Детский сад! Ох, это такая же острая тема как и прививки, и горшок, и грудное вскармливание, и совместный сон. Но если в большинстве случаев со всем названным родители сами решали и выбирают, то вот детский сад стоит обязательным пунктом в 95 процентах семей. Я честно подала документы в Осип и встала в очередь, я рассмотрела варианты платных садиков, но не смотря не на что я стараюсь всеми путями избежать этого момента. ✅Среди наших знакомых есть люди, которые, напротив, считают сад-необходимым жизненным элементом, полезным подарком судьбы. ✅Есть те, кто никогда и не при каких обстоятельствах не отдаст ребенка в сад. ✅Есть те, кто спокойно относится. И не возлагает сильных надежд и не испытывает восторга, но при этом и не отрицает и не критикует. У всех свои доводы, свои плюсы и минусы. С ними сложно спорить, бессмысленно переубеждать. И когда маме необходимо выходить на работу, и вариантов кроме сада не находится, то тут уже не до доводов. Есть много мифов в отношение садиков, есть много предубеждений, я хочу поделиться с Вами только своим взглядом на это дело, не призывая никого разделять мою точку зрения.
‼️ Я не считаю, что сад-это необходимая ступень социализации. Скорее это государственный способ подстроить человека под стандарты общества, прежде чем он стал самим собой. Что такое социализация? Это умение общаться с другими, оставаясь собой. Как ребенок может оставаться собой, не зная кто он еще есть? У ребенка обязательно должно произойти отделение от матери, он должен понять и определиться чего он любит, что ему не нравится. Если этого не произошло, а ребенок оказался один на один с необходимостью социализироваться, то его мозг меняет программу. И вместо сепарация, включается слияние. Только сливается он уже со своими сверстниками. И из этого вытекает следующие....?
‼️ Я убеждена, что сад мешает ребенку познать себя, сформировать свою личность, взгляды, интересы и увлечения. В этом аспекте я полностью разделяю мнение Г. Ньюфелда о том, что когда детей слишком рано помещают вместе, прежде чем они могут быть самими собой, они становятся такими же как все, и это ломает их индивидуальность, а не оттачивает ее. Часто я вижу детей, которые просят купить игрушку только потому что она есть у кого-то в садике. А оставшись с этой игрушкой наедине, ребенок теряет к ней всякий интерес. В садике очень четкое расписание, время для свободной самостоятельной игры нет совсем. Да, и самостоятельная игра врят ли получится. Как то принято, что если ребенок играет в саду один-он не правильный. Но только в процессе такой игры ребенок познает себя как личность.
‼️ Я убеждена, что если ребенок плачет при расставании с мамой - это психологически здоровый ребенок. А вот если ребенок уже не испытывает этих чувств, если он не жалуется не на что в садике, если не говорит дома о том, что ему в какой-то ситуации было плохо, это должно обеспокоить родителей. Многие родители радуются этому и считают, что ребенок адаптировался. На самом деле той самой адаптации не произошло. Ребенок зажался, закрылся, его мозг поставил защиту от этого стрессового фактора. И теперь он внутри отрицает все эти эмоции. Внутри есть тревога, а чувств нет.
‼️ Также я убеждена, что если ребенок пришел из сада и ревет, или громит квартиру, или кричит и прыгает на кровати-это также все нормально, это психологически здоровый ребенок. Это ребенок, который умеет бороться со своим стрессом, с накопленной за день агрессией и фрустрацией. Взрослый сам приходя после работы нуждается в восстановлении, особенно если день был непростой. Иногда мы беспричинно злимся на своих домочадцев, иногда не хотим говорить, так же и наши дети испытывают точно такие же эмоции после сада. И они имеют полное право прибегнуть к методам разгружающим их нервную систему.
‼️ Очень часто родители, бабушки и воспитатели любят делить детей на садовских и домашних. Для меня это нонсенс. Я не могу понять, когда говорят, отдавайте детей в сад до 2 лет, он легче приспосабливается.... Его мозг легче устанавливает защиту, так как в этом возрасте, ребенку еще очень сложно выразить все свои эмоциональные переживания и найти способы реальной адаптации. Вот ребенок в 3 года не может принять сад, слезы, застревание в развитии, физиологические проблемы (начинает писаться, часто болеет и т.д.).... Но отдайте этого же ребенка в сад в 5 лет, и вот он уже не хочет от туда уходить. Вот мама приводит в сад абсолютно домашнюю дочь, все считали ее полностью мамочкиной. Но девочка не смотря на слезы легко входит в коллектив и очень удачно проводит время в саду. А другая мамочка, считала, что ее дочь создана для сада, а приведя ее, видит, что отношения не складываются, с воспитателями контакта нет. В чем тут дело? Дочка из первого примера напитана мамой, она свободна от необходимости быть с ней, ей интересно все новое. Девочка из второй семьи-испытывает много тревоги, ее мамы очень мало в жизни, ее энергия направлена на установление собственной безопасности, на поддержание контакта с матерью и исследовать мир некогда и страшно. К чему эти примеры? Да, к тому, что в каждой ситуации свои условия, которые зависят не от ребенка, а от уровня развития его мозга, от отношений с материю, от возраста. И если ребенка называют домашним, не приспособленным к саду, может он еще очень мал? Или еще не развился до той степени, которая необходима для сада?
‼️ Большинство людей убеждены, что если ребенок ходил в сад, ему проще пойти в школу. Да, он уже знаком со всеми правилами, ограничениями и условностями. Да, он уже прошел адаптацию отделения от мамы. Но он уже и столкнулся с детским коллективом, а это самая агрессивная среда. Ребенок испытал много уязвимости, стыда, отрицания, непринятия и нам остается только догадываться как его несозревший мозг отреагировал на это. А потом родители сталкиваются, что у ребенка проблемы с общением, вниманием, учебой. И проблемы ищут в коллективе, учители, школе. А проблема застряла где-то глубоко в ребенке еще в детском саду. Поэтому ответ двойственный на этот вопрос.