заниматься ребенком- как?
Я сразу скажу, что - не знаю)))) На истину не претендую ни в коем случае. Более того, в последние месяцы, я переосмысливаю этот вопрос целиком. Мне казалось, я в занятиях с детьми просто дока, собаку на них съела и котом закусила. Как обычно это бывает, Соня развернула мое представление о занятиях с малышами на 180 градусов.
ПС Начала писать- и ужаснулась тому, сколько я хочу высказать на эту тему :)))) будет продолжение.
Я стала думать, зачем они вообще нужны, эти занятия и какую цель перед собой ставить?
Обучить определенным моторным или социальным навыкам, передать информацию- а для чего, чтобы ребенок ими пользовался или чтобы он их демонстрировал?
Я вижу, что в последнее время мы перестали думать - зачем , а просто используем необходимую атрибутику того-сего, упустив из вида саму суть. А получив некий промежуточный и весьма сомнительный результат, бросаемся на освоение новых задач.
К примеру, цвета- мы все тратим довольно много усилий к тому, чтобы ребенок свободно оперировал названиями цветов. Причем, родителям недостаточно просто использовать в обиходе эти слова, как и все остальные эпитеты, нет. Надо добиться, чтоб ребенок доказал свое знание и сам называл цвета. Зачем? Цвета нужны, скажем, чтобы рисовать. Неужели это знание способствует развитию творческих способностей? Нет. Более того, частые и ненужные проверки в стиле "Вова-скажи- какого-цвета-этот-карандашик" сильно надоедают ребенку.
Или, еще хит занятий с детьми- это аппликации по шаблону, по недоразумению называемые творческим заданием. Заранее вырезанные части аппликации необходимо сложить в нужном порядке. Я лично не вижу в этом никакого творчества. Это, извините, скорее, логическое задание, задание на внимание, концентрацию- причем такого масштаба, на которую ребенок возраста 2-4 лет еще не вполне способен. Творческая аппликация- это когда ребенок выбирает цвет и фактуру бумаги, сам что-то разрезает-вырезает, а затем приклеивает, попутно объясняя, что у него получается. Или, используя предоставленные материалы, создает свое произведение. Это- творчество, имхо.
Да, в итоге получится неузнаваемое нечто и опус абсурда в одном флаконе, ну и что? а родителям нужна машинка! и клоун! а такое мы и дома можем)))
Рисование, что ж, давайте поговорим о рисовании...Меня очень и очень радует тенденция свободного творчества- рисование с раннего возраста пальчиковыми красками, на себе, в ванной, на листе бумаги- руками, ногами и всем телом. Это изучение материала- краски в данном случае. Всласть изучив и набаловавшись, измазав на себя и на все вокруг килограмм пять краски, ребенок начинает смотреть на результат рук и ногсвоих. Не раньше! Сначала- познать материал, потом- рассмотреть результат этой веселой деятельности. Каляки-маляки, к которым так скептически настроены родители, и которые без сожаления выкидываются в мусорную корзину, не дожидаясь пока они высохнут,- вот эти каляки-маляки- очень ценная вещь. Ребенок там что-то видит, поинтересуйтесь что именно ;) Я приведу вам ответы детей 3-4 лет: "Это петух с золотой головой, из сказки. Это лодка плавает по озеру, а закат на нее светит. Это гора Фудзияма (!) Это русалка такая фиолетовая. Принцесса и ее дом. Длинная-предлинная дорога, и машины на ней."
Храните первые рисунки, и со временем в бесформенных пятнах и вы научитесь видеть петуха с золотой головой.
Я считаю также, что рисование по шаблонам (пример- замазать весь лист синей краской, поставить белый штрих-парус и пейзаж готов), с целью получить нечто узнаваемое,- практически бесполезно, разве что потешить родительские амбиции.
Все это можно обобщить так: не гнаться за сиюминутным резутатом, а наслаждаться самим процессом. Не ждать результатов вообще. Смаковать интерес ребенка к творчеству и познанию. Всяческого рода навыки- держать правильно карандаш, обращаться с различными материалами, вырезать и клеить, рисовать кисточкой, узнавать цвета и оттенки и тд и тп- это приятные и неожиданные бонусы, которые мы получаем в процессе. Они будут! Только не надо их форсировать.