Обучение чтению
Готовимся к школеОбучение чтению начинается с составления букв, которые ребенок воспринимает как звуки, в слово. Этот процесс может быть как очень сложным, так и простым. В моей практике девочка в 3,5 года называла все буквы в слове, а затем называла все слово сразу. Делала она это легко, даже если в слове было более семи букв. Но это видимо редкий случай. Чаще, и в старшем возрасте, ребенку трудно соединить звуки в слово. Начинайте с самых простых слов: ау, ой, мяу, мама и т.д.
Слова, которые вы предлагаете для прочтения ребенку, должны быть ему хорошо знакомы. Не торопите ребенка. Если у него не получается, то читайте вместе с ним. Прочтение однослоговых слов может занять продолжительное время. «И это не страшно», как говорит мой внук. Одновременно с чтением однослоговых слов ребенок должен и писать их. В это время нет никакой необходимости знакомить его с понятием слога. Пусть этим займутся учителя в школе. Если в этом вообще есть необходимость. Как только ребенок начнет читать однослоговые слова, переходите к прочтению более сложных слов. Начинайте со слов: мама, папа, баба, дед, имена родителей и фамилия ребенка. Чтение и написание этих слов полезное занятие. Писать слова следует печатным шрифтом.
Если ребенок научился читать отдельные слова, начинайте читать с ним тексты. Сегодня естьребенка, его родителейре большое обилие литературы для начального чтения. Я использовал три книжки: Л.Н.Толстой «Рассказы для детей», С.Я.Маршак «Про все на свете», С.В.Михалков «Лесная академия». При прочтении предложения необходимо просить ребенка рассказать, о чем говорится в этом предложении. Не пересказать слово в слово, а рассказать своими словами. Это полезно делать именно потому, что необходимо заботиться о развитии мозга. Пересказывая своими словами, ребенок думает. А повторяя слово в слово, тренирует свою память. Память можно тренировать, но в другом процессе. Мне нравилось, когда ребенок говорил - «ну, это еще можно сказать по-другому». Пересказывать содержание предложений, затем части текста и, наконец, всего текста необходимо всегда. Не забывайте исправлять ударение в словах и интонацию. Полезно спрашивать содержание прочитанного текста и на следующий день. Это уже относится к тренировке памяти. Полезно на прогулке просить ребенка найти известные буквы на вывесках, прочитать слова или тексты вывесок. «На то грамота и есть, чтобы вывеску прочесть!»
Сегодня, используя интернет и Photoshop, можно составить самому Азбуку для внука или сына. В качестве примера привожу страницу такой азбуки. В этой книжке вы можете использовать фотографии самого ребенка, его родителей, а в качестве слов для чтения приводите те слова, которые вы считаете, он должен знать. Это могут быть названия животных, фруктов, растений, овощей, цветов и т. д. и их изображений.
Способствовать развитию мозга ребенка следует начинать с момента его рождения. В возрасте 3,5 или 4 лет одним из таких способов является обучения грамоте. Прежде чем начать обучать ребенка грамоте в дошкольном возрасте, необходимо осознавать, что обучение грамоте в этом возрасте не самоцель. Основное желание в этом возрасте - помочь развитию мозга ребенка.
Время начала занятий зависит от развития ребенка. Одним из условий начала занятий является умение ребенка говорить. Это условие согласуется с общим положением в обучении - обучение будет успешным, если вы продвигаетесь от достигнутого результата. Ребенок должен знать значительное количество слов и достаточно хорошо их произносить.
Обучение грамоте в дошкольном возрасте целесообразно вести в индивидуальном порядке. Обучение в индивидуальном порядке в любом возрасте более продуктивно, но в дошкольном возрасте обязательно. Индивидуальное обучение очень дорогое удовольствие. В масштабе государства пока неосуществимо.
В процессе обучения очень важен доброжелательный контакт учителя и ребенка. Учитель должен уметь слушать ученика лучше, чем ученик учителя. Обучая грамоте в этом возрасте полезно помнить, что вы его учите не читать и писать, а ДУМАТЬ. Больше беседуйте с ним, пусть он говорит больше.