШИНУ ВМЕСТЕ С НОСКАМИ ЧЕРНЫМИ........(ДУРА, ДА???)...НУ ТАК ВЫШЛО- ОНИ ПОЛИНЯЛИ И ПОСТЕЛЬНОЕ СТАЛО РЕКВИЗИТОМ ДЛЯ СЪЕМОК ФИЛЬМОВ УЖАСОВ..... А СЕГОДНЯ МУЖ ПОПРОСИЛ МЕНЯ КАК ВСЕГДА ПОГЛАДИТЬ РУБАШКУ, ТАК Я ОЧЕНЬ СПЕШИЛА ПОКОРМИТЬ СЫНОЧКА (ПОТОМУ ЧТО ГРУДЬ ПРОСТО ЛОПАЛАСЬ),€ ЧТО ИСПОРТИЛА ЕМУ РУБАШКУ. ВОТ ТАКАЯ Я НЕАККУРАТНАЯ И ПЛОХАЯ ХОЗЯЙКА.

verysad.gif

✪Тati✪ Семейное
Мама двоих (17 лет, 16 лет) Ростов-на-Дону
ПРО ОБЩЕНИЕ С МУЖЕМ

МУЖ РАБОТАЕТ С 9-10. ДОМОЙ ВОЗВРАЩАЕТСЯ ОКОЛО 8 ВЕЧЕРА. НА ВЫХОДНЫХ У НЕГО ДЕЛА...СЕГОДНЯ ПРИШЕЛ РАНЬШЕ (В 15.30) И УЕХАЛ НА РЫБАЛКУ.... НАМ НЕ О ЧЕМ С НИМ ГОВОРИТЬ, ПОТОМУ ЧТО ОН МЕНЯ НЕ СЛУШАЕТ, КОГДА Я О РЕБЕНКЕ ГОВОРЮ. ТОЛЬКО КОГДА САМ СПРОСИТ, И ВСЕ. ЧТО ДЕЛАТЬ? Я В ПАНИКЕ...МНЕ ИНОГДА ДАЖЕ ХОЧЕТСЯ ЗАБОЛЕТЬ , ЧТОБЫ ОН МНЕ УДЕЛИЛ ВНИМАНИЕ!

✪Тati✪ Интересно
Мама двоих (17 лет, 16 лет) Ростов-на-Дону
Синдром измученной домохозяйки

Одну из самых распространенных жалоб я назвала "Синдромом измученной домохозяйки". Если подойти к любому продуктовому магазину или рынку, можно увидеть очень многих женщин среднего возраста, явно страдающих от этого синдрома. В руках - тяжелые сумки, муж и дети ждут ее дома, ее спина согнута, и на лице тяжелая жизнь оставила свой отпечаток - ранние морщины. Ее уже сложно назвать женщиной, к ней больше подходит слово "тетка с кошелкой".

Мама двоих (17 лет, 16 лет) Ростов-на-Дону
КОМПОТ ИЗ ЧЕРНОСЛИВА

b_fc.gifЧернослив два-три раза промыть в теплой воде. В кастрюлю всыпать сахар, залить его 2,5 стаканами горячей воды, размешать, положить чернослив и при слабом кипении варить до мягкости (в течение 15-20 минут). Так же приготовляют компот из кураги, но при варке достаточно довести его лишь до кипения. .
На 200 г чернослива - 0,5 стакана сахара

✪Тati✪ Я-мама!
Мама двоих (17 лет, 16 лет) Ростов-на-Дону
СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ

Мамы разные важны: стили воспитания

С легкой руки главного советского гимнописца мы знаем, что мамы разные нужны, мамы всякие важны. Действительно, для ребенка мама – это центр вселенной, и ему совершенно все равно: кто она по профессии и как выглядит.

По наиболее ярким чертам поведения всех родительниц можно разделить на несколько типов, у каждого из которых есть свои достоинства и недостатки.

Домашняя мама. Для нее ценен каждый кирпичик домашнего очага, а жизнь без детей не имеет смысла. Естественное стремление домашней мамы – родить несколько отпрысков и посвятить им всю себя, но без излишней гиперопеки в отношении каждого ребенка.

Для ребенка это идеальный вариант, потому что их мама всегда рядом. Она не будет убегать рано утром, оставив еду в холодильнике, и возвращаться с работы без сил. Впрочем, и остальным членам семьи домашняя мама обеспечивает уют и комфорт, создавая ощущение надежности и защищенности.

Плюсы: Ребенок не чувствует себя одиноким. У него формируется чувство доверия к миру и людям, понятия дома и семьи получают позитивную окраску.

Минусы: В последнее время в обществе женщину-домохозяйку часто воспринимают как неудачницу, в связи с этим ребенок может начать стыдиться неработающей мамы. Если же мать занята только детьми и кухней, также может ощущаться дефицит интеллектуального общения.

Наседка. Курица-наседка долго сидит на яйцах, иногда даже отказываясь от еды и воды, а потом ни на шаг не отходит от своих цыплят. Вот только в природе цыплята вырастают и отдаляются от наседки, а матери этого типа стремятся опекать своего «малыша» всю его жизнь. Чаще всего в детстве они сами недополучили любви и решили своей кровинушке отдать все-все. Правда, старую истину о том, что «много хорошо тоже плохо» никто не отменял – сверхопекающая мама всем своим поведением внушает чадам, что те ничего не могут сделать сами, формируя массу комплексов.

Плюсы: Конечно, мать этого типа дает ребенку не только отрицательные посылы. Для грудного младенца мать-наседка вообще идеальна, да и подросший ребенок наседки уверен, что его любят, хотя если со временем не удается оторваться от материнской юбки, эта самая любовь начинает тяготить.

Минусы: Ребенка лишают шанса стать взрослым самостоятельным человеком. Мать из благих побуждений (в садике детям плохо, во дворе можно подхватить инфекцию и т.п.) ограждает его от контактов со сверстниками, в итоге дети наседки не умеют устанавливать контакт и общаться с другими людьми, принимать решения, заботиться о себе. О личной жизни им тоже часто приходится лишь мечтать – мама не считает зазорным сунуть нос даже в постель давно выросших детей. В худшем случае последствием «святой материнской любви» наседки являются странные организмы типа любящего сорокалетнего сына, который ни шагу не может сделать без мамочки, или старой девы без признаков личной жизни.

Контролер. Такую мать еще можно назвать диктатором или надзирателем, ведь с самыми добрыми намерениями она превращает дом в тюрьму для маленького человека. Визитная карточка контролера – слова «Ты сделаешь так, как сказала я» и установка на то, что ребенок не имеет права на личную жизнь и его слово не значит ничего. При этом мать-контролер стремиться знать о нем все из соображений «как бы чего не вышло», собирает информацию и временами устраивает перекрестные допросы приятелям своей дитяти и даже их родителям. Естественно, другие дети стараются держаться от неприятной тети подальше, что автоматически переносится и на ребенка. Корни такого поведения могут быть различны: собственное трудное детство, сокрытие неуверенности в себе, стремление реализовать собственные подавленные желания, привычка командовать на работе и многое другое. При этом естественное направление жизни ребенка подменяется слепым следованием родительским прихотям.

Плюсы: Если вы не стремитесь воспитать составителя легенд для разведчиков (при матери-диктаторе приходится учиться врать так, чтобы комар носа не подточил), то никаких плюсов в столь суровом подавлении личности нет.

Минусы: Часто дети родителей-контролеров вырастают слабыми людьми, выбирающими путь наименьшего сопротивления, или ведут двойную жизнь. В этом случае в собственной семье их ждет разочарование и стремление к выбору партнера, который будет обижать и наказывать так как, как это делали родители. Второй вариант развития ситуации — протест, когда подросший ребенок отрицает авторитет родителей, отказывается иметь с ними дело и стремиться сделать все, что ему запрещали. Отсюда плохие компании, наркотики, беспорядочный секс и попытка выбрать наиболее нестандартную и шокирующую модель поведения.

Критик. Что бы ни делал ребенок, он не видит искренней похвалы и восхищения. Мама-критик либо не знает другого поведения (если ее саму в детстве распекали), либо самоутверждается за счет ребенка. Еще в детстве чадо узнает, что руки у него выросли из мягкого места, характер ужасный, оценки никуда не годятся, а достоинств вообще нет. Итогом становится либо перфекционизм (стремление делать все идеальным образом), либо патологическая боязнь критики.

Плюсы: Дети критиков чаще всего не оставляют надежду на родительскую похвалу и стремятся делать все как можно лучше, добиться выдающих успехов вопреки негативным прогнозам родни. Поэтому в чем-то критиканство помогает ребенку достичь больших высот.

Минусы: Недолюбленный и недохваленный ребенок рискует вырасти злым и беспощадным или не верящим в любовь и теплоту. При этом практически любой успех привыкшего к сверхкритике человека отравлен страхом несостоятельности.

Кукушка. Эта мама своя и чужая одновременно: к жизни ребенка интерес у нее эпизодический. Мама-кукушка либо не любит его, либо слишком занята – собой, работой, чем угодно. Ребенка же воспитывает кто угодно: бабушка, няня или телевизор с улицей. Кукушкины дети чаще всего одеты, обуты и сыты, им не хватает лишь главного – тепла и ласки, вместо внимания мать этого типа отдаривается дорогими игрушками по праздникам. При этом кукушка чаще всего не плохая – она просто не настроена на материнство. Но ребенок этого не понимает и недоумевает, почему сегодня мама приветлива, а завтра не замечает его, и отчаянно завидует сверстникам, у которых обычные мамы.

Плюсы: Обделенный вниманием ребенок обычно вполне самостоятелен и легко взрослеет, а, если мама успешна, то ею гордятся и стремятся достичь успеха, чтобы быть «достойным».

Минусы: Дети кукушек чувствуют себя одинокими и никому не нужными. Кроме того, не узнавшему материнской любви ребенку сложно любить себя и он часто делает вывод, что причина холодности матери именно в нем, стремясь к саморазрушению. Такие дети в группе риска по суицидам и наркомании, им сложно строить доверительные отношения.

Настоящий друг. Такие мамы даже младенца воспринимают как личность, правильно расставляя приоритеты между своими желаниями и возможностями ребенка в пользу последнего, терпеливо объясняют почему что-то можно, а другое нельзя и искренне восхищаясь достижениями ребенка. Причем никакой вседозволенности в отношении ребенка не наблюдается. Сын или дочь такой матери получит не только тепло, но и умение ценить других людей и выстраивать партнерские отношения на принципах доверия и уважения.

Плюсы: Малыш, которого с детства научили ценить себя, но не задирать нос, чаще всего вырастает в человека, нацеленного на конструктивное решение всех жизненных задач, не опускающего руки после совершенной ошибки и терпимого к чужим успехам. У таких детей позитивное восприятие семьи, именно они чаще всего становятся такими же ответственными и любящими родителями, как и их собственные.

Минусы: Детей, воспитанных в атмосфере любви и уважения, реальный мир иногда шокирует. Им часто бывает сложно смириться с тем, что в жизни есть место обману и предательству, жестокости и несправедливости.

Конечно, в жизни встречаются разные сочетания описанных вариантов и разная степень их выраженности. Правда, отнюдь не факт, что даже у мамы с ярко определенной ролью вырастет ребенок с определенным набором черт. Важно и влияние других членов семьи – так при маме-критике недостающую любовь ребенок может добирать у бабушек и дедушек, а трезвомыслящий папа вполне способен осадить маму-наседку, не давая ей прожить жизнь за любимое чадо. Но, какой бы замечательной ни была многочисленная родня, без мамы ребенку не обойтись и даже требовательного критика-диктатора не заменит самая ласковая чужая тетя. .

✪Тati✪ О ВиВи и для него
Мама двоих (17 лет, 16 лет) Ростов-на-Дону
Пальчиковые игры

atady.gifПальчиковые игры

ruki.jpgУ новорожденного ручки всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Таким образом, малыша можно даже немного приподнять. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Внимание, родители: чем чаще у ребенка «включается» хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит его эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Доказано, что уровень развития мелкой моторики кисти напрямую связан с развитием речи ребенка. Недоношенные дети, которым проводится массаж кисти, быстрее догоняют сверстников, рожденных в срок. Пальчиковые игры интересны и полезны для каждого малыша.

Когда мама для такой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает ладошку, берет его пальчики, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального интеллектуального развития впечатлений. Такой контакт успокаивает и радует ребенка, вызывает у него улыбку и смех.

Ребенок с большим интересом следит за руками взрослого, смотрит, как «зайка шевелит ушками», как «паучок бежит», «собачка лает», «птичка летит», и с помощью взрослого сам выполняет разнообразные движения.

Массаж кисти можно начинать с первых недель жизни.

Массаж включает следующие упражнения:

1. Поглаживание наружной и внутренней поверхности руки ребенка – от пальчиков к локтю. По 6 раз каждую руку.

2. Круговые движения по раскрытой ладони ребенка. По 10 раз.

3. Разгибание и сгибание всех пальцев ручек ребенка. По 2 раза каждый палец.

4. Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги каждого пальца руки ребенка. По направлению от кончиков к основанию.

5. Отведение и приведение большого пальца руки ребенка: вперед-назад, по кругу.

✪Тati✪ Я-мама!
Мама двоих (17 лет, 16 лет) Ростов-на-Дону
МУЗЫКА

musik.jpgНоворожденный воспринимает происходящее совершенно не так, как взрослый человек. Как именно, мы не узнаем (не вспомним) никогда. Он по-другому видит и слышит. Новорожденный не может определить, где находится источник звука, и рассмотреть его. Но стук сердца и материнский голос узнает сразу, ведь он слышал их еще до рождения (приблизительно с 16-ой недели беременности).

Маленькому ребенку можно ставить записи природных звуков (пение птиц, шум моря или листвы). Вслушиваясь в многообразие негромких звуков, малыш успокаивается и засыпает.

Важное значение для развития и адаптации ребенка имеет музыкотерапия. Музыкотерапия применяется сегодня в ведущих медицинских клиниках. Доказано её воздействие на эмоциональное состояние, а через него на функционирование всех систем организма.

Музыкотерапия может быть как в виде «живого» голоса (и не имеет значение какие у вас вокальные данные, мамин голос самый приятный для ребенка), так и в записи.

Выбирайте мелодии, соответствующие времени дня и состоянию ребенка. Прекрасно успокаивают малышей колыбельные, а также протяжные народные песни («Уральская рябинушка», «Ой, мороз, мороз»). Слишком спокойному ребенку, наоборот, показано прослушивать песни с четким ритмом (детские песни В.Шаинского, маршевые мелодии, подвижные народные песни, например, «Ах, вы сени, мои сени», «Вдоль да по речке» и т.п.). Установлено, что пение полезно не только для ребенка, но и для матери.

Возбудимым детям рекомендуется прослушивать успокаивающую музыку через 20-30 минут после кормления, а слишком спокойным – стимулирующую, перед кормлением.

Рекомендованные музыкальные произведения:

При возбуждении: А.Вивальди «Зима», К.Сен-Санс «Лебедь», Ф.Шуберт «Аве Мария», М.Глинка «Жаворонок», Л.Бетховен вторые части фортепианных сонат.

При вялости: В.Моцарт «Маленькая ночная серенада», П.Чайковский вальсы из балетов, А.Вивальди «Весна» и др.

Если малыш расстроен, музыка может его раздражать. Тяжелая музыка, причем не только рок, но и орган или классические произведения в минорном ключе, угнетают нервную систему, вызывают беспокойство, подавленное тревожное настроение.

Со временем значение колыбельной меняется. Во втором полугодии жизни, для малыша двух-трех лет колыбельная песня, вечерняя сказка – часть очень важного вечернего ритуала, означающая конец дня, помогающая спокойно заснуть.

✪Тati✪ Я-мама!
Мама двоих (17 лет, 16 лет) Ростов-на-Дону
Речь

0a8321727ce51483a38a26d42a8f85e4.jpgРазвитие речи начинается с того момента, когда одно-двухмесячный ребенок смотрит на склонившегося к нему взрослого и, внимательно разглядывая его губы, начинает сам шевелить губами. Называется это «ротовое внимание» или «ротовое сосредоточение» и означает, что ребенок сопоставил слышимые им звуки человеческой речи и источник этих звуков. Как правило, вскоре (через 1-2 недели) после этого малыш начинает гулить, сначала в моменты сильных эмоций и довольно отрывисто, а в 3-5 месяцев практически постоянно (если не спит) и очень певуче. Ребенок гулит, визжит, рычит, постоянно исследуя возможности своего голосового аппарата.

Мама двоих (17 лет, 16 лет) Ростов-на-Дону
О СМЕСЯХ (My selection)

На смену простым смесям пришла целая серия адаптированных смесей, то есть приближенных к свойствам грудного молока. Достигается это тем, что лишние вещества из коровьего молока изымаются, недостающие добавляются, а некоторые собственные его элементы так изменяются, что приобретают новые качества. Достаточно развести нужное количество порошка теплой водой, прокипятить - и еда готова. Правда, некоторые сердобольные мамы и бабушки, желая посытнее накормить малыша, сыплют порошка побольше. А то и молоком разведут. Добрые намерения оборачиваются злом. Ребенок переедает, и могут возникать всякого рода расстройства и нарушения. Избежать этого позволят жидкие адаптированные смеси, уже готовые к употреблению. Ими можно угощать уже с пятого-шестого дня жизни. Они выручают и тогда, когда мать страдает различными воспалительными заболеваниями, при которых приходится использовать несовместимые с грудным вскармливанием антибиотики.

Адаптированные «заменители» в наибольшей степени приближены к женскому молоку. Однако и эта группа молочных смесей отличается по компонентному составу.

Большое значение для малыша имеет белковый компонент заменителей грудного молока. В большинстве адаптированных смесей он представлен казеином (основным белком коровьего молока) и белками молочной сыворотки (доминирующими в женском молоке) в соотношении 40:60 или 50:50. Сывороточные белки образуют в желудке ребенка более нежный сгусток, чем казеин, что обеспечивает более высокую степень усвоения молока. Группа адаптированных молочных смесей, в которых доминирует белок коровьего молока — казеин (его доля составляет 80%), носит название казеиновых формул. Казеин подвергают специальной обработке, повышающей его усвояемость. Состав необходимых компонентов казеиновых формул также максимально приближен к составу женского молока, поэтому они могут использоваться в питании детей с первых дней жизни.

Во всех адаптированных молочных смесях подвергается обработке жировой компонент — молочный жир, который полностью или частично заменяют на смесь растительных масел (подсолнечного, кукурузного, соевого, рапсового, кокосового, пальмового).

Основным углеводным компонентом в большинстве заменителей женского молока является лактоза. Но есть смеси с декстрин-мальтозой. Она всасывается медленнее, чем лактоза. Это обеспечивает возможность удлинения интервалов между кормлениями.

К числу максимально адаптированных заменителей женского молока относятся жидкие смеси: "Агу-1" стерилизованная (пресная) и кисломолочная (Россия); большое число сухих смесей, в том числе "Нан" (Швейцария), "Нутрилон" (Голландия), "Бэби" (Словения), "Пре-ХиПП" и "ХиПП-1" (Австрия), "Энфамил-1" (США), "ХуманаГ' (Германия), "Сэмпер-Бэби-1" (Швеция), "Фрисо-лак" ("Фрисланд", Голландия) и др.

Несколько менее адаптированными являются так называемые "казеиновые формулы". Они изготавливаются на основе сухого коровьего молока, основной белковый компонент которого представлен казеином, без добавления деминерализованной молочной сыворотки. Вследствие этого такие смеси менее близки к белковому составу женского молока. К числу "казеиновых формул" относятся, например, такие смеси, как "Симилак" (США), "Нестожен" (Швейцария) и др.

К числу заменителей женского молока так же относится группа частично адаптированных молочных смесей. В них отсутствует деминерализованная молочная сыворотка, не полностью сбалансирован жирнокислотный состав, в качестве углеводного компонента используется не только лактоза, но также сахароза и крахмал. К числу таких смесей относятся "Малютка", "Малыш" (Россия), "Аптамил" (Германия) и др. Следует отметить, что в самое последнее время АО "Истра-Нутриция" совместно с нашей лабораторией несколько модифицировала состав смесей "Малютка" и "Малыш", оптимизировав их витаминный и, в известной степени, минеральный состав. Разработан также быстрорастворимый вариант "Малютки", который будет выпускаться под названием "Малютка Истринская"

В последние годы за рубежом разработаны и широко используются так называемые "последующие смеси", т.е. молочные продукты, предназначенные для вскармливания детей на "последующем" возрастном этапе - с 5-6 мес. Они отличаются от заменителей женского молока меньшей степенью адаптации и представляют собой частично адаптированные молочные смеси. Их производят из сухого цельного молока (без добавления молочной сыворотки), причем они содержат крахмал и сахарозу. Содержание в них белка и энергетическая ценность значительно выше, чем в "стартовых" заменителях женского молока (1,8-2,2 г/100 мл и 70-80 ккал/100 мл соответственно), что соответствует возросшим потребностям детей второго полугодия в энергии и пищевых веществах. Важной особенностью "последующих" смесей является также повышенное содержание в них железа, что является одним из эффективных подходов к профилактике железодефицитной анемии, нередко возникающей у детей второго полугодия жизни в связи с истощением у них запасов железа, полученных от матери в период внутриутробного развития. Последующие смеси, так же как и заменители женского молока, содержат все необходимые ребенку второго полугодия жизни витамины, минеральные соли и микроэлементы.

К числу "последующих смесей" относятся такие смеси, как "Агу-2" пресная и кисломолочная, "Нан" с 6 до 12 мес. (Голландия), "Нутрилон-2" (Голландия), "Галлия-2" (Франция), "Сэмпер-Бэби-2" (Швеция) и др.

Следует подчеркнуть, что ингредиентный и химический состав всех современных заменителей женского молока, соответствующих международным стандартам, достаточно близок у разных смесей, что крайне затрудняет для практического врача выбор наиболее оптимальной молочной смеси именно для данного ребенка. В то же время в практике нередки случаи, когда у ребенка возникают выраженные аллергические реакции на одну из современных максимально адаптированных смесей, но при этом он хорошо переносит другую смесь того же поколения. Более того, ряд детей дает аллергическую реакцию на адаптированные смеси, обогащенные сывороточными белками, но хорошо переносит менее адаптированные смеси, изготовленные на основе цельного коровьего молока.

В первые 2-3 недели жизни ребенку лучше подойдут пресные смеси, а затем хорошо сочетать пресные и кисломолочные. При этом желательно равное их соотношение в рационе.

Все-таки смеси только приближиются по свойствам к женскому молоку, но заменить полностью его могут с большим трудом.

Мама двоих (17 лет, 16 лет) Ростов-на-Дону
О ЗАПОРЧИКАХ

Причинами функциональных запоров у детей раннего возраста являются:

Неправильный режим питания кормящей матери. Недостаточный питьевой режим ребенка при искусственном вскармливании. Недостаточный питьевой режим ребенка, находящегося на естественном вскармливании при введении прикорма (ввели "густой" прикорм, но не дали малышу воду). Ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание. Быстрый перевод малыша с одной смеси на другую (менее чем за 7 дней). Нерациональная диета ребенка (ребенок в течение длительного времени получает продукты с большим содержанием белков, жиров, которые плохо усваиваются). Наличие у младенца рахита, при котором наблюдается пониженный тонус мышц, в том числе и мускулатуры кишечной стенки. В ряде случаев, через 2-3 недели после назначения витамина Д запоры у ребенка исчезают. Последствия повреждения центральной нервной системы, развившиеся при неправильном течении беременности и родов. Нарушение функции щитовидной железы (гипотиреоз). Одним из клинических проявлений гипотиреоза является запор. Железодефицитная анемия - при дефиците железа возникает недостаточное снабжение мускулатуры кишечника кислородом, в связи с чем отмечается его мышечная слабость. Дисбиоз кишечника - нарушение микрофлоры кишечника, что приводит к усилению процессов гниения, снижению двигательной активности кишечника. Пищевая аллергия (к белку коровьего молока, яиц, рыбы, сои, злаковым, содержащим глютен (глиадин)), приводящая к воспалительным изменениям аллергического характера в стенке кишечника. Существенную роль в развитии функциональных запоров у детей играют нарушения акта дефекации вследствие угнетения или отсутствия выработки рефлекса на дефекацию (условно-рефлекторные, психогенные запоры). Данный вид запоров нередко отмечается у стеснительных детей в период адаптации к новым условиям (ясли, детский сад). Подавление рефлекса на дефекацию приводит к уплотнению каловых масс, травмированию слизистой оболочки прямой кишки, развитию ее воспаления, болезненности при дефекации, возникает "боязнь горшка", усугубляются невротические нарушения. Запоры могут развиться на фоне длительного приема лекарственных препаратов: спазмолитиков - средств, устраняющих спазм гладкой мускулатуры, например, кишечника, противосудорожных препаратов, диуретиков (мочегонных средств), психотропных средств, антибиотиков и др.

В результате воздействия различных вышеперечисленных причин изменяется мышечный тонус кишечника. При повышении тонуса какого-либо участка кишечника возникает спазм, каловые массы не могут быстро пройти это место. Таков механизм развития спастического запора, внешним проявлением которого является наличие плотного, фрагментированного, "овечьего" кала. Другая разновидность функциональных запоров - гипотонические запоры, для которых характерна задержка стула с выделением его в виде калового цилиндра.

У детей могут наблюдаться временные задержки стула - "преходящий запор". Это может быть связано с погрешностями в диете, с обезвоживанием каловых масс в период острых лихорадочных состояний (если у ребенка высокая температура, выраженная потливость, потеря жидкости с рвотными массами т.д.). У малышей, находящихся на грудном вскармливании, может развиться так называемый "ложный запор". Он возникает вследствие того, что младенцы получают малое количество грудного молока, а также из-за наличия врожденных дефектов полости рта (например, расщелины твердого и мягкого неба), вялого сосания, срыгивания. В этих случаях еще не стоит говорить о запоре и предпринимать экстренных мер. С устранением причины, вызвавшей задержку стула, его нормализация происходит самостоятельно. Иногда, чтобы решить эту проблему, бывает достаточно откорректировать диету и питьевой режим.

Влияние запора на организм

Запор сопровождается развитием у ребенка хронической вялости, слабости, снижения аппетита на фоне нарушения процессов переваривания и усиления всасывания вредных веществ из каловых масс. При накоплении каловых масс в просвете кишки нарушается питание ее слизистой оболочки. Хроническая задержка стула ведет к нарушению микрофлоры кишечника, увеличению количества болезнетворной и снижению уровня нормальной микрофлоры. Имеет место нарушение всасывания витаминов и микроэлементов, приводящее к другим нарушениям обмена в клетках и тканях всего организма; постепенно развивается дефицит железа. Может развиться воспалительный процесс в кишечнике (колит), повыситься моторика кишечника, что сопровождается появлением болей в животе, расшириться диаметр кишки, что приведет еще к большему усилению запора.

Возможные осложнения

Длительно существующий запор может вызывать различные осложнения. Чаще всего у детей возникают нарушения микрофлоры кишечника, что влечет за собой нарушение процессов переваривания и всасывания в его отделах. В дальнейшем нарастает интоксикация, обусловленная повышением процессов гниения в кишечнике, накоплением вредных веществ. Возможно нарушение кровообращение в стенке кишки, развитие воспалительного процесса в толстой кишке и расширение просвета кишечника. Наиболее часто при запорах у детей различного возраста наблюдаются трещины прямой кишки, сопровождающиеся появлением алой крови на поверхности кала. Упорные запоры могут вызывать выпадение слизистой прямой кишки. При появлении этих симптомов нельзя заниматься самолечением, необходимо срочно обратиться к врачу. У детей раннего возраста болезненная дефекация приводит к появлению страхов перед этим процессом.

"Скорая" помощь

В домашних условиях при возникновении запора у ребенка как средство "скорой" помощи до осмотра врача можно применить очистительную клизму. Для очистительной клизмы используют кипяченую воду комнатной температуры. Для увеличения послабляющего действия клизмы к воде добавляют глицерин - 1-2 чайные ложки на стакан воды. Также для размягчения каловых масс ребенку можно дать вазелиновое масло. Важно, что вазелиновое масло не всасывается в кишечнике, и при назначении его между приемами пищи не влияет на всасывание питательных веществ, электролитов и жирорастворимых витаминов. Детям до одного года обычно назначается 1/2-1 чайная ложка, в 1-3 года назначается 5-10 мл (1-2 ч. л.), с 4 до 7 лет - 10-15 мл (2-3 ч. л.).

С помощью клизмы рекомендуется вводить следующие количества жидкости в зависимости от возраста ребенка:

новорожденным - 25 мл; 1-2 месяца - 30-40 мл; 2-4 месяца - 60 мл; 6-9 месяцев - 100-200 мл; 9-12 месяцев - 120-180 мл; 1-2 года - 200-250 мл; 2-5 лет - 300 мл; 6-10 лет - 400-500 мл.

Однако при подборе объема клизмы следует учитывать важный принцип - минимальный объем воды, при котором происходит дефекация.

Баллон, используемый для клизмы должен быть чистым, а его наконечник смазан вазелином или маслом. Для того чтобы наполнить баллон, его сдавливают рукой до полного вытеснения воздуха, после чего опускают наконечник в воду и, разжимая баллон, набирают в него воду. Ребенка кладут на клеенку и пеленку, придерживая левым предплечьем тело ребенка, а кистью левой руки - согнутые в коленях ноги. Правой рукой осторожно вводят наконечник баллона вращательным движением в прямую кишку. Короткий мягкий наконечник вводят полностью, если наконечник длинный пластиковый - на 4-5 см. Медленным сжиманием баллона вводят воду в кишечник, а затем, не разжимая баллона, извлекают его из прямой кишки. По завершении процедуры в течение нескольких минут слегка сжимают ягодицы ребенка, чтобы вода не выливалась слишком быстро. Детям первого года жизни можно ставить клизму в положении на спине с приподнятыми ногами.

При вздутии живота, повышенном газообразовании, беспокойстве используются препараты на основе симетикона (САБ СИМПЛЕКС, ЭСПУМИЗАН), укропная вода, чай с фенхелем, ромашкой. При отсутствии стула в течение суток проводится механическая стимуляция дефекации, с этой целью используются: газоотводная трубка (трубочку стерилизуют, затем кончик смазывают вазелиновым маслом и вставляют в анус на глубину 3-5 см), свечи с глицерином (можно использовать с рождения), поглаживание кожи вокруг ануса.

Для введения в прямую кишку свечи ребенка укладывают на левый бок, немного согнув его ноги в коленях и тазобедренных суставах, и слегка фиксируют в таком положении. Затем левой рукой разводят ягодицы, а правой, освободив тонкий конец конуса свечи, вводят ее в анальное отверстие. Когда свеча введена в прямую кишку, важно на 1-2 минуты удерживать ягодицы прижатыми между собой, чтобы свеча не была рефлекторно выдавлена обратно. У детей грудного возраста введение свечи можно производить в положении на спине с приведенными к животу ногами.

В питание малыша (если позволяет возраст) добавить продукты, обладающие послабляющим эффектом (свеклу, морковь, курагу, киви, манго и др.). Следует отметить, что слабительные препараты, особенно для ребенка раннего возраста можно применять только по назначению врача, так как многие из них имеют серьезные побочные эффекты.

Помощь врача необходима

Если у малыша, находящегося на грудном вскармливании, нет стула в течение 2 дней, следует обязательно обратиться к врачу!

Если ребенок более старшего возраста, следует обратиться к врачу в следующих случаях:

запор сопровождается жалобами на боли в животе, вздутием живота, снижением аппетита; в стуле ребенка замечена кровь; ребенок удерживает стул по эмоциональным причинам, особенно при высаживании на горшок; у ребенка периодически отмечается каломазание (энкопрез), при котором твердые каловые массы скапливаются в прямой кишке, а жидкий кал непроизвольно выделяется наружу вследствие утраты контроля ребенком над мышечным аппаратом прямой кишки.

В первую очередь нужно посетить педиатра, именно он должен определить необходимость консультаций других специалистов (детских невролога, эндокринолога, хирурга).

Коррекция запоров

Основной целью лечения запоров у детей является восстановление консистенции кишечного содержимого и скорости его продвижения по толстой кишке. В детской практике применяются консервативные и хирургические методы лечения запоров.

1. Консервативное лечение:

диетотерапия; лекарственная терапия; физиотерапевтическое лечение; лечебная физкультура (ЛФК) и массаж; механическое опорожнение кишечника.

2. Хирургическое лечение (восстановление проходимости кишечника, уменьшение его длины, удаление измененных участков кишки).

Существуют разные подходы к коррекции запоров у детей, находящихся на естественном и искусственном вскармливании.

Коррекция функциональных запоров у ребенка при естественном вскармливании:

Если причиной запоров у ребенка является поражение центральной нервной системы во время беременности или родов, то он нуждается в лечении у детского невролога. Если причина запора - рахит, ребенок нуждается в лечебной коррекции рахита, которую проводит педиатр. При наличии заболеваний эндокринной системы (например, гипотиреоз) терапия определяется эндокринологом.Во всех случаях коррекция запоров должна быть комплексной и в первую очередь включать в себя соблюдение режима и диетотерапию. В ряде случаев запоры развиваются именно на фоне нарушения режима дня и характера питания ребенка. В этой ситуации гигиенических мер и диетической коррекции бывает достаточно, чтобы отрегулировать стул ребенка. У ребенка должен быть активный двигательный режим. В первые месяцы жизни малыша необходимо выкладывать на живот перед каждым кормлением на 5-10 минут. В утренние часы заниматься упражнениями по возрасту в течение 10-15 минут, в этот комплекс обязательно должно входить поглаживание живота по часовой стрелке. С каждым месяцем двигательная гимнастика должна расширяться, т.е. включать в себя все больше упражнений с активным участием рук, ног и брюшного пресса, а ее продолжительность следует увеличивать на 5-10 минут. Не менее важная роль должна отводиться правильному питанию ребенка. Вскармливание грудным молоком является оптимальным для ребенка первого года жизни. В настоящее время рекомендуют прикладывать ребенка к груди столько раз, сколько он требует, не соблюдая временных интервалов между кормлениями, включая ночные часы. Важное значение в профилактике и коррекции запоров у младенца имеет правильное питание кормящей матери с исключением газообразующих продуктов (капуста, виноград, черные сорта хлеба), правильный питьевой режим (не менее 2500 мл жидкости в сутки), а также нормализация моторики кишечника у кормящей женщины (обязательно регулярно есть овощи, овощные супы, каши, хлеб с отрубями, непосредственно запаривать пшеничные отруби, чернослив, инжир) В рацион питания младенца соответственно возрасту вводится крупяной или овощной прикорм (по согласованию с педиатром) как источник пищевых волокон После введения "густого" прикорма необходимо следить, чтобы у ребенка был достаточный водный режим (кипяченая вода до 100 мл/сутки), так как при недостатке воды в организме она всасывается из толстого кишечника, а сухие каловые массы не вызывают должного рефлекса в прямой кишке. При выявлении нарушений микрофлоры кишечника по результатам анализа кала на дисбактериоз проводится коррекция с использованием про- и пребиотиков, которые назначает врач. Пробиотики - это живые или высушенные культуры "полезных" бактерий (лакто-, бифидобактерии), обычно существующих в желудочно-кишечном тракте человека. Пребиотики - неперевариваемые ингредиенты пищи, способствующие улучшению здоровья за счет избирательной стимуляции роста и/или активности одной или нескольких групп бактерий, обитающих в кишечнике. Для ликвидации сниженного мышечного тонуса (гипотонии) кишечника, врачом рекомендуются курсы массажа и ЛФК (лечебной физкультуры); Если добиться регулярного стула не удается при помощи вышеперечисленных мероприятий, рекомендуется слабительное средство, содержащее лактулозу (синтетический углевод), например ДЮФАЛАК. Лактулоза не только увеличивает объем каловых масс, размягчает стул и стимулирует опорожнение кишечника, но также способствует поддержанию роста нормальной микрофлоры кишечника. Доза препарата подбирается индивидуально, назначается врачом. Курс лечения может составлять от 2-3 недель и более до нормализации стула. Физиотерапевтическое лечение используют при лечении запоров у детей старше 3 лет. При гипотонических запорах применяют гальванизацию (использование с лечебной целью непрерывного постоянного электрического тока малой силы и низкого напряжения), ультрафиолетовое облучение области живота. При спастических запорах - импульсные токи (различной частоты, формы и полярности), электрофорез лекарств, обладающих противоспастическими свойствами, парафиновые аппликации на живот и пр.Положительный эффект дает иглорефлексотерапия.

Коррекция функциональных запоров у детей, находящихся на искусственном вскармливании, предусматривает:

Выполнение основных мероприятий таких же, как и для детей, находящихся на грудном вскармливании (см. выше). Кроме этого для детей первого года жизни, находящихся на искусственном вскармливании, используются специальные лечебные смеси, содержащие пищевые волокна, лактулозу, или адаптированные кисломолочные смеси. В настоящее время на российском рынке зарегистрированы специализированные смеси, используемые при запорах, которые можно использовать только по назначению врача! Данные смеси способствуют образованию рыхлого химуса (содержимого кишечника), повышают вязкость и объем каловых масс, улучшают перистальтику и рост нормальной микрофлоры кишечника.

Для профилактики запоров необходимо как можно дольше сохранять грудное вскармливание, ежедневно заниматься с ребенком гимнастикой, проводить курсы массажа и профилактику развития рахита, анемии, пищевой аллергии и дисбиоза кишечника.