Воспитание родителей по А. Адлеру
Интересные мысли и статьиА. Адлер - психолог, создатель одного из направлений психологии, считающегося классической - Индивидуальной психологии. Также, он занимался темой воспитания родителей и у него есть очень хорошая готовая концепция, которая мне очень близка.
Хочу поделиться с вами основными принципами его психологии, касающейся воспитания детей и взаимоотношений родителей - детей.
Внутри много букв, но, поверьте, это стоит того, чтобы прочитать!
"Основным принципом семейного воспитания, по А. Адлеру, является
взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую
зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье.
Это направление воспитания родителей основывается на сознательном и целенаправленном поведении родителей. А.Адлер рассматривает воспитание родителей не только с точки зрения развития ребенка и семьи, но и с точки зрения общества - как деятельность, результат которой оказывает влияние на его состояние. Философское развитие модели А. Адлера идет от идеи личности, согласно которой человек по природе существо социальное и его поведение диктуется социальными мотивами."
"Анализ основных положений адлеровского воспитания родителей сводится к следующему:
1) человек - существо социальное, для которого важно чувство принадлежности к определенной группе людей;
2) социальные интересы людей - основной мотив их деятельности;
поведение
человека всегда имеет определенную цель; чтобы понять поведение
человека и смысл его деятельности, необходимо знать преследуемые им
цели;
3) каждый индивидуум сам создает свой образ жизни, ее стиль,
яв-ляющийся сгустком установок, целей и верований, с помощью которых
человек старается найти свое место в жизни и достичь своих целей как
личность;
4) принцип равенства, провозглашенный обществом, требует равного отношения ко всем его членам;
5) сотрудничество между членами семьи невозможно без чувства ответственности, поскольку свобода тесно с нею связана;
человек
ведет себя в соответствии со своими ожиданиями и формирует свое
понимание места в семье согласно естественным и логическим результатам,
связанным с этими ожиданиями.
По теории А.Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои идеалы и цели своей личной системы ценностей, в которой он как человек учится жизни."
Вообще тема воспитания общества через воспитание семьи - это очень такая глобальная тема. И этим она мне тоже близка. Идеалом воспитанного человека по модели Адлера является самостоятельный, уверенный в себе человек с развитым чувством внутреннего самоконтроля. То есть смысл воспитания ребенка - это научить его ответственности и самоконтролю. По-другому, это как раз и есть состояние "Взрослого" по Э. Берну. Человек, который умеет принимать решения, брать за них на себя ответственность, который считается с людьми вокруг себя, чувствует себя достойным и значимым/равным членом общества. И при этом он уважает себя и других, находит свое место в обществе, умеет сотрудничать и работать на общие цели.
Адлер разрабатывал в основном философскую модель, а практическое применение его принципов продолжили его последователи. Самый известный из них - Рудольф Дрейкурс. Он известен в связи с двумя темами:
Цели, которые преследуют дети, когда ведут себя плохо.
Их всего 4:
- Привлечение внимания;
- Борьба за власть;
- Месть;
- Показательная беспомощность.
Очень подробно написано об этом у самого Р. Дрейкурса и в книге С. Кривцовой "Учитель и проблемы дисциплины" Собственно, когда я с этой книгой познакомилась (еще в институте), я про Адлера и Дрейкурса-то еще толком не знала, а оказывается, это на его теории построено. Очень рекомендую с книжкой ознакомиться.
Чем мне еще нравится Адлерианское направление, так это тем, что он очень четко дает понять, как строить отношения в семье, как найти баланс между любовью, уважением, общими целями и границами. Вот его принципы про семью:
"- Семья - это организация, деятельность которой строится на понимании каждым членом своих задач и ограничений;
- Чувства
следуют за мыслью и поведением. Человек относится дружелюбно к тем, кто
отвечает ему тем же. Члены семьи совместными уси-лиями должны создавать
теплые и дружеские отношения между собой;
- Люди могут сотрудничать
только будучи равноправными, а это означает, что каждый член семьи
должен научиться уважать другого как равноправную личность;
- Разум
больше помогает в воспитании, чем сила. Родители должны избегать
конфликтов с детьми и стремиться в отношениях с ними к роли советчика и
руководителя. Только так можно достичь теплой, дружеской, основанной на
уважении семейной атмосферы;
- В воспитании нужно следовать внутренней
логике взаимоотношений: родители должны позволить ребенку уже в раннем
детстве прочувствовать последствия их действий и поведения, так как
ребенок поймет, как устроен мир. Используйте естественные последствия, а
не контролируйте действия детей с позиции силы.
Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются "равенство", "сотрудничество", "естественные результаты". С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. Эта модель воспитания подчеркивает равенство между родителями и детьми как в области прав, так и в области ответственности, - равенство, но не тождество. Здесь речь идет о том, что нужно научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и непрекосновенность детей с самого раннего возраста, и при этом подчеркивается, что дети не являются собственностью родителей."
Уважение ребенка - это вера в его способности, давать ему право принимать собственные решения и нести за них ответственность. И здесь свобода и равенство идут рука об руку с ответственностью и естественными последствиями выборов. ребенок имеет право делать свой выбор, но и последствия этого выбора он тоже принимает. Это дает гарантию, что будет и свобода и порядок. В отличие от ситуации "избалованности" и тирании ребенка - когда много свободы, но нет порядка (право выбора есть, а последствия он на себя не принимает) И ситуации авторитаризма родителей - когда есть порядок, но нет свободы. И родитель озабочен поддержанием своего авторитета, но забывает об уважении к ребенку и учитывании его потребностей.
Разумные ограничения (границы и договоренности, а также правила семьи) создают у ребенка чувство безопасности и дают уверенность в правильности своих действий.
При этом, плохое поведение (то о чем писал Дрейкурс) - это как раз сигнал о том, что ребенку не хватает вот этого базового чувства безопасности.
По адлеровской модели, причина неправильного поведения родителей в том, что им не хватает знаний и навыков для правильной реакции в тех или иных ситуациях.
Соответственно, задачи воспитания родителей:
- помочь им понять свои задачи воспитания;
- помочь понять детей, их мышление и значение их поступков;
- помочь родителям, прежде всего, через развитие их личности, реализовать свои задачи воспитания и способствовать адаптации ребенка к обществу.
Всего, конечно, не передать в одной статье. Напишу в одном из следующих постов подробнее про принципы, которым в индивидуальной психологии обучают родителей. Они довольно конкретны и их можно использовать как подсказки в выстраивании правил в семье, в установлении и соблюдении границ с той и другой стороны.