Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. 1
Войти Регистрация
Алиса — 7 лет 6 месяцев
Анатолий — 3 года 3 месяца
Москва Россия

Детали: Развитие памяти по Хегуру и Шичиде.

20 октября 2014, 10:38   •   Метод Шичиды

Немного о деталях на пути к освоению детьми эйдетической (фотографической) памяти.

В методе Хегуру (кто не знает - это последователи метода Шичиды, более известные на Западе), есть игра под названием Peg Memory, что в переводе дословно значит "Привязка памяти". Эта игра по сути очень похожа на всем известную Цепочку памяти Шичиды, но есть несколько принципиальных отличий.


Цепочка памяти (Linking Memory)

Не буду подробно останавливаться в сотый раз на Линкин мемори (я много писала о ней здесь и здесь), напомню только, что это последовательное соединение карточек с различными изображениями с помощью алогичной истории. Цель игры - практиковаться в запоминании, постепенно увеличивая количество карт, пока не сможете запоминать сотни. Считается, что фотопамять начинает открываться в тот момент, когда ребенок перешагивает порог примерно в 50 карточек, но останавливаться на этом, конечно, не надо. Каждый раз перед тем, как заново начать игру, карты надо тщательно перемешать. Таким образом, можно использовать одни и те же карточки, но истории каждый раз будут разные. Так занимаются по методу Шичиды.

У нас сейчас в ходу около 200 карточек (посмотреть и скачать можно здесь). Мы так и сидим на 40-50 карточках с парой ошибок, потому что ближе к концу Алисе надоедает и она убегает, выкрикивая мне что-то из другой комнаты))

Привязка памяти (Peg Memory)

В методе Хегуру практикуют не только Цепочку памяти, но и Привязку памяти.

Peg Memory - игра для взрослых детей или просто для взрослых. Сложно обозначить возраст для начала игры, но, я думаю, околошкольный. Если вашему ребенку уже достаточно лет, чтобы понять условия игры, вы вполне можете включить ее в свое расписание. Если нет, то это просто информация на будущее.

Привязка памяти - это система запоминания чисел с помощью их совмещения с изображениями. Этот мнемотехнический прием исходит из того, что у каждой цифры есть форма (то, как она выглядит при написании), и эта форма может напомнить вам очертания какого-нибудь предмета, который можно использовать для облегчения запоминания. То есть, когда вы для каждого числа придумываете свой образ в соответствии со своими ассоциациями, а из образов затем составляете абсурдные рассказы, которые в последствии позволяют вам легко воспроизвести большую последовательность чисел.

Например:

0 - яйцо/обруч
1 - гвоздик/градусник/копье
2 - лебедь
3 - бык с рогами
4 - кораблик/утюг/стул
5 - звезда (пятиконечная)/надкусанное яблочко

Первым этапом в Хегуру считается запоминание этих ассоциаций. В школе Хегуру дети продвигаются постепенно, каждые пару недель переходя к новому десятку. Чтобы помочь детям запомнить ассоциации, они используют Линкин мемори.

Например: запомнить число 254103 можно так: лебедь полетел к звезде на корабле, чтобы забить гвоздь в яйцо, которое снес бык. Эта история воспринимается детьми мгновенно, если они способны ее визуализировать, а не запоминать как текст.

Естественно, для того, чтобы облегчить восприятие детей, лучше всего прорисовывать каждую цифру и образ, который она напоминает, чтобы у ребенка плотно осели в голове все связки образа и числа, и только после этого уже можно пробовать что-то запоминать. Для каждого ребенка образ может быть особенным. Кто-то углядит в числе 7 мотыгу, кто-то скажет, что это похоже на автобусную остановку с навесом, а для кого-то она будет ассоциироваться с козленком или гномиком по аналогии со сказками про семерых козлят и семерых гномов. Пусть дети сами найдут для себя эти ассоциации.


Понятно, что в такую игру играют не трехлетки, а дети, чьи способности уже позволяют это делать. Мне пока сложно обозначить возраст, так как я не имела дела с детьми старше трех, сами понимаете, но думаю, это ближе к начальной школе.

Кстати, Peg Memory - известная мнемотехника для запоминания чисел. Многие давно и успешно пользуются ей. Впервые я прочитала о ней в книге "Помнить все" Артура Думчева, человека, который запомнил 22 528 знаков после запятой числа "Пи". Кстати, хотя книга и для взрослых, я ее очень рекомендую. Найти можно здесь: в Озоне, в Лабиринте, в Риде, в Май-шопе.


Ее отличие в том, что автор не старается описать как можно больше техник запоминания, а предлагает только те, которые работают максимально эффективно. Они смешные, они необычные, но они правда работают, и вам станет это понятно, если вы это прочтете. И наш заезженный Линкин мемори вам тоже станет ближе и понятнее, намного очевиднее станет и то, зачем нужна фантазия и визуализации для улучшения памяти. Он описывает это все просто и легко.
Лично мне не хватило мотивации, чтобы начать пользоваться его системой самой, ну то есть для улучшения собственной памяти, хотя я все еще не оставляю надежд, но теперь, если мне кто-то скажет, что может запомнить 100 чисел случайной последовательности, я не удивлюсь совершенно, потому что мне вполне очевидно, что это очень просто. В книге почти нет воды, она на 90% состоит из практик и объясняет принципы запоминания и забывания. В общем, на одном дыхании.

Возвращаясь к детям, сейчас способность ассоциативно мыслить (например, в данном случае вызывать в голове образ предмета при упоминании числа) поможет ребенку не просто намного легче запоминать буквы и цифры, но и стихи, иностранные языки, а в последствии генерировать оригинальные идеи, мылить не по шаблону, латерально. Так что для закрепления всего вышесказанного и для подготовки к игре Peg Memory очень полезно будет искать образы во всех окружающих нас предметах. Помогите малышу разглядеть, на что похоже облако или что напоминают очертания лужи, какое животное спрятано в узорах на обоях или в трещинках асфальта, и на что похожа каждая буква алфавита или вон та причудливая штука.

Хегуру считают, что все эти методы запоминания очень важны, потому что каждый из них развивает мозг по-своему. И я, конечно, с ними согласна: необходимо делать как можно больше привязок памяти, оставлять в памяти так называемые "якоря" - в привязке форм, цветов, букв, цифр, запахов, действий, изображений, звуков - чтобы ребенок мог по ним потом легко воспроизводить любую информацию. Чем больше сплетений будет в голове у ребенка, тем лучше будет его память. Этот принцип раздражения одного органа чувств, чтобы задействовать другой, называется синестезией, и о нем я как-нибудь все-таки соберусь рассказать подробно.

Комментировать

Комментарии

irina 5 июня 2015, 14:41
Австралия, Мельбурн
Лиза здравствуйте, возможно ли скачать ваши карточки, для личного просмотра, на платной основе. Интернет у меня просто ужасный, ожидать пока они все загрузятся или прервется загрузка очень раздражает. да и времени нету, мы занимаемся перед садиком. Просмотр карточек рекомендуют повторять 4 раза подряд, потом делать "тест", что естественно на сайте невозможно провести.
Спасибо Ирина

Ответить
елочка 29 января 2015, 18:55
Россия, Санкт-Петербург
Спасибо, Лиза! У меня вопрос немного не в тему — с чего лучше вообще начинать знакомство ребенка с числами и во сколько? У нас лежит Математика с пеленок по Доману, но я пока не решаюсь, слышала что эти карточки не очень хорошо. Сейчас нам почти 4 месяца. С чего вы начинали с Алисой?
Ответить
Мария 20 января 2015, 23:38
Лиза здравствуйте! решила задать вопрос здесь, т.к. есть вероятность, что больше заглядываете :) Дочке 1,5, начали заниматься по Шичиде недавно, наткнулась на ваш дневник не так давно)) Дочка растет двуязычная (немецкий, русский), проживаем в Германии. На каком языке называть тогда карточки и вообще заниматься, как вы думаете(посоветуете)? Пока все делаем на русском, но немецкий все равно скоро будет преобладать, т.к. идет в ясли. Дочка начинает говорить на русском, немецкие пару слов. Я просто думаю, память то все равно на каком языке развивать? если я ей буду языки смешивать ребенок бедный совсем запутается(((
Ответить
Россия, Москва

Я думаю, имеет смысл сейчас говорить на том языке, который ей понятнее. А на каком развивать память, действительно, не важно. Двуязычие — это уже вдвое больше резерва памяти задействуется)

Ответить
irina 6 декабря 2014, 00:48
Австралия, Мельбурн

У нас в школе Хегуру, пег гейм немного подругому, там привязка не к тому как выглядит цифра, а как она звучит:  например a hundred — huntsman. вначале листают и говорят карточи  - цифра потом картинка к этой цифре. а после расказывают историю, очень быстро и опять листают все теже карточки. после на доске номера и дети приклепляют предмет на соответсвующий номер.

Ответить
Россия, Москва
Здорово, спасибо большое! Если будет возможность, поделитесь с нами пожалуйста еще какими-нибудь упражнениями!
Ответить
Леся 1 ноября 2014, 21:09
Украина, Киев

в игру с цифрами могут играть и трехлетки, если они знают цифры. А четырехлетки

 играют вовсю) Проверено на практике.

Ответить
Натулька 30 октября 2014, 18:55
Россия, Щелково
Господи,какая же вы умничка!!!взахлеб смотрю все ваши посты и беру с вас пример!Как бы хотела иметь такую подругу в реале!!!
Ответить
Людмила 30 октября 2014, 10:50
Россия, Москва

Спасибо за пост. Интересно. Если не против, добавлю Вас в друзья.

Ответить
Россия, Владивосток
Мне это напомнило Мнемотехнику
Картинки, правда, от руки.. но принцип запоминания аналогичен, как я поняла.
Надо будет книгу в корзину закинуть))
Лиза, спасибо за обзор!! да и вообще, за вдохновения))
Ответить
Россия, Москва

Добрый день, Лиза, я не по теме, извините. У меня вопрос по поводу вашего сайта. Отправила карточки на модерацию почти месяц назад, ответа нет. Ваш сайт работает и есть ли смысл ждать ответа или теперь только оплата за карточки?
Ответить
Россия, Москва

Здравствуйте! Сайт работает, карточки модерируются, но в последнее время очень медленно, моя помощница вышла на основную работу, а у меня нтоже уже не хватает времени. Напишите мне, пожалуйста, сюда ваше имя в соцсетях, я посмотрю. Может быть вас случайно пропустили, потому что две недели назад долгов по модерации у меня не было, а вы пишете месяц.

Ответить
Татьяна 22 октября 2014, 20:27
Россия, Тула
Здравствуйте, мои тоже не отмодерированы, Таня Шмелева (Зотова) tanzot@mail.ru дет. сад на англ
Ответить
Татьяна 22 октября 2014, 20:27
Россия, Тула
в однокл
Ответить
Россия, Москва

Инга Гавриш (Трифонова) в одноклассниках.  Отправила на модерацию 27.09 

Ответить
Олька 21 октября 2014, 15:07
Россия, Новороссийск

мой, сын ,в четвёртом классе и очень легко и быстро учит стихотворения,примерно по таким же принципам,по началу мы вместе рисовали напротив каждой строчки схематичный рисунок и потом глядя на этот рисунок он рассказывал стих,сейчас,он,не рисует,а сразу представляет картинку и очень легко запоминает!

Ответить