О ДЕТСКОЙ МОТИВАЦИИ И РОЛИ РОДИТЕЛЯ
Гуляю со своей маленькой дочкой (1,6 года) на детской площадке, подошли к качели, сели. Рядом качаются две девочки лет 11-12, видно что подружки, смеются о чем-то своем, переговариваются. В руках у одной из них теннисная ракетка. Мы с Мими выглядываем птичек, в сумке у меня полкило перловки. Кто-то проехал, кто-то прошел и пролетел мимо, слово за слово, и мы с дочерью начинаем диалог между собой. Если кто-то еще не знает, то диалоги у нас на английском языке вперемежку с жестами и междометиями. Девочки замолчали, потом стали перешептываться, видимо, услышали непривычную уху речь. Затем одна из них прикрывается ракеткой и спрашивает подружку полушёпотом: "Слушай, а она в нашей школе не работает?". Вторая не считает нужным ни прикрываться, ни опускаться дол шепота, отвечает в голос: "Нет, конечно! У нее маленький ребенок, как она может там работать!"
"Как мило", улыбаюсь я про себя, пытаясь сохранить полное безразличие на лице и сделать вид, что я ничего не слышу. Мими слезла с качели. Та, что с ракеткой, не выдержала: "А вы в школе не работали никогда?" "Никогда", - отвечаю я. И далее совершенно искренний вопрос полный удивления: "А зачем вы тогда выучили английский?!".
То есть, если следовать логике этих девочек, если ты не учительница в школе, зачем тебе английский. Они искренне не понимают, им никто этого не объяснил. И действительно, дети ведь живут здесь и сейчас, именно в этом их счастье, они не думают о том, что будет вон за тем бугром да еще и через 10 лет. Для них 10 лет это то, что наступит никогда или в следующей жизни, а сегодня все вокруг говорят по-русски, и зачем родители и учительница в школе заставляют учить этот китайский английский?! Мультики, компьютер, телефон - все по-русски. И я представила живую картину: разъяренная мама (или папа или даже оба) отчитывают свою дочь за тройку по английскому. Но ни мама, ни папа не догадываются о том, что если ребенок не знает, зачем это ему, то ему никогда не захочется этого сделать или выучить. Мотивацию в ребёнке нужно взращивать, холить и поддерживать. Подумайте сами на досуге для чего современному подростку в России знать иностранный язык, вы легко сформулируете 3 причины? Не думаю. А ребенок, у которого совсем нет жизненного опыта за плечами? Почему от него мы ждем этого знания как встроенного сосательного рефлекса? Поговорите со своей девочкой или мальчиком, подумайте вместе какие преимущества даёт знание английского (или любого другого иностранного) языка, приведите примеры людей, обладающих такими знаниями, хорошо, если это будет человек, знакомый вашему ребенку, в конце концов, подайте собственный пример! Ваш ребенок любит читать? Купите ему книгу на английском. Любит музыку? Начните вместе переводить любимые английские песни. Ищите способы, объясняйте, спрашивайте, рассказывайте, заставляйте мысль работать в голове детей, подсказывайте и увлекайте. Хотя бы расскажите зачем ему это нужно. Чтобы поесть борщ, нужно сначала его долго варить.