и снова эмоции - часть 2
я-сам, психологияПродолжаем тему исследования эмоций. И снова выдержки из статьи того же автора.
"2. Страх (тревога)
Данное чувство также очень биологично и также очень глубоко вшито в нашу природу. Вместе с этим быть в контакте со страхом очень важно. Оно нам помогает понимать, где нас может поджидать опасность, как бы предупреждая нас о ней, чтобы мы повнимательнее присмотрелись к жизненным обстоятельствам и могли к ним подготовиться.
С этой эмоцией, как и с любой другом, у человека не будет проблем, если по данной линии не было инвалидизации. Но я предлагаю в данном моменте спросить себя, а был ли у вас в опыте случай, или возможно случаи, когда в целях воспитания использовалось запугивание?
"Будешь себя плохо вести, отдам дяде милиционеру\прилетит баба яга и заберет тебя (нужное вставить)"
По-моему, такой стиль воспитания вшит в нашу культуру. Давайте подумаем, а что будет с человеком, которого в детстве запугивали таким образом, выжимая кнопку страха на максимум?
Генерализованное тревожно расстройство, предпосылки к пограничному расстройству личности, травма отвержения, глубинная неуверенность в себе и прочее.
3. Стыд
Данное чувство не является биологическим (как и вина). Оно социально. Нужно для регуляции нашего поведения в обществе. Если мы делаем что-то не вписывающееся в нормы той культуры, в которой нам выпало жить, стыд окажется на экране нашего фильма чувств.
Единственная поправочка. Нормы общества мы впитываем в семье, семья для ребенка это основа его закладывания понимания окружающего социального мира. И если в семье взрослые фигуры постоянно дают обратную связь ребенку, что с ним что-то не так, то впоследствии вырастая, такой человек столкнётся с очень сильными психо-эмоциональными проблемами.
По этой линии эмоции очень легко бить родителям. Очень легко заставить ребенка стыдиться. Это очень сильное чувство, которым часто манипулируют взрослые в воспитании.
"Как тебе не стыдно такое говорить маме?" - (стыд за злость, за проявление своих чувств, своего естества)
"А вон у твоего одноклассника пятерка, почему у тебя три? Что с тобой не так?" - (стыд за неуспешность, ты хуже других, ты глупый)
"Ты что, хочешь быть как какой-нибудь неугодный родственник? Не веди себя так!" - (стыд за поведение)
"Ты в зеркале себя-то видел(а)?" - (стыд за природную внешность)
"А вот я в твои годы.."
"Ты пока никто, чтобы рассуждать.."
Это лишь часть самых распростроненных фраз, которые родители очень часто произносят в ходе воспитания, взращивая в ребенке проблематику токсического стыда. В итоге вырастая, человек будет испытывать за себя постоянный стыд, словно с ним что-то не так. Словно он глупый, некрасивый, неуспешный, бесперспективный и тому подобное.
Это ведет к сильным нарушениям в области самооценки человека и открывает дорогу к нарциссическому расстройству личности, что, по мнению специалистов, сложнее всего поддается корректировке и терапии во взрослом возрасте.
4. Вина
Подбираемся к еще одному очень непростому чувству. Вина тоже является социальной эмоцией и виной, также как и стыдом, очень легко управлять ребенком и подчинять его себе.
Предполагалось, что вина будет регулировать социальное поведение. Если я нарушил чьи-то границы, сделал кому-то плохо, то ощутить неприятные чувства в виде вины будет вполне справедливо. Здесь проблем нет.
Проблемы начинаются в том месте, когда родительские фигуры выдавливают педаль данной эмоции у ребенка на сто процентов, и здоровая вина превращается в токсическую вину.
В таком случае вина, как ржавчина, въедается в глубинные слои психики ребенка и будет норовить отравлять всю дальнейшую жизнь человека. Причем эта вина может принимать совершенно разные оттенки и глубины. Бывают случаи, когда человек начинает ощущать вину за заботу о себе, за желание сделать что-то для себя, за попытки удовлетворить свои потребности.
Предлагаю рассмотреть самые часто встречающиеся фразу, которые закладывают в ребенка глубинное чувство вины.
"Я ради тебя всем пожертвовала, родила, кормила, а ты.."
"Если бы не ты, я бы столько добилась.."
"Ты ужасная эгоистка! Думаешь только о себе!" - как бы говорит родитель, предполагая, что ребенок должен заботиться лишь о его потребностях, закладывая глубинную вину за попытки ребенка думать о себе.
"Ты так и собираешься жить только для себя и думая только о себе? Вот посмотри как я устаю на работе.."
И тд, и тп.."
Vsevolod Tereshchenko
Отсюда
Продолжение следует.