Факторы, влияющие на наше восприятие воспитания детей.
На то, как мы воспитываем наших детей и на то, как мы вообще относимся к общепринятым стандартам воспитания, насколько мы готовы применять все то, о чем трубят психологи или наши бабушки, передающие из поколения в поколения определенный набор эффективных воспитательных мер для сложных ситуаций, а скорее для «сложных» детей, влияют много факторов.
Если смотреть вглубь самого воспитательного процесса, то там обнаружиться прямая связь между Вами, Вашими представлениями, реакциями и действиями.
Начнем по порядку.
Если вы хотите быть более сознательным человеком, а тем более родителем, то могу предложить вам разобраться в том, что вам мешает оставаться таковым в скользких ситуациях.
Почему мы родители иногда срываемся?
Почему в одной ситуации наши эмоции поддаются контролю и мы разгуливаем все без нервных потерь, а иногда нам просто сносит планку и мы готовы на многое?
Смотрим в самую глубь - прежде чем начинать изучать психологическую литературу на тему правильного воспитания, необходимо обратить внимание на ту, которая говорит о самом родителе, в первую очередь. Всегда нужно начинать с себя, пока мы не поменяем свое отношение к себе, к воспитанию, пока не поймем наши собственные мотивы в ситуациях, добиваться от ребенка того же просто бесполезно.
Итак, первое на что надо обращать внимание - наше детство, наши убеждения и сформированные программы поведения.
Гед-то глубоко, внутри каждого из нас штабелями уложены всевозможные убеждения, нормы программы, запреты, правила. И часто бывает, что наши решения диктуют нам не наше сердце и даже не наша личность, а именно эти усвоенные и хорошо уложенные в подсознании правила. И как мы с ними не пытались бороться в детстве, все равно мы искренне верим сейчас, что все это верно и так и должно быть. Большая часть наших убеждений являются результатом старых программ, записанных в нашем подсознании. Одни были записаны нами же, другие - результат чужого труда. И вторых - большинство. Невозможно со стопроцентной точностью вычислить все убеждения, программы и установки, которыми мы пользуемся, но попытаться отделить от общепринятых программ необходимо.
Часто ли бывает, что Ваш малыш сопротивляется , когда вы настойчиво требуете от него выполнения того или иного действия или правила. Вам наверняка кажется, что это каприз, и вы все равно настаиваете на своем. Но, не лучше ли будет, просто задать себе вопрос: «А кому это на самом деле нужно? Мне или ему?». Может Ваш ребенок в этот момент настойчиво борется не с Вами, а с установкой ему очередной чужеродной программы.
Не все программы плохие, есть те, что совершенно необходимы, например, переходить дорогу нужно только на зеленый свет светофора или с утра надо чистить зубы. С плохими же программами дело обстоит гораздо хуже, мы зачастую совершенно не замечаем, что то, что мы передаем нашим детям было продиктовано и плотно утрамбовано нам в детстве. Например, «Мой ребенок должен хорошо кушать» и пичкается ребенок насильно едой, а потом в итоге получаем взрослого с явными проблемами в пищевом плане и нарушениями желудочно-кишечного тракта.
Задавайте себе чаще вопросы: Что это принесет моему ребенку: пользу или вред? Кому это больше всех надо: мне или ему? Почему я хочу, чтобы мой ребенок делал именно это? Что случится с ним, если он этого не сделает? Что случиться со мной, если я не добьюсь этого от него?
Эти простые вопросы помогут Вам посмотреть на ситуацию совершенно с другой стороны. Вы сознательно для себя решите, обезвредив программу: стоит ли настаивать на своем или можно сделать все как-то иначе?
Прислушивайтесь к себе и ребенку - и Вы найдете решение устраивающее Вас обоих.
автор - Ирина Зацепина