Развитие речи (пособия, занятия с логопедом, билингвизм)
БилингвизмДобрый день! Недавно в инстаграме (@katrichka) по тэгу жанна_и_логопед я рассказывала о нашем опыте занятий русским в России с педагогами, было очень много вопросов и комментариев от билингвальных семей, решила сюда тоже продублировать

Контекст
Имеется девочка 3,9 (начали занятия в России в 3,6), английский - основной язык, англоговорящий папа, английский сад с 1,9, русским владеет прекрасно, поставили уровень развития русским на возраст 4-5 лет, я отношу это на долю домашних занятий, о которых много пишу в инстаграме
Первое занятие
1) у меня было очень абстрактное понимание, что я хочу от этих занятия. В самом общем виде - по максимуму "разговорить" Жанну, возможно, начать ставить звуки и, возможно, начать учить буквы. В итоге после консультаций с специалистами (мы и с дефектологом общались, и с логопедом, и с специалистом по работе с дошкольниками, чтобы оценить общий уровень развития), исходя из Жанниных интересов, придумали, что мы будем делать. Логопедия и буквы отпали, решили сфокусироваться на навыке устной речи на базе сказок и математических игр. Это то, чем Жанна сама хочет заниматься и что любит больше всего. 2) Про общий уровень владения русским сделали Жанне очень много комплиментов. Наша основная проблема - это искажение звуков, даже тех, которые в возрасте 3 лет уже доступны ребёнку. Жанна произносит русские звуки, используя английскую артикуляцию (почувствуй разницу звука в в вода и water). Однозначно, Жанна - клиент логопеда. Но структурированные занятия нам посоветовали отложить до следующего года (по разным причинам) и сфокусироваться в ближайшее время на развитии фонематического слуха. Любая логопедия начинается с изучения неречевых звуков, и лучшее, что можно сделать сейчас - это заниматься музыкой и развивать слух 3) Буквы - нам посоветовали пока отложить изучение букв, вспомнить о них после 4. Причина - довести до совершенства навыки выстраивания речевых конструкций, а потом переходить к "техническим" упражнениям по изучению букв как графических изображений и звуковому анализу слова 4) очень много говорили про эмоциональную сферу. Рекомендации - как можно больше играть в ролевые игры, ставить сказки, проигрывать и обсуждать разные эмоции.
Структура занятия - рекомендация логопеда
В итоге Жанна два месяца занималась с специалистом по подготовке к школе, но они, конечно, не учились, а играли. Рисовали песком, ставили сказки, занимались по пособиям, собирали пазлы, но с основной целью - развивать речь. Эффект есть, очень хороший. Но два месяца в России - это длялюбого билингва хороший опыт. Несмотря на то, что с логопедом мы не занимались, я попросила ее на примере одного занятия показать мне, как работают с ребёнком 3-4 лет, чтобы эту логику и структуру применять дома. Каждое занятие (примерно 30 минут для Жанны, из которых 20 минут хорошо концентрирует внимание) состоит из 4 блоков: артикуляция, фонематика, лексика/грамматика, связная речь. На каждый из этих блоков логопед посоветовала мне пособия, что-то уже было дома, о них напишу в следующем посте. О каждом блоке чуть подробнее завершают занятия. Это пересказ любимой истории, домашний театр, рассказ по картинке, ролевые игры. Опять же мне посоветовали пособия, но я считаю, что это единственный блок, где пособия не нужны. В следующем посте напишу про пособия 💪. 1) Артикуляция - все достаточно просто, гимнастика для развития мышц языка, разработки правильного произношения, устранения проблем с дикцией. Кажется со стороны, что это дурачество, но на самом деле супер полезное баловство 👍 Жанне нужно автоматизировать звуки "с" и "з"; ставить твёрдые звуки (мягкие у неё хорошие). "Р" пока рано. В этот же блок уходят все упражнения на дыхание, очень важные - дуть мыльные пузыри, задувать свечи, духовые музыкальные инструменты, надувать воздушные шары и т.д. 2) Фонематический слух - формирование звукового различения, помогает отличать звуки речи от друг друга. Напишу об этом ещё отдельно, потому что для билингвов исключительно важен этот аспект. Логопед мне рассказал, что билингвы часто в одном предложении мешают разные языки, потому что не различают разные фонемы, присущие этим языкам. Посоветовала мне вводить занятия музыкой. У Жени @mama-mishonka под отдельным тегом собрана серия ростов на эту тему. 3) грамматика/лексика - очень объемный блок. Если грамматику можно натаскивать по пособиям (это согласование предлогов, падежей, рода), то лексика, наработка словарного запаса - это общее развитие, конечно, и образ жизни. Чтение, путешествия, обсуждение с ребёнком событий дня - все влияет и помогает. Логопед советовал лексические темы прорабатывать блоками (фрукты, овощи, домашние, дикие животные и т.д.). Грубо говоря, это тематические недели или тематические занятия. 4) связная речь - последний блок, завершает каждое занятие. это рассказы по картинкам, домашний театр, ролевая игра, пересказ любимой истории.
Пособия
На каждый из блоков нам рекомендовала логопед пособия (их отмечу значком ‼️) + кое-что интересное я покупала ранее.
✔️ Артикуляция:
1. Волошина. Артикуляционная гимнастика для девочек (есть и для малтчиков) - см. отзыв в инстаграме по тэгу #жанна_развивает_речь
2. Нищева. Артикуляционная гимнастика ‼️ - не смогла купить из-за иллюстраций. У всех детей на картинках базедова болезнь
3. Материалы из Интернета - см. по тэгу про речь. Я скачивала на сайте @birzhanova
✔️ Фонематика:
4. Новиковская. Учим ребёнка говорить - для выработки правильного произношения всех звуков, см. отзыв по тэгу про речь
✔️Лексика/грамматика:
5. Новиковская. Логопедическая грамматика (в двух частях) - грамматические игры, Жанна любит, вижу, что ей эти пособия помогают, см. отзыв по тэгу про речь
6. Созонова, Куцина. Грамматика для дошкольников ‼️ - это 70 отдельных листов формата А4 с грамматическими играми и упражнениями, помогает в понимании согласования рода, падежа, числа, учит строить предложения, обогащает лексику
7. Нищева Тетрадь для средней логопедической группы детского сада ‼️ - не купила, потому что повторяет многие наши пособия, например Земцову
8. Нищева. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников ‼️ - это методические рекомендации для логопедов и преподавателей, много текста, как на уроке обсудить определённую тему, как работать с карточками, какие игры предложить ребёнку. Не купила, потому что это уровень именно преподавателей, я так продумывать домашние занятия точно не буду
9. Тематический словарь в картинках (в трёх книгах) - отличное пособий, показывает массу тем, упражнения и для лексики, и для грамматики, см отзыв по тэгу про речь
✔️Связная речь:
10. Батяева. Мои первые рассказы 3+ ‼️ - не купила, показалось, что для Жанниного уровня уже легко, и не понравились картинки
11. Бортникова. Развиваем связную речь ‼️ - куплю. Это пособие-раскраска, на каждой странице одна картинка, по ней ребёнку предлагается составить рассказ, даны опорные вопросы
12. Нищева. Обучение детей пересказу по опросным картинкам ‼️ - есть на разный возраст - куплю скорее всего, смысл занятия по книге такой - взрослый читает сказку, далее по опорным вопросам, которые даны к каждой сказке ребёнок и взрослый обсуждают то, что было прочитано, далее ребёнок по опорным картинкам воспроизводит эту же сказку