Детсад - так ли страшен, как его малюют?
Детские сады, клубы, центрыВ детский сад я не ходила. Вернее как… Пойти-то, я в него пошла, но только на второй день я залезла под огромную родительскую кровать и сказала, что больше туда ни ногой. А все потому, что в первый же день ко мне подошли знакомиться два брата-акробата. Услышав, что меня зовут «Ена», а не «Лена», они долго и обидно надо мной издевались и смеялись. То есть вы представляете, какова была психологическая травма, что я помню ее в подробностях до сих пор? Все, что я запомнила от садика - это чужие игрушки, чужие страшные стены и мебель, чужие люди и чужая, невкусная еда. Воспитательница тогда сказала моей маме, что лучше не травмировать психику ребенка и по возможности не водить в сад.
Дома на следующий день, когда пришло время снова идти в садик, я наотрез отказалась. Меня пытали уговорами, обещаниями, угрозами… В итоге, когда в свои четыре года я заявила маме, что не буду открывать дверь незнакомым, играть со спичками, включать воду, а буду тихонечко сидеть на одном месте и ждать ее с работы, она была ошарашена моей детской дипломатичностью и поняв, что из под кровати меня все-таки не выковырять, согласилась с моими условиями. Сложившуюся ситуацию облегчило то, что с нами жила бабушка, а мама с папой были адвокатами, что предполагало безрежимный график работы.
Да, отсутствие садика в моей жизни наложило определенный отпечаток на нее, например, я никогда не была в летних лагерях и для меня это что-то страшное и дикое. Я сильно переживала первое время в школе и не ела столовскую еду. Я брезглива в некоторых моментах по жизни. А в трехдневной командировке в 22 года я вся извелась и истосковалась. Но, скажу откровенно, ни одно из этих последствий сильно уж не мешало и не мешает мне жить. Я довольно коммуникабельна, я не выросла нелюдимой, я умею выступать на публике, успешно работала преподавателем. А у каждого имеются свои особенности и тараканы…
Конечно, подсознательно я пытаюсь уберечь свою дочь от того, что испытала я. Я уже начинаю думать об этом и мысли о приближающемся детском саде не дают мне покоя. Как-будто это меня туда поведут, а не я! И скажу откровенно - я против садика, но я адекватно понимаю, что он может быть необходим. Ведь я должна думать о том, как будет лучше для ребенка. Тем не менее, мне мешает ряд фактов.
Например, я в курсе, что больше 50 % детей сильно переживают из-за садика, очень многих мамы оставляют там насильно в слезах, криках и соплях и малыш просто вынужден по итогу смириться. Существует также и небольшой процент тех, кто изначально бежит в припрыжку в садик и волосы назад, а домой уходит в слезах. Сказать честно, я сомневаюсь, что у меня именно такой ребенок…
В моей голове красными лампочками мигают бесконечные истории о рукоприкладстве и издевательствах в садах, как со стороны воспитателей, так и со стороны самих детей. Как зимой детей одевают на прогулку - пока последнего оденут, первый уже сто раз вспотел. Как постоянно болеют дети и ни о каком температурном режиме и влажности там не слышали и в помине. Как дети отравились едой, таблетками. Как воспитатели заставляли мыть унитазы и сыпали хлорку в канализацию.
Мои родители почему-то считают, что нужно обязательно постараться, чтобы моя дочь ходила в сад. Аргументируют это иммунитетом и социализацией к школе. Говорят, что не смогу так заниматься с ребенком, как будут в саду (а воспитатель с сомнительной квалификацией, конечно, сможет). Цитирую им Петрановскую, но они не согласны.
А Петрановская пишет следующее. «Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов. И возникли они не как форма «дошкольного образования, развития и социализации», а просто как детохранилища - чтобы отпустить матерей к станкам. А как же «социализация» и «подготовка к школе»? К сожалению, на постсоветском пространстве у этого слова часто есть и еще один, довольно зловещий смысл: заранее «обтесать» ребенка под функционирование в качестве «воспитанника учреждения». Приучить его терпеть стресс от пребывания в большой группе, натренировать на отключение от собственных чувств и потребностей ради того, чтобы не выбиваться из группы. И вот такая «социализация», даже если она неизбежна, пусть случится как можно позже, когда у ребенка будет больше ресурсов, чтобы сохранить себя в любых условиях. Когда нам показывают «детсадовского» ребенка, который быстро привык к школе, в отличие от домашнего, который то плачет, то нарушает правила, то отказывается туда идти, это на самом деле значит только одно - весь тот стресс, который сейчас переживает домашний, его садовский сверстник пережил несколько лет назад - будучи младше и беззащитнее. Тогда, может, будем сразу из роддома в армию отдавать - пусть уж привыкнет, зато потом будет легко? Никакого высшего педагогического смысла в истории с детским садом нет. Только очень проблемная семья, в которой родители совсем не занимаются детьми, может дать им меньше, чем стандартный детский сад. Если под социализацией имеется в виду общение со сверстниками, ролевые игры с ними, то не во всяком детском саду для этого много возможностей, может быть, игровая комната в ИКЕЕ, дача или ближайший сквер с постоянной компанией гуляющих мам с детьми дадут вашему ребенку не меньше».
И если покопаться в литературе таких мнений детских психологов уйма. Многие пишут, что до 4 лет у ребенка не выражен мотив общения со сверстниками. «Социализация» до этого возраста неэффективна. Отсутствие должного персонального внимания к ребенку из-за большого числа детей в группе может привести к тому, что ребенок «принесет» из сада не столько новые знания и навыки, сколько дурные привычки и дефекты в личности.
На днях одна моя знакомая вышла на работу, а дочке ее чуть больше 1.5 лет. Дочь она отдала в садик в младшую группу. Мне стало дико жалко малышку. Знаете почему? Не потому что у ребенка нет дедушек и бабушек, а мама - единственный кормилец в семье, не потому что семья еле сводит концы с концами, а потому что маме просто стало скучно сидеть в декрете. Мама захотела одевать платья и туфли каждый день, быть в курсе рабочих сплетен, пить кофе с коллегами, есть бизнес-ланчи и забыть до дури надоевшие подгузники и слюнявчики. А я… Я бы хотела, чтобы декрет был лет пять минимум. Чтобы я видела все, каждый шаг, каждое новое слово дочери. Чтобы Я играла с ней, а не чужие дети. Чтобы Я следила за ней, а не чужие тети. Чтобы я в любую минуту могла обнять ее и поцеловать. Ведь дети так молниеносно растут. Раз, а она уже идет в школу с бантами.
В некоторых семьях вопрос, отдавать ребенка в детский сад или нет, не стоит, просто потому, что нет другого выхода. Жизнь штука переменчивая и может заставить, но, тем не менее, если у меня все-таки будет возможность большинство времени проводить с дочерью, так ли сильно нужен этот садик?
Моя позиция может быть неверной, я признаю это. Поэтому хотела бы послушать ваши советы и истории, порассуждать на эту тему. Может кто-то более глубоко изучал этот вопрос в литературе. Особенно мне интересен опыт мам, у которых дети не ходят в садик.
и муж мой любил садиковскую еду, хотя его мама вкусно готовила)
Почему бы не рассмотреть вариант хождения в садик до обеда? по-моему, это идеально). У Киры речь в садике стала развиваться гораздо быстрее, например.