Про детское дошкольное воспитание: педагогика Реджио Эмилия
Я думаю практически все знают про детские сады и школы по системе Монтессори? Недавно я открыла для себя еще одну немного похожую педагогическую систему - Реджио Эмилия (по названию итальянского города, где она родилась;)) хотела поделиться впечатлениями о ней. Но сначала немного истории...
Старшую дочь мы начали водить с 1г.10 мес. в частную детскую школу Монтессори (для детей с года до 6ти) и всем были довольны: самой школой, воспитательским составом, питанием и конечно же успехами (образованием) Виктории! Мы и младшую туда записали и пробовали ходить в прошлом году на 2-3 часа, но как-то не сложилось... Возможно потому что детей в группе было много (20 малышей) или наша тихоня Энджи никак не могла привыкнуть... а когда я узнала, что новый учебный год они набрали 29 (!) детей в группу 24-36мес, я забрала документы и сказала что этот год мы пропускаем...
В тоже время мы часто гуляли возле школы, которую открыли в прошлом году после полной реконструкции (положительное для нас последствие серии землетрясений 2012 года в Эмилии - государство выделило денег на новое здание). Здание полностью из дерева и стекла, форма напоминает кита (имеется ввиду в разрезе):
а это внутри (фото из интернета)
Я стала узнавать про эту школу и вот тут открылась для меня система Реджио Эмилия!
Немного из интернета:
"Reggio Emilia» - это не теория воспитания, не методика и не модель, которую можно легко перенести в любой садик. Это скорее опыт другого отношения к детству и воспитанию детей, которым сегодня итальянцы делятся с воспитателями и учителями из других стран. Мыслители, дизайнеры, художники, родители и все, кому не безразлична судьба человечества, задумываются, как вырастить свободных людей, способных рассуждать и мыслить... Они считают, что детей, надо сделать полноценными членами общества, чтобы они не только развивали свои когнитивные способности, но и развивались во взаимодействии с местным сообществом, с другими людьми.
Теоретиком подхода стал Лорис Малагуцци, директор образовательных программ Reggio Emilia. Он опирался на идеи Пиаже, Выготского, Монтессори, Штайнера, Дьюи и Брунера...
Инновационный подход к образованию Reggio Emilia базируется на следующих принципах:
• Ребенок - это человек, а любой человек заслуживает уважения.
• Дети могут контролировать свое обучение и развитие.
• Дети учатся, трогая, двигая, двигаясь, слушая, видя и слушая. Во всем этом их нельзя ограничивать.
• Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, где им можно исследовать мир.
• У детей должно быть много путей и способов выразить себя (драма, музыка, рисунок, пение, танцы, конструирование, беседа)...
Дети в Reggio Emilia не сидят за партами, на ковре, в кругу. А если и сидят, то не для того, чтобы повторять за учительницей. Дети здесь - соавторы, и, более того, инициаторы большинства проектов. От их предложений отталкиваются при создании программы обучения. Все проекты, которые получаются в результате деятельности детей и взрослых записываются на видео, аудио, фотографируются и описываются в дневниках, чтобы посмотреть на эти работы могли родители и все заинтересованные лица. О детях здесь думают, как об уникальных существах, способных обучаться невероятными темпами и творить. Важна и ценна, прежде всего, интеллектуальная и творческая деятельность детей. А документация и отчеты о проектах позволяют как детям, так и взрослым поразмышлять впоследствии над тем, что они сделали. Reggio Emilia - это место для совместных опытов и открытый. Детей не пичкают готовыми знаниями и это ключевой принцип подхода...
Еще одна черта садов Reggio Emilia - «ателье». Это пространства, которые снабжены разнообразными материалами для поделок, которые находятся в свободном доступе. Это могут быть кисточки, краски, пластилин, глина, ракушки, веточки, шерсть, бумага, камни... Ателье - место, где ребенок может выразить себя...
Воспитатели тоже необычные. Их роль отличается от традиционной. Они не источник знаний, не ролевая модель, а соавторы детей. В процессе они учатся, их подход также эволюционирует. Они постоянно развиваются, и это развитие включает посещение семинаров, лекций, курсов по керамике или искусству, музыке, драме. Их главная роль - быть терпеливыми наблюдателями и соучастниками детских проектов. Учителя задают вопросы детям, которые стимулируют малышей искать свои ответы. В подобной деятельности всегда есть элемент спонтанности...
Родители тоже активно участвуют в развитии детей, причем, не только своих, но и других тоже. Они тоже своего рода воспитатели в этом детском саду. Учителя, которых в Reggio называют pedadogista, рассматривают родителей как первых и главных воспитателей своих детей. Родители осведомлены о любых изменениях в программе, более того, они участники, соавторы этой программы обучения..."
Воодушевленная всем прочитанным и изученным, я решила: у нас есть уникальная возможность попробовать учиться в Реджио Эмилия! Почему нет? Забрать ребенка можно всегда...
Запись в сады у нас заканчивается в феврале-марте, на дворе июнь... я позвонила и о чудо! Как раз одно место есть!!! Нас взяли на месте девочки, которая переехала в другой город))
И вот с 12 сентября мы начали ходить в новый садик... об этом опыте напишу отдельный пост с фото и моими впечатлениями (сейчас мне нужно бежать со старшей дочкой на танцы)