Банковская тайна и новые технологии
Предисловие.
Я по профессии юрист. И всю свою жизнь работала в банках. И я динозавр, потому что начинала я работать тогда, когда в банке с интернетом стоял ОТДЕЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР, не подключенный в банковскую сеть, чтобы никто, упаси боже, ничего не слил.
Когда через 4 года я перешла в новый банк, то огромным потрясением для меня стало, что у каждого сотрудника есть доступ в интернет, с его рабочего компа, и ограничены только соц.сети. Но тогда мы еще проходили миллион тренингов по безопасности, и нам бесконечно штамповали мозг, что и как мы можем пересылать по электронной почте (логин и пароль от зашифрованного аттачмента в разных сообщениях, а не в одном!) . Ну, в общем, через 5 лет через электронную почту слали уже все подряд. Следующим этапом было общение в вотсап. Когда тебе клиентский менеджер шлет документ со встречи, а ты его тут же проверяешь. Но это я застала уже совсем чуть-чуть, потом ушла в декрет. Но тенденция была понятна, с развитием технологий, банковская тайна стремительно превращалась в фикцию, и чтобы ее надыбать, не нужно быть хакером.
Весной я проходила собеседование, и поняла, что отстала от жизни еще больше, когда в вопросах обсуждения письменной формы договора и электронных средств сообщения, меня спросили, может ли заявление на открытие счета, отправленное по вотсап, считаться письменной формой. Вот тут я реально впала в ступор, потому что вспомнила, сколько раз открывала счет виртуально, но вроде бы в приложениях. Всё мое естесство динозавра кричало, что а как же банковская тайна??? Какой нахрен вотсап, это же не защищенный канал связи!! Но работа в последнем банке приучила меня, что клиенту никогда нельзя отвечать нет, и надо до усрачки искать возможности, чтобы было да. А еще мир меняется так стремительно, что то, что вчера было однозначно нет, сегодня уже вполне может быть. Поэтому я долго размышляла вслух тогда. Но собеседовал меня такой же динозавр как я, который на все мои размышления недовольно играл бровями.
И вот это предисловие.
А история такая. Недавно у моей бабушки закончился срок вклада, и она его решила переоформить. И чтобы все точно правильно понять, в помощь решила взять мою сестру. Но сейчас адова жара, ехать куда-то страшно, плюс сестра ооочень занятой человек, так что день потратить просто так, чтобы съездить и все разузнать - так себе история. Плюс, сестра конечно же девушка молодая, новыми средствами связи избалованная - зачем куда-то ехать, если можно сделать дистанционно. Банк, в котором у бабушки были деньги, не так давно объединился с другим, во время объединения клиентам было сказано, что никаких телодвижений делать не надо, никаких новых документов подписывать, все перейдет автоматически. Ну, ок. Поэтому документы оставались из старого банка. Сестра звонит в новый банк на горячую линию, диалог такой:
- здравствуйте, моей бабушки в вашем банке вклад. Я хотела бы заказать сумму на выдачу, потому что бабушка хочет закрыть вклад.
- здравствуйте, сейчас посмотрим.
Вот на этом месте у меня громко упала челюсть, ибо в моем представлении, после слов, что вклад оформлен не у тебя, сотрудник должен вежливо попрощаться и сказать, что сведения о клиентах они не выдают. Ноооо....
Вклад искали. Долго. Не нашли.
Сестра переговаривалась с мамой и бабушкой на тему, куда деньги-то сдали, девушки? Но девушки стойко стояли на своем и утверждали, что название помнят правильно.
Сестра звонила на горячую линию банка еще несколько раз, и ей все так же старательно искали клиента, вклад, сумму. При том, что сестра звонила с собственного телефона, а она вообще ни на секунду не клиент этого банка.
Но это еще не весь ужас, потому что потом выяснили наконец-то, что деньги не в банке, а в брокерской компании, которая с банком сотрудничала. И диалог повторился еще раз. Все поискали, в этот раз клиента нашли. Сказали, что создали личный кабинет, выслали либо на почту, либо на телефон логин и пароль.
- Прекрасно, товарищи, только это бабушка, 90 с лишним лет, у нее нет электронной почты. И номер телефона поменялся. Что делать?
- Нууу, пришлите копию паспорта и на ней укажите номер договора, и мы вам на почту пришлем логин и пароль от вашего личного кабинета, и вы там переведете что хотите куда хотите.
- Эээ... а номер договора мы тоже не знаем.
- Ну, пишите, я сейчас продиктую.
В общем, получено было всё : логин, пароль, номер договора. На телефон и электронную почту, которые никак не были указаны при заключении договора.
После этого всего, у меня только один вопрос, как с наших счетов еще не сняли все деньги? Нет, есть еще второй - почему телефонные мошенники звонят нам, а не сразу в банк. Там все такие клиентоориентированные и милые, что все сразу расскажут.
И еще я всегда ржу, когда пугают достижениями науки и техники (типа 5 -G). Какие достижения, если придет один электрик не в настроении, и перережет провода. Какие блин, защищенные каналы связи, если найдется одна дурочка и расскажет всё. Просто так.
Вот. Берегите ваши денежки.