Сказки
МонтессориВ школе, которую мы посещаем на предмет развития Владиной личности, психолог проводила семинар на тему "Сказки". Что я отметила для себя:
Какие надо читать сказки?
Рекомендуемый нашим психологом список:
1. Русские народные сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Тере-мок», «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Три поросенка».
2. А. Барто Стихи для малышей: «Наша Таня громко плачет», «Идет бычок, качается...», «Зайка», «Мишка», «Козленок», «Лошадка», «Слон», « Мячик», «Грузовик» и т.д.
3. В. Сутеев сказки: «Цыпленок и утенок», «Под грибом», «Кто сказал мяу», «Краски».
4. С. Маршак Стихи: «Детки в клетке», «Мой щенок», «Где обедал воробей».
5. В. Степанов «Учебник для малышей».

Понятно, что это всего лишь основа. Однозначно лишь одно: все образы должны быть понятны еще маленькому ребенку, лучше всего в таком возрасте малыши понимают и воспринимают образы животных. Примерно, до 4-5 лет у ребенка формируется грань "вымышленное-настоящее", именно поэтому не рекомендуется начинать знакомство с литературой с волшебства, зелья, лампы алладина и проч. Обосновывает это психолог конкретными примерами из своей практики: дети до определенного возраста искренне верят и в волшебные предметы, и в собственное могущество, поэтому когда они идут в детски сад/попадают в среду ровестников, то сталкиваются с реальностью, которая не вписывается в рамки их привычного мира. Здесь бывают "тяжелые" случаи, когда ребенок теряет и веру в родителей (ведь обычно и дома поощряется игра в волшебников), и трудно адаптируется в коллективе или вообще уходит в себя/вымышленный мир.
Короче, из этого у меня вытекает два выода:
1. спешить некуда, прочитаем все сказки о животных, пойдем дальше.
2. если ребенок выбирает для себя какую-то роль, то ее не надо проигрывать множество раз, лучше предложить другую и чередовать. И обязательно подчеркивать, что это сегодняшняя игра, а вечером уже не кошечка, а девочка-Владушка пойдет чистить зубы и спать.
Как читать сказки?
Для всестороннего развития сказку лучше преподносить в нескольких вариантах:
1. читать, обсудить, предложить варианты развития событий (для детей постарше, конечно)
2. рисовать (в меру возможностей))))
3. играть: по ролям, пальчиковый театр
Смысл сказок.
Для особо одаренных родителей, как я, которые после тысячного прочтения "Курочки Рябы" окончательно ушли в дебри и перестали понимать смысл сказок, мы пробежались по основным сказкам.
1. Курочка Ряба
нужно беречь жизнь (яйцо – символ мира – его начала и конца. Золотое яйцо - символ либо вечной жизни, либо немедленной смерти), не нужно торопить события и пытаться узнать свою судьбу, ну и не фиг доверять всяким нехорошим существам (мышь - символ посланника болезни, смерти)
2. Колобок
к чему приводит самовольный уход из дома, о том, что нельзя всем доверять, люди очень разные встречаются на пути: наивные, глупые, хитрые.
3. Маша и медведь
опять же, к чему приводит самовольный уход далеко от дома, что мир не такой добрый, как кажется.
И для родителей: отпускаешь ребенка - дай четкие инструкции!
4. Три медведя
Это сказка в помощь родителям, ведь Машеньке нравятся именно детские вещи-Мишуткины, включая КРОВАТКУ))))
5. Репка
ну здесь ясно, тим-билдинг))))
6. Лапоть, пузырь и соломинка
тож вроде ясно, не надо смеяться над чужим горем
7. Воробушек, блин и мышонок
О месте и роли каждого в жизни.
8. Теремок
Здесь обсудить можно тему границ, семьи, чужих людей, которые могут войти в " наш мирок", а могут и разрушить его.
9. Утенок и цыпленок
Об индивидуальности каждого малыша
10. Гуси-лебеди
Здесь и для родителей урок (не надо вешать младших на страших (но все еще детей), и для детей (ответственность за младших, капризы до добра не доводят, взаимопомощь и взаимопонимание (ведь яблоне тяжело от яблок, а пироги сгорят в печке), не надо бояться обратиться за помощью в трудной ситуации).
Короче, эта емкая сказка, хоть сиди и весь вечер проигрывай ситуации из реальной жизни.
11. Волк и 7 козлят
Волк не справился с искушением, и был наказан.
12. Тараканище
на всякую силу найдется своя сила; как себя поставишь, так и будут воспринимать.
Больше мужская сказка, да.
13. Еще мужские сказки: про богатырей, Емелю, Иван-царевич
темы зависти, конкуренции, силы
14. Золушка - типично женская сказка
Ну основная мысль, по мнению психолога, мне понравилась: задача женщины - выбрать лучшее, ну и да, именно женщина делает выбор)))) А я наивно полагала, что это Золушке просто повезло)))
Мультфильмы
Еще поговорили про мультфильмы немного, но времени не хватило. Меня эта тема пока не сильно заботит, мы не смотрим мультфильмы. Для общего развития я (натура впечатлительная) посмотрела ролик про американские мультфильмы и согласна с нашими специалистами: большинство образов агрессивны и направлены на разрушение намного больше, чем на созидание. Так что на досуге отфильтрую и тогда начнем пробовать.
Ну и еще раз укрепилось мое мнение, что Маша и медведь, это не самый лучший мультик для детей нашего возраста, т.е. СОВСЕМ не тот мультик, с которого надо начинать. Почти идеалом был признан мульт "Трое из Простоквашино", как сюжетный, и всякие развивающие типа Беби Энштейн.
И еще момент, который вспомнила, я очень люблю скандинавские сказки (они там разные есть и кровожадные, и трогательные), так вот: не советуют специалисты((( И читать, и смотреть рекомендует русские (советские) произведения, это в любом случае ближе на генетическом уровне, это наш менталитет и, значит, будет лушче усваиваться и приносить больше пользы. Так что явную иностранщину тоже лучше отложить на "после 4".