В дошкольном возрасте у детей особую роль в развитии непроизвольной памяти играют наблюдения. Направляя внимание ребенка на разные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, взрослый обеспечивает формирование полного и точного образа памяти. Это очень точно сформулировал К. Д. Ушинский: «Если... хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении как можно большее число нервов, заставьте участвовать зрение, показывая карту или картину, но и в акте зрения заставьте участвовать не только мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок раскрашенной картины. Призовите к участию осязание, обоняние, вкус... При таком дружном содействии всех органов" в акте усвоения... вы победите самую ленивую память. Конечно, такое сложное усвоение будет проходить медленно; но не должно забывать, что первая победа памяти облегчает вторую, вторая — третью и т. д.»
Память зависит не только и не столько от признаков предметов, сколько от полноты восприятия. Для формирования представлений нужно не просто пассивно созерцать, необходимы активный анализ, установление связей между частями, компонентами ситуации,' название объектов и их свойств в слове.
Развитию памяти ребенка дошкольного возраста способствует обучение детей приемам создания образа. Так, детям следует предлагать запоминать цвета игрушек, предварительно объясняя, что цвета игрушек могут соответствовать цвету одежды, что веселые игрушки могут иметь яркую окраску (красный сарафан у матрешки), а скромные, пугливые игрушки (птички и зайчики, мышонок) окрашены обычно в незаметный цвет (серый). В своем сознании дети создают образы разной степени сложности, основанные на ассоциациях и эмоциональных впечатлениях, которые помогут им впоследствии припомнить информацию такого объема, который невозможно удержать в кратковременной зрительной памяти. (Далее мы приведем некоторые задания, которые позволяют создавать образы как средства запоминания.)
Важнейшим средством, обеспечивающим непроизвольное запоминание и воспроизведение, накопление опыта жизнедеятельности, общения, познания, выступает также режим дня. Организуя жизнь ребенка, взрослый помогает ему выполнять одни и те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время.
Развитие произвольной памяти дошкольника происходит тогда, когда взрослый побуждает, ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, в продуктивной и речевая деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочи нении сказок, т. е. ставит цель: «Вспомни!» Напомним, что очень важно, чтобы цель, поставленная перед ребенком, соответствовала потребностям той деятельности, в которую включается дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать
Развитию произвольной памяти способствует дидактичекая игра. Она создает игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели.
Основная задача взрослых, и родителей, и педагогов, — ускорить развитие произвольной и словесно-логической памяти у детей.
Для развития слуховой, зрительной произвольной памяти можно предложить следующие задания, которые можно использовать как занимательные игры, что будет вызывать интерес у ребенка и не будет создавать ситуацию принуждения.
РАЗУЧИ СТИХОТВОРЕНИЕ
Для развития памяти ребенка 5—б лет, особенно слуховой, можно рекомендовать заучивание стихотворений русских поэтов о природе: А. С. Пушкина, И. А. Бунина, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова. Разучивание стихотворений следует обязательно сопровождать беседой о временах года, их признаках, это будет способствовать развитию восприятия и мышления у ребенка, умения сравнивать.
Прочитайте ребенку один раз стихотворение, затем попросите воспроизвести его. Если ребенок сразу может повторить, то это говорит о высоком уровне памяти. Кроме того, стихи учат чувствовать слово, интонацию, понимать настроение автора, сопереживать.
ОПИШИ ИГРУШКУ
Цель: развить непроизвольную образную память.
Ход игры: предложите ребенку в течение 1—2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать ее. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, ее свойства.
Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.
ГДЕ СПРЯТАНА ИГРУШКА?
Цель: развить зрительную память и внимание ребенка.
Для организации и проведения игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.
Ход игры: в один из ящичков на глазах ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.). Затем ящички на некоторое время уберите. Попросите ребенка достать спрятанную игрушку.
Игру можно несколько усложнить:
а) убрать ящички на более длительное время,
б) спрятать 2, а затем и 3 игрушки,
в) заменить игрушки.
КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ?
Цель: развить зрительную память и внимание детей.
Ход игры: поставьте перед ребенком на 15—20 секунд 5 игрушек.
Затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: «Какой игрушки не хватает?»..
РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ
Цель: развить зрительную память, восприятие.
Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна картинка целая, другая — разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.
Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.
ПРОГУЛКА В КАРТИНКАХ
Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание, восприятие и воображение ребенка.
Ход игры: во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это все нужно. По возвращении домой попросите ребенка нарисовать то, что он запомнил.
ЗАПОМНИ ЦИФРЫ И ВОСПРОИЗВЕДИ
Сначала нужно начинать с небольшого количества цифр, с трех-четырех. Затем постепенно, по мере того как ребенок запоминает и воспроизводит это количество, вы можете увеличить количество цифр до десяти и более. Лишь бы вы сами успевали за ребенком запомнить задание.
ЗАПОМНИ СЛОВА И ВОСПРОИЗВЕДИ
Эту игру также необходимо начать с трех-четырех слов и по мере того как ребенок справляется с этими словами, необходимо увеличить их количество до десяти и более. Если ребенок не запомнил трех-четырех слов, необходимо еще раз их прочитать и затем повторить задание.
ЗАПОМНИ ПАРУ СЛОВ И ВОСПРОИЗВЕДИ
Ребенку предлагается пара слов, которую он должен запомнить и воспроизвести в такой же последовательности. Например, дом — книга, школа -ребенок, парта — ручка, корова — кот. Начинать необходимо с того количества слов, с которым ребенок справляется, постепенно усложняя и увеличивая количество пар.
ЗАПОМНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДИ
Сначала составляются фразы из пяти-шести слов. Например, в саду растут цветы: ромашки, гладиолусы, ноготки. Затем количество слов увеличивается, и уже составляются более сложные предложения.
ПЕРЕСКАЖИ СОДЕРЖАНИЕ
Примерный рассказ. «Утром Петя и Коля встали пораньше. Накопали червей. Собрали удочки и пошли на рыбалку. Весь день ловили рыбу. Наловили карасей и пришли домой довольные.»
ПРОДОЛЖАЙ
Это совместное упражнение. Вы произносите фразу, например: «У нас в огороде растёт картошка». Ребёнок должен повторить вашу фразу и добавить слово, подходящее в данной ситуации: «У нас в огороде растёт картошка и репа». Постепенно фраза становится длиннее, приходится вспоминать новые и новые слова.
ЗАПОМНИ РИСУНОК
Прочитайте ребёнку слова:
Больница, крыша, утро, сад, ведро, флажок, телефон, шарик, акула, звери.
Читайте медленно и попросите ребёнка обозначать прослушиваемые слова разными значками, без подробных рисунков. Отметьте, легче ли идёт при этом запоминание.
ЗАПОМНИ 10 СЛОВ
Попросите ребёнка внимательно прослушать слова, которые вы ему прочитаете, а затем повторить их в том порядке, в котором запомнил.
Дом, нос, ведро, рыба, усы, огонь, школа, стул, сад, лампа.
Хорошая память нужна не только для учебы, но и для повседневной жизни.
Существует четыре типа памяти: зрительная, слуховая, комбинированная и двигательная. Как правило, у детей выражен какой-то один, иногда два вида памяти. Родители должны развивать у своего ребенка и другие виды памяти, чтобы в школе ему было легче усваивать новый материал. Отлично стимулирует память заучивание стихотворений.
В данной статье пойдет речь о том, какие игры и приемы необходимо использовать, чтобы улучшить память у ребенка.
Детям от 9 до 24 месяцев
1. Куда делась игрушка? Мама должна на глазах у сына или дочери накрыть игрушку платком или положить ее в коробку и закрыть крышкой. Затем у ребенка необходимо спросить, где бабочка (зайчик, мячик, мишка) и предложить ее поискать.
2. Чтение стихов. Мама должна несколько раз прочитать ребенку один и тот же несложный детский стишок. Далее в конце каждой строчки она должна останавливаться и давать возможность продолжить ребенку. Подобный метод стимулирует не только память, но и развитие речи.
3. Прятки. Мама на глазах у малыша должна спрятаться за дерево или стул, потом выглянуть и сказать «Ку-ку». В детской голове зафиксируется образ мамы, который малыш запомнит.
От 24 месяцев до 4 лет
1. Обсуждение всего вокруг. В возрасте двух и более лет дети начинают разговаривать, поэтому родители должны акцентировать внимание ребенка не том, что происходит вокруг него. Мама может спросить: «А где ты сегодня был», «А кого мы сегодня видели?», «А во что ты сегодня играл?».
2. Вспомнить, что видел. Мама должна показать ребенку игрушку и дать возможность посмотреть на нее в течение пяти минут. Потом игрушку необходимо спрятать и спросить: «Что это была за игрушка?», «Какого она размера?», «Какого цвета?». Чем больше будет вопросов, тем лучше.
3. Много раз читает одно и то же. В этом возрасте дети любят слушать одни и те же стишки и сказки. Мама может рассказывать ребенку полюбившуюся ему сказку и специально делать в ней ошибки. Ребенок должен поправлять.
Для детей от 4 лет до 6
1. Волшебный мешок. С помощью данной игры можно развивать тактильную память. В непрозрачный мешок необходимо положить мелкие предметы и предложить ребенку на ощупь найти кубик, пуговицы, катушку с нитками.
2. Что поменялось? С помощью такой игры развивается зрительная память. Необходимо взять 6-7 различных предметов, разложить на полу или столе и попросить малыша запомнить комбинацию. Затем ребенок отворачивается, а мама убирает несколько предметов или меняет их местами. Задача ребенка – сказать, что изменилось.
3. Запоминание движений. Данная игра развивает двигательную память. Взрослый человек должен подойти сзади к ребенку и изменить его позу. К примеру, опускает правую руку, сгибает левую ногу. Затем малыш должен повторить все в том же самом порядке.
Для детей 6-7 лет
1. Игра в слова. Взрослый человек называет несколько слов, которые между собой по смыслу не связаны. Задача ребенка заключается в том, что он должен в правильном порядке повторить все слова, которые он запомнил. Далее взрослый человек те же слова должен повторить еще три раза. Ребенку необходимо запомнить не меньше 90% слов.
2. Пересказ. Мама выбирает для чтения рассказ с продолжением, а на следующий день, прежде чем начинать читать ребенок должен рассказать, о чем говорилось вчера. Подобное упражнение улучшает память и развивает мышление.
Девочки, выручайте!!! Нужна ваша помощь!
Скоропостижно умер дядя 8 лет назад, со своей семьей ( жена, ст. дочь и мл. дочь он не проживал. Они живут в Калинграде). Квартира была приватизирована на всех 4. В наследство после смерти вступила его ст. дочь и его мама (моя бабушка). Подскажите, как будут распределены доли?
Через 7 месяцев после его смерти, супруга подала отказ от своей доли в пользу ст. дочери (но я слышила что это невозможно отказаться от свой доли). Сейчас она хочет восстановить долю.
Бабушка сейчас умерла, я понимаю, что доля бабушки переходит к моей маме, какие документы для этого нужно собрать или написать заявление на получение этой доли.
У дяди висел непогашенный кредит, который погасила моя мама, его сестра + все коммунальные платежи и погребение легли на плечимой мамы. Может ли она претендовать на компенсацию за потраченные материальные расходы. И в какой форме подать( в виде заявления в свободной форме для приложения к делу?
Девочки, у сынули ДР, мы хотели бы орендавать помещение Детского кулуба на 2 часа. Но что с осбой брать в качесте угощения для детей и взрослых даже не могу предположить. Посоветуйте что нибудь!!!
Подскажите, кто сталкивался с подобной ситуацией.
Пошли в новый детский сад с бассейном, думала, что все будет отлично. Но со сменой заведующей все поменялось – нет муз. работкикак и нет физрука уже 1,5 года. И еще кто ни будь в курсе. Оказывается, в нашем садике появился психолого, которая, только что получил диплом. А ранее она преподавала хореографию. Так не хочется отдавать ребенка не в профессиональные руки . А так же заведующая привела своего дворника, который выполняет и функцию массовика затейника.
На все вопросы к заведующей ответы получаем – «МЫ ИЩЕМ СОТРУДНИКОВ, ИЛИ ИЩИТЕ САМИ !!!»
ДД! Куда с такими проблемами обращаться!!!
Подскажите, кто сталкивался с подобной ситуацией.
Пошли в новый детский сад с бассейном, думала, что все будет отлично. Но со сменой заведующей все поменялось – нет муз. работкикак и нет физрука уже 1,5 года. И еще кто ни будь в курсе. Оказывается, в нашем садике появился психолого, которая, только что получил диплом. А ранее она преподавала хореографию. Так не хочется отдавать ребенка не в профессиональные руки . А так же заведующая привела своего дворника, который выполняет и функцию массовика затейника.
На все вопросы к заведующей ответы получаем – «МЫ ИЩЕМ СОТРУДНИКОВ !!!»
ДД! Куда с такими проблемами обращаться!!!
Нашла мебель для детской, вот теперь не могу определить, что выбрать....