Войти Регистрация
Алиса — 5 лет 7 месяцев
Анатолий — 1 год 4 месяца
Москва Россия

Развитие речи и обучение языкам

22 марта 2013, 17:47   •   Иностранный язык

Много пищи для размышления.

В последнее время меня все сильнее интересует тема развития речи и особенно тема обучения иностранным языкам. Как всегда, хочется дать все самое лучшее, а методик хоть и много, но непонятно, на чем они основаны, потому приходится сидеть и отделять зерна от плевел.

Итак, сначала о родной речи.

Всем уже наверняка известно, что отдел мозга, который отвечает за моторику, находится там же, где и отдел мозга, отвечающий за речь. Поэтому для развития речи всегда рекомендуют делать упражнения на координацию, перебирать крупы, собирать конструкторы, складывать скрепки в бутылку и пр. Развивая одно, мы развиваем другое. То есть, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Поэтому не стесняйте ребенка в действиях, посещайте детские площадки с городками, где можно лазить, занимайтесь на фитболе, стимулируйте ползание - все это приведет в действие речевой аппарат.

Логопеды также расскажут вам, что детям, которые в детском саду и школе не могут ориентироваться на листе бумаги и в тетради, неровно закрашивают контуры, залезают за поля, предлагают в первую очередь игры на ползание. Именно ползание стимулирует пальчики и ладошки и учит ориентироваться в пространстве, а в дальнейшем и на бумаге. Подробно об этом я уже однажды писала.

Но есть и обратная взаимосвязь. Формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, крупной и мелкой моторики. Поэтому очень важно читать детям, даже если вам кажется, что они вас не слушают. И даже если вам кажется, что они вас не понимают. Не обязательно читать только детские стихи. Знаете "Двенадцать" Блока? Помните наизусть письмо Татьяны Онегину? Учили "Горе от ума"? Декламируйте смело! Хороший слог и ритм помогает выработать правильный темп речи у ребенка, ритм дыхания, развивается речевой слух и речевая память.

Для развития речи существует совершенно замечательный предмет - логоритмика. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочитаются с произнесением специального речевого материала. Логоритмические упражнения используются в логопедических детских садах для преодоления речевых нарушений, ну а в нашем возрасте это незаменимые занятия для развития речи.

В общем, вы, наверняка, сталкивались с логоритмическими упражнениями много раз. Наверняка все помнят стишки и прибаутки типа "Мы писали, мы писали, наши пальчики устали", "водичка-водичка, умой мое личико", "Баба встала на носок, а потом на пятку...", "Гуси-гуси! Га-га-га! Есть хотите? Да-да-да!" или "Мишка косолапый по лесу идет" и др., под которые надо делать определенные движения. При выполнении этих упражнений укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, что очень важно для формирования темпа и тембра речи, также развиваются моторные и сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка и красота движений. Начинают такие занятия обычно с произнесения гласных, со временем переходят на дифтонги и согласные. Некоторые упражнения на логоритмику прекрасно описаны у Алены вот здесь.

______________________________

Примечание:

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Кстати, другая известная методика - Эвритмия из Вальдорфской педагогики также берет за основу логоритмику. Эвритмия - это своего рода искусство художественного движения, сочетающее в себе особые гармонизирующие жесты, напоминающие танец или пантомиму, и поэтическую речь и музыку. Но в отличии от логоритмики эвритмия ставит задачей еще и душевное развитие.

______________________________

А теперь самое важное. Для тех, кого интересует правополушарное развитие, это особо актуально. 

Уже доподлинно известно, что ребенок до 6 лет мыслит не категориями, как мы с вами, а образами, потому что у детей до 6 лет превалирует правое полушарие мозга над левым. Фактически, это происходит к трем годам, но к шести уже не остается и следа. Правое полушарие позволяет запоминать огромные потоки информации, выучивать языки, заниматься искусством, чувствовать интуитивно. Подробно об этом уже было у меня вот здесь. Именно благодаря правому полушарию ребенок выучивает родной язык без объяснения падежей и склонений. Он просто понимает его изнутри. Точно таким же образом ребенок может научиться, например, читать, если давать ему не азбуку и кубики со слогами, а слова целиком. Он сам поймет, как образуются слова и как их правильно писать.

Так вот, в настоящее время ощущается дефицит сенсорного воспитания детей из-за классических методик раннего развития. Потому что гораздо более важным считается обучить ребенка к 3-4 годам грамоте, нежели эстетическим канонам. С нейропсихологической точки зрения, тенденция ранней стимуляции функций чтения, письма и счета обедняет правополушарный нервно-психический потенциал ребенка, столь необходимый для его гармонического развития и, главное, приводит к потерям, невосполнимым в будущем. То есть, проще говоря, ребенка начинают учить мыслить категориями еще тогда, когда он готов воспринимать информацию образами. 

Для себя я решила, что не буду учить с Алисой буквы и слоги. Мы будем стараться показывать слова целиком. А еще лучше - текст целиком, и водить по нему пальчиком. А еще в нашу программу по Шичиде войдут не только карточки с картинками, но и со словами. 

Теперь, что касается языков. 

Я неоднократно слышала здесь мнение разных педагогов, психологов и прочих дипломированных специалистов, обученных по программе стандартного российского образования, что языки детям давать не надо. Что в год и в два они еще не способны воспринимать другой язык, и что лучше вводить новый язык в школе, потому что потому. Потому что годовалому не объяснишь что такое Презент Индефинит Тэнс и что такое вспомогательный глагол. 

Изучая родной язык, ребенок просто чувствует его, воспринимает как часть себя, ему не надо заучивать правила построения предложения, не нужно знать ничего о спряжении глаголов и притяжательных местоимениях. Он просто понимает. Таким же образом, ребенок способен понимать любой другой язык, потому что, как я уже говорила, дети до шести, а особенно, до трех лет, воспринимают и обрабатывают информацию совершенно иначе. 

Конечно, нашим форумным специалистам ничего не докажешь. Что им мнение каких-то там забугорных ученых. Но вот, например, мнение Дмитрия Петрова, полиглота, владеющего тридцатью языками, переводившего для всех президентов, которые посещали нашу необъятную, ведущего передачи на канале Культура о том, как выучить любой язык за 16 дней. Смотрите с 29:30 по 32:30 минуты.  

В общем, есть над чем задуматься, не так ли?

 

Комментарии

Россия, Санкт-Петербург

Добрый вечер! А как вы считаете можно обучать ребенка 3 лет иностранному языку, если он на русском толком не говорит и есть небольшая задержка в развитии, но в целом ребенок все понимает и достаточно смышленный. Интересно Ваше мнение. И интересно какие у вас успехи в чтении словами?!

Франция, Лион

Добрый вечер, Лиза. Спасибо за ваши статьи , они очень интересны и познавательны. Мне очень интересно ваше мнение, по поводу 3го языка. Моя дочь (4 года), говорит на французском , русском и я хотела бы добавить изучение английского. Как вы думаете, по какой методике лучше включать 3й язык? Процент присутствия( как часто надо на нем говорить). Не поздно ли? Спасибо

Россия, Москва

Лиза, здравствуйте! Хотела поинтересоваться вашим мнением  о программе Little Reader. Скачала их демо-версию, интересно, но мне показалось, что это чистый Доман. Для себя пока не поняла, возможно ли применение данной программки, в т.ч.  как дополнительного занятия по языку, и имеет ли она именно к изучению языка отношение)) Пробовали ли вы нечто подобное?

Россия, Москва
Зависла на вашем дневнике!!! Это кладезь знаний для меня и моего ребенка, со многими вещами согласна, а скорее со всем вашим подходом и мышлением. Жаль, что не встретила вас раньше)
Вы невероятно интересный человек, я не встречала таких как вы в своей реальной жизни))).

Россия, Москва
Спасибо большое! Мне очень приятно, очень!)))
Комментарий удален
Россия, Москва
Здравствуйте. Я обучаю по мультфильму Пеппа, он настолько доступен, что дочка через некоторое время начала использовать оттуда фразы и слова, абсолютно точно понимая, о чем речь. Как-то совершенно без задней мысли я ее проэкзаменовала, оказалось, что она знает и может перевести кучу слов, хотя об их значении я ей не говорила, мультфильмы не переводила. Помимо Пеппы у Алисы в саду английский с носителем три раза в неделю, но он только начался. И как раз сегодня будет решаться вопрос, что бы такого сделать, чтобы его стало еще больше.
Россия, Севастополь

Искренне благодарю Вас за информацию и замечательный опыт!
ВОЗНИК ВОПРОС или ИНТЕРЕС: какие мультфильмы вы предлагали своему ребенку в 1-1.5 года, как ограничивали просмотр? Имеете ли какие-либо рекомендации по этому вопросу?

Благодарю!
Россия, Тверь

Лиза, а с какого возраста смотрите мультики на английском, развивающие передачи?

Россия, Москва

Начали смотреть примерно в 2,5, но дозированноне каждый день. До этого давали смотреть, но очень редко.

Россия, Москва

этот мультик у нас тоже пользуется популярностью. но я старалась при просмотре переводить фразы на русский. а на вашем примере оказывается, что такой перевод совсем не требуется. Преподаватель в саду говорит с детками только на анг без использования русских объяснений? я столкнулась с тем, что на многих дополнительных занятиях детей учат заучивать слова, объясняя все на русском и не погружаю в языковую среду (

мультики смотрите на планшете, ноутбуке?

США, Левиттаун

Здравствуйте! С большим удовольствием читаю ваши посты, по-хорошему завидую вашей способности создавать визуальные и качественные материалы (к сожалению, у меня с этим не очень хорошо). В целом я полностью с вами согласна, что ребенком надо заниматься и никто не даст ему больше, чем родители. Было бы очень интересно почитать ваши мысли, а также взглянуть на материалы, которые вы планируете/используете при обучении иностранному и родному языкам. Большое спасибо за проделанный труд.

Великобритания, Лондон
Большое спасибо за ваш опыт и посты. Очень интересно, вдохновляет и помогает в занятиях с дочкой. У нас билингвальная семья, я говорю с дочкой только на русском, папа только на английском. Мы живем в Лондоне и ходим в детский центр на музыкальные занятия, которые построены на принципах логоритмики. Под известные всем детские английские песни English nursery rhymes подобраны движения для повторения малышами — The wheels on the bus go round, Head, shoulders, knees and toes — самые известные, наверное. Хотя моя цель — сохранить у дочки русский язык, для этих занятий я делаю исключение, мы их посещаем. Польза очевидна, я вижу, что очень многие песенки дочка узнает, движения, конечно, пока не повторяет (1 год недавно исполнился), но тем не менее начинает двигаться и очень внимательно наблюдает за всеми жестами. Мой муж сам занимается так и дома, ищет на ютюбе подборки, но он знает тоже, какие движения и в какой песне как повторять. но думаю, можно найти эту информацию. а еще подобные же занятия можно весело проводить под клипы австралийской группы Wiggles, они очень известны среди англоговорящих деток по всему миру. посмотрите, например https://www.youtube.com/watch?v=7sDWSSeteYk
У меня появилась идея на развитие речи — покупать красивые книжки из одной серии на разных языках. Такие, где мало текста. По ним можно не только читать, но и заниматься переводом, когда ребенок подрастет.
Россия, Москва

Меня посещала похожая идея, я даже как-то делилась некоторыми иностранными переводами к популярным детским книжкам: http://supermom.ru/articles.php?article_id=29

Россия, Иркутск
Лиза, доброе! Поделитесь пожалуйста опытом по изучению английского. У нас в семье знание его на слабую троечку. Но хотим начать вводить язык. Как сделать что бы он не путался. Нужно ли ребенку сообщать, что я говорю на английском. Лучше  слушать одни и те же песни или все время разные. Книгу читать ,например, уже знакомую по русски и предупредить, что сейчас будем читать на английском. Как часто менять книги, песни и потешки? На одном из вебинаров я услышала мнение, что нужно выделить определенное время на английский и говорить в него каждый день установленный период. Например чистить зубы только на английском. Поделитесь своим опытом пожалуйста. Спасибо
Россия, Москва

Здравствуйте! Я для себя пришла к выводу, что ребенку лучше давать второй язык или с рождения или когда он уже хорошо говорит на родном языке. С рождения мне показалось это сделать очень сложно, именно внутри нашей семьи, так как я не говорю на языке свободно, хоть и неплохо знаю его, поэтому мы решили оставить эту проблему на будущее. Вот сейчас как раз это будущее наступает, ребенок прекрасно говорит на русском и обладает очень обширной лексикой. Все это время с рождения я ставила аудиозаписи, просто чтобы дома звучали интонации и произношение, отличное от русского, чтобы оно воспринималось естественно и усваивалось на подсознательном уровне, хотя для лексики это, конечно, не дало ничего. Мы только что съездили отдыхать, где мне часто приходилось общаться на английском, и Алису очень заинтересовало это. Но еще буквально 4 месяца назад она даже немного испугалась, когда я проговорила с хозяйкой аппартаментов, которые мы снимали за границей, почти 2 часа на английском, хотя я и пыталась объяснить ей, что я делаю и что именно говорю, и с понятием иностранного языка она уже была до этого знакома. А в этот раз она меня затерроризировала: "Скажи мне, как будет "доброе утро"", "Скажи мне, как будет "привет"" и т.д. Я очень рада этому, и сейчас стараюсь поддерживать интерес. Пока я думаю, что делать дальше, потянем ли мы английский сад, где взять носителя языка или по какой программе мне заниматься с ней самой, я раз в день просто разговариваю с ней по-английски, простыми фразами, параллельно перевожу на русский. То есть, говорю по-английски, тут же по-русски, рядом с собой всегда держу телефон, чтобы быстро посмотреть нужное слово. Мне нравится бесплатное приложение Яндекса, там можно не только перевести, но и послушать, как звучит. Для моих краткосрочных целей пока этого хватает. Это, конечно, очень мало, а для Алисы вообще игра, она мне вечером говорит "Good night, mummy", так приятно)

Сейчас я даю Алисе смотреть немного мультиков, и стараюсь подыскать такие, где можно переключаться между языками. Когда ребенок уже наизусть будет знать русскую версию, ее можно просто взять и заменить английской, он даже не почувствует разницы. Тоже самое у нас с книжками, вот тут я как-то делилась английскими текстами на популярные детские книги. Ну а еще, я уверена, есть детские приложения для планшета для изучения языка, надо только поискать. А еще я рассматриваю занятия по скайп с носителями. Не уверена, что будет эффективно, так как ребенок просто может убежать, но я хочу попробовать)

Германия, Берлин
Последние мультики Диснея очень хороши в этом плане, там и простые диалоги и песни, так что и взрослые ходят и напивают их.
Россия, Иркутск

Лиза спасибо за такой развернутый ответ. Алиса просто молодец))!!!!!!!!!Про книжки читала — спасибо за переводы))) Поделитесь потом своими успехами и опытом со скайпом? А записи включали — песенки, потешки? или речетативные?

Я решила не дожидаться пока мы будем говорить прекрасно по русски и все таки решила вводить английские минутки с куклой на руку, по крайней мере на несколько фраз которые могу заранее выучить — так может и сама подтянусь немного...

Про мультики как то видела несколько серий Умельца Мени там периодически фразы переводятся на английский (герои говорят сначала на русском потом на английском, или вообще некоторые фразы по английски)

Россия, Томск

Лиза, добрый день! Зарегестрировалась специально, чтобы Вам написать! Мне очень нравится Ваш упорядоченный подход к развитию ребенка, многое из того, чем мы занимаемся, нашла у Вас, но у нас нет особой системы или методики, просто развиваемся всеми возможными способами. У Вас почерпнула множество интересных идей!

Так вот про языки. Я переводчик и некоторое время жила в США. Сыну сейчас 1,8, я с рождения говорю с ним только на англ, а папа на русском. Ребенок тоже очень опережает в развитии сверстников. Уже сейчас появились первые признаки разведения языков. Поначалу считал до 10 смешиваю цифры на англ и на рус, недавно научился на каждом языке отдельно. Говорит больше слов на том языке, на котором к нему обращаешься. Я раньше 4 лет даже не ждала такого результата! 

Я веду журнал на местном форуме, мы из Томска. Заходите, если интересно, там я выкладываю ссылки на материалы по изучению языков и рекомендации, видео с сыном и наши результаты. Еще немного пишу про питание, к нему у нас тоже особое отношение. Вот ссылка 

http://mama.tomsk.ru/forums/viewtopic.php?f=183&t=542802

Россия, Москва
Огромное спасибо за ваш опыт! Очень интересно и полезно! И главное, очень соответствует моей парадигме воспитания)