Логопедия и дефектология, психология . Логокроха

Логопедия и дефектология, психология . Логокроха - страница 2

2 178 участников
логопедические, дефектологические,психологические, юридические проблемы и их решение
Выбрать категорию
аутизм Юридическая консультация семьям, имеющим детей с ОВЗ Юмор, говорилки инклюзия Логопедические сады Записки мам артикуляционная гимнастика диагнозы и их расшифровки Специалисты поиск, предложения Дыхание Массаж Пальчики вопрос-ответ Спец учреждения О сообществе слух,фонематическое восприятие дисграфия и дислексия билингвизм Раннее речевое и познавательное развитие. от 0 до 3х лет документы психологические особенности, и их коррекция Консультации по диагнозам:ЗПР,ЗРР,ЗПРР,ЗТРР статьи методическая копилка Литература Заикание Отзывы о моей работе
Речь 3-4 года

Дефект в пределах нормы

До 3-4 лет в речи ребенка можно считать допустимыми (физиологическими) следующие неправильности, искажения в произнесении звуков:
Смягченность (ребенок говорит "масинька" вместо "машинка", "носька" вместо ножка и т.д.).
Отсутствие и замена шипящих звуков "ш", "щ", "ч", "ж" ("косетька" вместо "кошечка", "лосядка" вместо "лошадка" и т.д.).
Отсутствие звука "р", его замена на звуки "л", "ль", "в", "й" ("каова" вместо "корова", "от" вместо "рот", "лак" вместо "рак", "лямаска" вместо "ромашка", "йыба" вместо "рыба").
Замены звуков "к" и "г" на звуки "т" и "д" ("тапля" вместо "капля", "дусь" вместо "гусь").
Замены звонких звуков глухими ("сайка" вместо "зайка" и т.п.).
Смягчение произнесения звука "л", его замена на "й" ("кальбаска" вместо "колбаска", "стуй" вместо "стул" и т.п.).
Пропуск трудных звуков при сочетании согласных ("мачик" вместо "мальчик" и т.п.).
Сокращение длинных незнакомых слов ("ампитура" вместо "температура" и т.п.).
Перестановка звуков или целых слогов ("пыселос" вместо "пылесос" и т.п.).

Обычно перечисленные нарушения практически исчезают к 4-5 годам. Если этого не происходит, нужно обратиться к логопеду (лучше это сделать еще в 3-4 года). Мы делаем ребенку массаж, учим плавать, чтобы он рос гибким и крепким. Он должен освоить определенные движения, чтобы научиться сидеть или ходить. То же и с речью - малыш должен освоить определенные движения речевого аппарата. И мы можем ему в этом помочь - как можно раньше начав делать с крохой артикуляционную гимнастику, развивать речевое дыхание.
Коррекционные и развивающие занятия Москва и Подмосковье


1)ПМСЦ ЮАО - м.Каширская(10-15мин.пешком)+филиалы по районам;
2)ПМСЦ ЮАО - м.Нахимовский проспект(10мин.пешком);
3)Центр дифференцированного обучения -м.Царицыно-м.Кантемировская.ул.Ереванская,19(пешком 15-20мин или неск ост на трансп)
4)Центр Лечебной педагогики -м.Университет,ул.Строителей(15мин.пешком,запись,очередь);
5)ПМСЦ ЮЗАО-м.Ясенево;
6)ПМСЦ ЮВАО -м.Текстильщики,Люблинская ул(напротив рынка,10-15мин.пешком или 1 остановка);
7)Институт коррекционной педагогики - м.Фрунзенская,ул.Погодинская,8;
8)Центр патологии речи - м.Таганская,Яузская ул(запись,очередь,есть занятия для заикающихся в тч.взрослые);
9)6 психоневрологическая больница-м.Ленинский проспект(занятия для тех,кто лежит+школа);
10)Иппотерапия -коррекция с помощью лошадей - Битца;
м.Беговая;
парк Сокольники;
11)Дельфинарий-коррекция с помощью дельфинов;М.Семёновская,Мироновская ул(запись,в данный момент-нет)
12)Бассейн на ул.Бакулева-группа для слабослышащих детей$
13)"Ковчег"-общество,при них есть школа- м.Авиамоторная,ул.Авиамоторная

РИТА вопрос-ответ
Мама девочки (16 лет) Каменск-Шахтинский
не говорит в год ивосемь
Дочери 1,8 говорит только на-на и дай и пойдем,кх-кися,один раз сказала копать и абусь-арбуз.Обращенную речь очень хорошо понимает , очень любит книги ,на картинках находит всех кого знает.,складывает все на свое место сама без напоминания.подскажите пожалуста как ее разговорить или уже пора обращаться к неврологу?
Мама мальчика (16 лет) Москва
новая система комплектования дошкольных образовательных учреждений Москвы

Новая система комплектования дошкольных образовательных учреждений


В соответствии с приказом Департамента образования города Москвы от 31.08.2010 года № 1310 «Об утверждении Порядка комплектования государственных образовательных учреждений, реали­зующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы» с целью развития информационного общества в городе Москве и обеспе­чения открытости процесса комплектования государственных дошкольных образовательных учрежде­ний с. 1 октября 2010 года вводится новая система комплектования дошкольных образовательных учреждений города Москвы.

С. 1 октября 2010 года в городе Москве родители, имеющие детей в возрасте до 7 лет, могут самостоя­тельно зарегистрировать своего ребенка в Электронном реестре Автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ» через сеть Интернет на сайте ec.mosedu.ru.

В том случае, если у родителей нет возможности воспользоваться сетью Интернет, они могут обратить­ся в окружной ресурсный центр.

И в том, и в другом случае при завершении процедуры регистрации ребенка родитель получает под­тверждение с указанием индивидуального кода заявки.
Родителям будет предоставлена возможность самостоятельно отслеживать продвижение очередности в детский сад через сеть Интернет в Электронном журнале на сайте ec.mosedu.ru.

Зачисление ребенка в детский сад будет осуществляться на основании списка, утвержденного окруж­ным управлением образования Департамента образования города Москвы, в соответствии с Электрон­ным реестром АИС «Комплектование ДОУ» и с учетом льгот.

Информирование родителей о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении будет осуществлять окружная служба информационной поддержки посредством электронной почты. Родите­ли, у которых нет электронной почты, будут оповещаться посредством почтовой связи или по телефону.
Родителям, зарегистрировавшим ребенка в Электронном реестре АИС «Комплектование ДОУ» в комис­сиях по комплектованию до 1 октября 2010 года, повторно регистрировать ребенка через сеть Интернет не нужно.


Департамент образования города Москвы просит родителей, имеющих электронную почту, направить информацию об электронных адресах в окружные службы информационной поддержки с. 1 октября 2010 года по 1 января 2011 года для осуществления взаимодействия. До 1 октября 2010 года на сайтах Департамента образования города Москвы и окружных управлений образования будет опубликована информация об окружных службах информационной поддержки.

Для решения спорных вопросов в окружных управлениях образования Департамента образования горо­да Москвы созданы и постоянно действуют «Горячие линии» и конфликтные комиссии, информация о ко­торых размещена на сайтах Департамента образования города Москвы и окружных управлений образо­вания.
Уважаемые родители!

С. 1 октября 2010 г. Вам будет предоставлена возможность самостоятельно зарегистрировать ребенка в едином электронном реестре Автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ» на сайте ec.mosedu.ru с использованием сети Интернет.

Кроме того, Вы сможете самостоятельно отслеживать продвижение очередности своего ребенка в Элек­тронном журнале учета будущих воспитанников.

При отсутствии возможности самостоятельно зарегистрировать ребенка через Интернет, Вы можете об­ратиться в окружной ресурсный центр, расположенный по адресу: Лобачевского ул., д. 66, проезд: до станции метро «Проспект Вернадского» первый вагон их центра, выход в город направо к кинотеатру «Звездный», далее 5 минут пешком до Управы «Проспект Вернадского» (Лобачевского ул., д. 66 — а) рабочие дни с. 9.00 до 13.00 и с. 14.00 до 18.00 часов.

Родителям, которые зарегистрировали ребенка в Электронном реестре АИС «Комплектование ДОУ» в комиссиях по комплектованию до 1 октября 2010 г., повторно регистрировать ребенка через сеть Ин­тернет не нужно.
Дефектология и дефектолог

Дефектология — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физи­ческими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разде­лов специальной педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) и специальной психологии (сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихолгия и логопсихо­логия).

Дефектолог — специалист в области дефектологии.
дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) — специалист в области изучения, обуче­ния, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.
дефектолог (в узком понимании этого термина) — коррекционный педагог.
материал:энциклопедия Википендия
Обследование слуха дома

Обследование слуха с помощью звучащих игрушек

(сначала шарманкой, пищалку затем дудкой и барабаном)

Сделать это можно так:

Ребенок сидит у вас на коленях лицом к вам. Второй взрослый играет последовательно справа и слева вне поля зрения ребенка на этих инструментах. Затем зовет громким шепотом, тоже справа и слева.

Реакция ребенка - поворот головы в соответствующую сторону.

Расстояние от ребенка до игрушки 3-4 метра. В литературе при описании обследования упоминают расстояние 6 метров. Такое расстояние возможно только в полностью звукоизолированной комнате.

Если такой метод обследования не дал результатов (т.е. ребенок не реагирует ни на один из стимулов), то покажите ребенка отоларингологу, который может проверить слух при помощи звукореактотеста.

В случае необходимости исследования необходимо продолжить в сурдологическом центре на специальном оборудовании.

При отсутствии звукореактотеста можно воспользоваться методом "гороховых проб"

(баночек, заполненных горохом и крупой)

Гороховые пробы

Нужны четыре пластмассовые баночки, например, из-под "киндер-сюрприза". Три баночки на одну треть заполняются: первая - нелущеным горохом, вторая - гречкой-ядрицей и третья - манкой. Четвертая баночка остается пустой.

Малыша положите на пеленальный стол или посадите на руки. Проверяющий располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. Он трясет баночки на расстоянии 20-30 см от правого и левого уха малыша. При этом в одной руке у него баночка с крупой (вначале с манкой, затем с гречкой и последняя с горохом), а в другой руке - пустая баночка. Движения рук должны быть симметричными. При проверке второго уха баночки меняют местами.

В ответ на сигнал малыш должен как-то среагировать: замереть, или, наоборот, начать активно двигаться, заморгать, повернуть головку в сторону источника звука. Вторая, пустая баночка нужна для того, чтобы исключить ситуацию, когда ребенок поворачивается просто чтобы рассмотреть новый незнакомый предмет. Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с манкой и определяет направление звука, то гречку и горох можно уже не предъявлять.

Не стоит беспокоиться, если малыш до 4 месяцев не реагирует на баночку с манкой: в этом возрасте это нормально. Дети этого возраста еще не могут также определять направление звука. Ребенок старше 4 месяцев должен реагировать на звучание всех трех баночек и поворачивать голову или глаза в направлении источника звука.

Вниманию родителей: не нужно самостоятельно повторять такое обследование снова и снова: многократным повторением звуковых сигналов вы добьетесь лишь торможения реакций на звук, что затруднит дальнейшее обследование.

Что может помешать получить правильные результаты

Помните, ребенок может реагировать на движения губ, движение воздуха (если при обследовании используются хлопки или резиновая пищалка с воздушной струей), вибрацию поверхности и движения звучащей игрушки, когда вы трясете ею.

автор: Полина Жиянова, дефектолог

Информация предоставлена Дискуссионным клубом РусМедСервер

Логопедические диагнозы

Итак логопед поставил вашему малышу диагноз. Что же он обозначает
. Дислалия - это самое распространенное нарушение. Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.

Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков. Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.

Ринолалия - это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата. Особенности: голос приобретает «носовое звучание».

Заикание - нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5 года. Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»). Профилактика заикания: речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой; нужно ограничить контакты малыша с заикающимися; не допускайте скандалов и конфликтов при ребенке; избегайте психических и физических травм (особенно головы); не перегружайте ребенка информацией и впечатлениями; не опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда; не запугивайте ребенка страшными сказками и всякими бабками-ёжками; не оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бейте ребенка;

Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка. Особенности: моторная алалия - ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить;

сенсорная алалия - ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос).

Мутизм - прекращение речевого развития из-за психической травмы. Особенности: общий мутизм - ребенок не говорит вообще; избирательный мутизм - своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей;

Детский аутизм - состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь. Особенности: дети легко возбудимы и иногда агрессивны; часто зацикливаются на чем-то; такие дети могут предпочитать какой то пределенный вид продуктов не из-за вкусовых качеств, а скажем, из-за внешнего вида, и при этом отказываются от другой предложенной пищи; например малыш может не захотеть пить молоко из пакета, а не из картонной упаковки; с первых месяцев малыш не стремится к общению со взрослыми, не прижимается к матери; для таких детей характерно чувство опасности; но их страхи часто имеют необычную направленность: малыш может пугаться, например, письменного стола, но совершенно не бояться собак и высоты;

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности: более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам); речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена; ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли; речь детей с ОНР является малопонятной; Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка при

ОНР: 1-ый уровень - полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов. Особенности: словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби»; при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» - это и кукла и девочка); часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) - сидеть, «пать» (спать) - кровать; такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»; многие звуки не произносятся; сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);

2-й уровень Особенности: достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы; используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «кадас ледит той» (карандаш лежит на столе); нарушено согласование слов; например: «иса безал» (лиса бежала); в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед» (велосипед);

3-й уровень: характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц. Особенности: неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стулья); «лежит тапка» (лежит тапок); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки); упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола); словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица); неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу); слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер); звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»; нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук);


где проверить слух в Москве

Где проверить слух в Москве.

Детский сурдологический центр г. Москвы. Адрес: 119311, Москва, Вернадского просп., д. 9/10. проезд: метро «Университет» выход в город в центре зала, из выхода правее мимо киосков, первый дом от метро (2 минуты пешком). Весь необходимый спектр обследований. Надо записаться в регистратуре, получить направление из своей районной поликлиники и подождать дня приема примерно месяц-полтора. Все обследования бесплатные, с любого возраста, даже с первых месяцев рождения. Телефон регистратуры: 9302200

ИКП (Институт Коррекционной Педагогики). ( ссылка ) Адрес: Погодинская, дом 8, корп. 1. Ст. метро «Кропоткинская» (на троллейбусе номер 15 или маршрутке до остановки «олсуфьевский переулок», далее 10 минут пешком) или от метро «Фрунзенская» (20 минут пешком, из выхода метро налево и идти прямо по Хользунову переулку, далее пересечь сквер и ориентироваться на церковь).Тел. 246-11-57 Алиева Зоя Сафаровна. (Запись на обследование (аудиометрия)
Проводятся занятия с педагогами 246 89 85.
Занятия и обследования только платные.

Российский научный центр аудиологии и слухопротезирования МЗ РФ. (ссылка Адрес: 117513, Москва, ул. Академика Бакулева, 18. телефоны: 433-27-53, 438-68-65. там обследование можно сделать по полной программе, а так же встать в очередь на бесплатную операцию по кохлеарной имплантации. Регистратура расположена на первом этаже районной поликлиники 203 (в конце коридора с вывеской "Центр Аудиологии"). Регистратура работает с 9:30 до 18:00. По этому телефону Вы можете записаться на прием. Не стоит приезжать без предварительной записи, так как все специалисты могут быть заняты, и Вас не смогут принять.


«Гута-Клиник» Здесь можно сделать все обследования (ТОЛЬКО платно).( ссылка ) . адрес: Москва, ул. Фадеева, д. 2. метро «маяковская», далее пешком 10 минут. Сурдолог Паукова Марина Владимировна, телефоны для записи: 250-26-40, 250-45-77, 250-44-57,250-58-03. Ждать дня приема долго не придется (около недели) и есть возможность выбрать удобное время.
Занятия здесь не проводятся, т.к. это больница+поликлиника.

«Мелфон» Адрес: 117393, г. Москва, ул. Профсоюзная, 78.
Тел: (495) 335-53-22, 332-95-59, 238-81-03, 238-77-84
( ссылка ). Занятия и обследования только платные.

"Отофон" Адрес: 105203 г. Москва ул. Нижняя Первомайская, д. 47
Тел.: 465-17-40, 465-19-46
Факс: 465-17-40.
Сайт: ссылка
Занятия и обследования только платные.

"Радуга Звуков" (ссылка Адрес: 141195, Московская область, г. Фрязино,
ул. Вокзальная, д. 2а
(cт.м. Пр. Мира) ул. Щепкина, д. 61/2, МОНИКИ, корп. 1, 7 эт., каб. П7-01. Тел.: (495) 688-70-90
(cт.м. Пр. Мира) ул. Щепкина, д. 61/2, МОНИКИ, корп. 9, цокольный этаж. Тел.: (495) 681-63-68
(м. «Чеховская», «Тверская», «Пушкинская») ул. Тверская, д. 12, стр. 8. Тел.: (495) 692-30-27, 8 (917) 548-71-52
(м. Перово, Шоссе Энтузиастов) ул. 2-ая Владимирская, д. 2, Московский гомеопатический центр, каб. 313. Тел.: (495) 589-00-56
(м. Спортивная) ул. Десятилетия Октября, д.2, каб. № 3-а при детской поликлинике №38 (поликлиника находится рядом с метро). Тел.: (495) 748-92-10, (499) 246-01-01 доб. 123
(м. Таганская, радиальная), ул. Народная, д.12 (вход в арку). Тел.: моб. тел. : (985) 107-31-10
(м. Университет) Вернадского пр., д. 9, Городской детский сурдоцентр, каб. 2 . Тел.: 8-910-476-06-27
E-mail: info@istok-audio.com
Отдел маркетинга и продаж: raduga@istok-audio.com
Администратор сайта: admin@istok-audio.com
Контактные телефоны/факс:
(095) 745-15-70, 745-15-71, 465-86-68,
(095) 995-95-49, 995-95-48, 465-88-58
Занятия и обследования только платные.

"Ренес" Адрес 123007, г.Москва, Хорошевское шоссе, д.21а.
телефон, факс: (095) 941-2025
Часы работы:
с понедельника по четверг с 10:00 до 18:00
Прием сурдолога: с 10:00 до 17:00
в пятницу с 10:00 до 17:00
Прием сурдолога: с 10:00 до 16:00
Сайт: http://www.renescenter.ru/
E-mail: info@renescenter.ru

Научно-клинический центр оториноларингологии. Адрес: ул. Гамалеи, 15 (http://www.otolar.ru/)
Запись на прием по тел:
942-38-22, 979-18-91 — регистратура
942-42-31 — аудиология, слухопротезирование и слухоречевая реабилитация


Мама мальчика (16 лет) Москва
Упражнения для речевого дыхания

Упражнения для речевого дыхания
футбол
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
ветряная мельница
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
снегопад
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
листопад
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
бабочка
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
кораблик
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
одуванчик
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
шторм в стакане
Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).


Техника выполнения упражнений:
воздух набирать через нос
плечи не поднимать
выдох должен быть длительным и плавным
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
Мама мальчика (16 лет) Москва
Развиваем речевое дыхание

Развиваем речевое дыхание Во-первых, когда рассказываете малышу сказки, стихи, например упоминаете ветер, поучите ребенка дуть: дуйте ему в лицо. Со временем он начнет подражать вам.
Потом вы можете еще и поиграть, предлагая ребенку дуть: дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка, она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос. Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим. Сделайте дерево: вырежьте из бумаги несколько полосок, приклейте к палочке или карандашу, "ветер" будет колыхать листву. Такие упражнения также развивают воображение. Подуйте вместе на кусочек бумажки или пламя свечи. Важно, чтобы выдох не был резким, иначе свеча потухнет, дуть нужно плавно и легко. Сделайте (или купите) вертушку или игрушечную мельницу, научите малыша дуть на крылья так, чтобы они вертелись. Вырежьте из бумаги птичек и поставьте у самого края стола. Командуйте: "птички полетели", дуйте вместе, только один раз. Выдох должен быть долгим, чтобы они улетели как можно дальше. Покажите ребенку, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро. Научите малыша дуть на горячее, а также греть ручки: пусть вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки. Бывает так, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох ртом и носом. Научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком "а-а").Сорвите отцветший одуванчик и дуйте на него так, чтобы слетели пушинки. Следите за тем, чтобы малыш хорошо надувал щечки, не проглатывал и не выдыхал воздух. Изобразите море (например, когда рассказываете сказки А.С. Пушкина): на вдохе плавно поднимите руки вверх, на выдохе опустите руки, произнесите долгое "ш-ш-ш".Малыш постарше может тренироваться с мыльными пузырями или водой. Пусть дует в трубочку (соломинку или макаронину). Опустив соломинку в воду, можно сделать "настоящую бурю".Налейте воды в тазик, можете запустить кораблики, например, бумажные. Потом изобразите ветер. Дуть нужно не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щеки. Покажите ребенку, как это делаете вы. При ровном выдохе кораблик движется по воде плавно. Теперь подуйте прерывисто: "п-п-п" и объясните, что подул порывистый ветер. Пусть ребенк попытается пригнать кораблик к определенному месту. Конечно, это упражнение для детей постарше, не так-то просто справиться с таким заданием.