План занятий на неделю
Меня часто спрашивают о том, как я планирую занятия с детьми. Вот, наконец-то собралась рассказать, немножко поумничать :) и даже кое что показать.

С малышами все достаточно просто - они, как правило, почти всегда рады тому, что им предлагают, главное - интерес мамывоспитателя. В возрасте 2 - 3 лет хороши тематически недели: при адекватном выборе темы, разумном распределении и подборе материала, динамика ТН для детей этого возраста оптимальна. Ближе к 3 годам, темы и объемы усвоения информации существенно увеличиваются, круг интересов расширяется в десятки раз, а потому календарные тематические недели (5-7 и более дней) становятся и скучны, и неинтересны. У ребенка уже свои явные предпочтения (а периодически еще и зацикленности) в выборе игр, тем и совмещать их с тем, что хочет мама, бывает довольно сложно. Из-за этого порой возникает ощущение некоторой однобокости в занятиях, становится сложно контролировать, какие виды деятельности явно преобладают, а какие - практически не учтены.
Многие мамы пытаются составлять собственные планы для занятий или же пользуются чужими заготовками. Тратится на это масса сил и времени, но результативность таких планов, зачастую, сомнительна. Как быть и что делать - непонятно.
Год назад я столкнулась с такой же проблемой, пробовала то одно, то другое, в результате нашла для нас оптимальный, реально работающий вариант. О нем и хочу рассказать.

Я составила список тех видов деятельности, заниматься которыми считаю для своих детей принципиально важным, а в силу определенных причин - даже необходимым. Эта необходимость диктует мне ставить детям довольно жесткие условия по организации их досуга. Дабы не отбить у них охоту вообще что-либо делать, и была придумана эта система.
Итак. Виды деятельности.
Наш список таков:
Математика и логика
Письмо, графомоторика
Окружающий мир
Физика и химия для малышей
Мелкая моторика
Логопедия
Чтение
Рисование
Лепка
Аппликация + работа с ножницами
Конструирование
Ролевые игры
Музыка + танцы
Игр с песком
Настольные игры
Для каждого пункта из списка подобрала подходящую картинку-иконку. Сделала карточки, распечатала, заламинировала, приклеила липучки (карточки крепим на фланелеграф). Получилось так

Как это работает?
Я сделала шаблон таблицы по видам деятельности. В нее записываю то, чем планирую заниматься в течение недели. Иногда это никак не связанные между собой темы и задания, иногда все завязано на одной теме. Все необходимое для занятий на неделю складываю по папкам-коробкам и храню в одном месте.
Таблица выглядит так:
Каждый день в качестве обязательного у нас логопедия и чтение. Остальное определяют дети. Их выбор для меня не принципиален, поскольку готов общий план на неделю и никаких затруднений достать заготовки, нет.
Каждый день предлагаю несколько карточек (не более 6), дети выбирают, чем хотят заниматься.
То, что уже сделали, из таблицы вычеркиваю и, если если заданий по этому виду деятельности больше не планировала, карточки из зоны доступа убираю.
Если появляются новые идеи, записываю в таблицу и снова добавляю необходимые карточки.
Помимо основных карточек, у нас есть еще 3 дополнительные.
Подарок - это мой сюрприз для детей (иногда это подарок, иногда - просто какое-то интересное задание). 1 раз в неделю.
Карточка с крестом - их отказ заниматься. Имеют право:) Но не более 2 раз в неделю:)
Пустая белая карточка - детки предлагают свои варианты досуга. Эта карточка присутствует в списке для выбора всегда.
Машины и железная дорога - "болезни" моего сына. Они могут идти только в паре с какой-то другой карточкой, иначе мы никогда и ничем другим заниматься не будем:) И я, конечно, в состоянии придумать 1001 игру с машинками и паровозиками. Но я же тоже человек:)) Поэтому так.
Конечно, случается так, что дети отказываются от предлагаемых мною игр. Я отношусь к этому спокойно - все неосуществленные планы прошедшей недели переписываю в таблицу идей и использую в другой раз.
Да. Важно: у каждого ребенка - свой комплект карточек и они вольны выбирать как одинаковые занятия для себя, так и совершенно разные.
Несомненным плюсом такой системы считаю то, что у детей есть возможность без лишнего давления с моей стороны выбрать, чем заниматься, а у меня - готовность их занять в любой момент времени и делать это сбалансированно.
Минусов я так и не нашла:)