Как выглядят наши Шичида-занятия год спустя
Методика ШичидыРовно год назад, когда Варе было 1.4 я писала несколько постов про наши занятия и общий план. И знаете что? Год назад было столько людей, которые занимались по этой методике, а сейчас они все куда-то делись. Кто-то бросил молча, кто-то стал возмущаться, что методика ужасна и его обманули, кто-то просто понял, что это не его, кому-то стало лень, а кто-то просто вышел на работу. У всех жизнь складывается по разному.
Я не знаю ни одного человека в России, кто бы занимался точно по методике. Что мы об этой методике знаем? Одна кривопереведенная на русский книга и более или менее достоверные знания из интернета. На мой взгляд самое подлинное, на чем стоит строить свои занятия, если хочется, чтобы точно по методике - это книга и описания групповых занятий мамами, чьи дети занимаются в школах Шичиды. Минус в том, что эти мамы пишут по-английски) Но можно найти и русско-говорящих, слава богу страна у нас большая и русские есть везде) В том числе и в школах Шичиды.
К чему это я? А к тому, что у нас с Варей, так же как и всех других, занятия не по методике, а скорее по мотивам методики Шичиды. Мы что-то из нее берем, что-то нелюбимое убираем, что-то меняем, добавляем и трансформируем. Мне кажется это и есть пусть к гармоничному развитию, индивидуальный подход.
Методика Шичиды очень многогранна, и я думаю, что каждый может на ее базе сформировать занятия, подходящие конкретному ребенку. Но если действовать хочется строго слово в слово с методикой, то все равно странно говорить, что она плохая и вы в ней разочаровались. Это как платье, которое вам посоветовала подруга, и оно вам не подошло. Кто в этом виноват? Подруга, модельер, платье или ваша фигура? Да никто! Просто выберите другое.
Итак, сейчас занятие условно по Шичиде у нас каждый день и оно занимает от 15 до 30 минут. Больших комплексных занятий мы не проводим, потому что, во-первых, ребенку нужна постоянная смена деятельности, а я физически не могу так долго поддерживать смену игр в таком быстром темпе, жонглируя папочками с заданиями, а тем более столько разных заданий подготовить на каждый день. Я стараюсь каждый день давать новые игры (новое это и хорошо забытое старое). У меня в ящике лежат подборки разных материалов и я просто беру папку сверху и после занятия кладу ее под низ, а когда есть время я распечатываю сразу кипой новые игры и фасую их по файликам, чтобы потом все было сразу под рукой. Очень удобно, что не надо во время занятия отвлекаться и куда-то ходить.
1. Подготовительные этапы: музыка, дата и погода на английском, дыхательные упражнения, объятия. *Шар энергии не делали никогда, почему писала тут*
Практически все эти этапы мы сейчас пропускаем, и без подготовки у нас начинается сразу занятие. Почему так? Подготовка разумеется важна, это как разминка перед тренировкой. Но важно не то, что ты делаешь, а каков результат. Для занятия по методике Шичиды надо успокоиться и перейти в умиротворенное, расслабленное состояние. Именно так ребенок (да и взрослый) сможет выполнять задания наиболее эффективно и от них будет максимум пользы. А как именно вы будете добиваться такого состояния, на мой взгляд, не существенно. Каждая мама лучше всех знает своего ребенка и если уж занятия у нас не групповые, а индивидуальные, то и подход к подготовке нужен индивидуальный. Я выбираю подходящее время дня, когда Варя наиболее спокойна и ничем не занята, например, после завтрака. Я просто ей предлагаю пойти "посмотреть карточки" и она радостно бежит на диван) Вариант с расслабляющей музыкой и медитативным дыханием явно не для двухлеток, а просто дуть на и в разные предметы и обниматься под музыку скорее развеселит моего ребенка и сделает его более подвижным и активным, нежели успокоит.
2. Наше занятие сейчас начинается с карточек со словами. Сначала я показываю просто быстро несвязанные по смыслу карточки, потом отдельным упражнением раскладываю строками историю или стишок из слов и одну листалку Умницы показываю.
3. Потом мы переходим к буквам. Я выкладываю на магнитной доске буквами слово и произношу его целиком, буквами и слогами. Иногда мы пишем буквы мелом на доске, читаем азбуку или я прошу Варю саму показать или произнести ту или иную букву.
4.* Переходим к количествам. Этот пункт у нас бывает не каждый день. Соотносим количества с цифрами, угадываем нужное количество на глаз, читаем стихи про цифры.
Считаем по порядку. Играем в палочки для счета.
5. Сетка памяти из больших или маленьких карточек. Маленькие я просто вырезала из плотной бумаги и наклеила на них наклейки, таким образом у меня сейчас огромный запас карточек для игр, которые я постоянно обновляю, потому что как показывает практика с новыми карточками гораздо выше процент правильных ответов. Сетку без ошибок открываем из 10-12 карточек.
Сюда же могу отнести игру в Мемори. Почти каждый вечер мы всей семьей садимся играть в настольные игры и я подбирала их так, чтобы Варя тоже могла участвовать на равных. Мемори с голодной гусеницей у нас она из любимых игр! Когда первый раз играли, Варя так радовалась каждой найденной паре, что начинала танцевать и обнимать нас))
6.* Сетка памяти на поле. Этот пункт тоже не каждый день. Раскладываю на поле маленькие карточки в некоторых ячейках и прошу Варю запомнить где и что поселилось. Потом убираю все карточки и даю ей по одной. Ее задача разложить как было.
7.* Запоминание образов. Долго игра у нас не шла, а сейчас она понравилась Варе. Но мне кажется, что она не совсем понимает, что я от нее хочу и всегда показывает именно на новую карточку. Но я приноровилась и теперь просто задаю по-другому вопрос))
Сюда же можно отнести лото. Сейчас мы играем в черно-белые лото, иногда они очень непростые, особенно когда предметы все очень похожи, да еще и в ч-б переведены!
8. Цветовосприятие. Сортировка по цветам у нас по прежнему интереса не вызывает, зато Варя очень любит раскладывать палитры. Справляется даже с самыми сложными, хоть и не всегда легко. А я за раз ей даю выбор из 5-6 картинок и 5-6 разный палитр. Рассматриваем различные оттенки цветов и их образование и смешение в рамках занятий творчеством.
9. Творчество. Мы проводим занятия по комплекту Умницы Творчество. Нам его подарили и я очень им довольна! Особенно он выручает, когда нет времени на придумывание, или когда мама болеет и думать самой нет сил.
9*. Linking memory Варя почему-то по-прежнему не понимает, что от нее требуется, хотя сама игра ее очень веселит)) Особенно дуть на карточки, чтобы они разлетелись и перемешались)) Но у меня туго с выдумыванием историй.
10. Собери по образцу. Варя в принципе по образцу ничего не делает, всегда изобретает свой способ. Так что сюда могу отнести только пазлы. Их мы собираем каждый день.
11*. Истории на английском языке. Сюда отнесу чтение английских книг. Читаем не каждый день, по настроению.
12. Моторика и сенсорика. Обычно у нас не в рамках занятия есть одна сенсорная коробочка, которая периодически меняется. Ею Варя развлекается на кухне пока я готовлю. Ну а к моторике можно отнести все, что угодно, то же рисование, лепку или пазлы)
13. Воображение. Пока что у нас этот пункт заменен воспоминаниями, но поскольку вспоминать по заказу в нужное время дети обычно не хотят, то в занятие это не входит. Просто когда Варя сама хочет, она вспоминает события дня или недельной давности и рассказывает мне и мы их обсуждаем. Обычно это бывает перед сном.
14. Esp. Наверно можно сказать, что это вообще не упражнение, а веселая игра. Процент угадываний у нас случайный и очень низкий)
15. Совсем забыла про просмотр флеш-карт! Мы их не смотрим. Да, вообще не смотрим)) Как написано в книге Шичиды не обязательно делать все упражнения, чтобы добиться успеха в развитии правого полушария мозга. Можно развивать, например, музыкальный слух и это само собой будет способствовать развитию памяти, в том числе зрительной, слуховой, обонятельной и тактильной, развитию внимательности и визуализации образов. Любая правополушарная деятельность способствует его развитию! Поэтому со спокойной душой я этот пункт пропускаю. Мне кажется, что не просто так показ флеш-карт в школах Шичиды осуществляется исключительно с бумажных носителей. Не только ради защиты от хакеров, которые украдут и выложат эти карточки в интернет. У меня лично совершенно разные ощущения от быстрого просмотра карточек и мелькания картинок на компьютере. Если мелькание бумажные картинок можно сравнить с мельканием пейзажа за окном поезда, оно успокаивает, умиротворяет и можно наблюдать это долго, то мелькание картинок на компьютере начинает раздражать, вызывать неприятные ощущение в голове и в глазах и мне, как маме, напоминает какое-то зомбирование. Нет, я разумеется все понимаю, что цель упражнения не в "загрузке" данных о мостах США, например, в мозг ребенка, а в активации правого полушария, но какой-то уж очень ненатуральный и неестественный это способ. Я гораздо спокойнее отношусь к бумажным просмотрам, они на мой взгляд естественнее, напоминают быстрое перелистывание книги с картинками или поездку на скоростном поезде, но реализовать просмотр такого количества флеш-карт в бумажном виде можно только централизовано, одному это не под силу.