Войти Регистрация

Кризис первого года. На этом этапе у маленького человечка возникают собственные, независимые от вас, желания.

Ваш малыш встал на ноги. Его передвижения уже не зависят от вас. Он идёт вперёд, навстречу новому, встречая на своём пути запреты и ограничения с вашей стороны. 

Такие столкновения заканчиваются гневными протестами маленького человечка. Смягчить подобные ситуации поможет понимание особенностей психики ребёнка второго года жизни, т.н. кризиса первого года.

Первая особенность — ситуативность.

Вы замечали, что вашему малышу интересна любая мелочь, попадающаяся на его глаза: цветная обёртка от конфеты, яркая тряпочка, вырванный листок из вашего глянцевого журнала и т. п.

Его любопытные глаза замечают всё вокруг. Его внимание переключается от одного предмета на другой. Ваша малютка пока не может воображать и обдумывать. 

Он только начинает знакомиться с окружающим его миром, держа в своих ручках игрушку или какой-нибудь другой предмет. А мешая малышу действовать с предметами, вы лишаете его возможности мыслить, следовательно, полноценно жить.

Стимулируйте желание своего ребёнка познавать окружающий мир. В этом вам помогут игры, которые легко организовать, например, на кухне, когда вы готовите обед. Возьмите набор контейнеров для пищи — и вы сразу убьёте двух зайцев: ваш малыш увлечённо будет открывать и закрывать контейнеры; и с не меньшим интересом вкладывать контейнеры один в другой, осваивая понятие о размере предметов.

Вторая особенность — эмоциональность восприятия окружающего мира.

Эмоциональны и мы, взрослые. Но разница в том, что мы можем управлять своими эмоциями, а маленький человечек — нет. Он открыт для всех и для всего. Радость и недовольство ваш малыш проявляет с одинаковой силой. Но в первом случае это смех, а во втором — слёзы и капризы.

Как же помочь ребёнку в этот период?

Избегайте ситуации, когда любое намерение вашего малыша встречало бы запрет. Постоянное «нельзя» убивает желание действовать и развивает пассивность, безразличие к окружающему миру. Вместо запретов предложите сыну или дочке привлекательную замену тому, что они хотят получить. Его интерес к новому предмету будет удовлетворен, а вы избежите конфликта. Вы же хотите, чтобы ваш ребёнок полноценно развивался?

Тогда запаситесь терпением. Где-то уступайте, а где-то твёрдо стойте на своём. Ребёнок должен знать, что не всё ему позволено. Маленький человечек, исследуя предметный мир, устанавливает для себя и границы дозволенного в общении с людьми, и пределы своего влияния на взрослого. Не полная, а необходимая свобода, разумные ограничения и безопасность важны для ребёнка. Нужно, чтобы ваш малыш не боялся, а верил вам.

Несколько признаков гармоничного общения малыша со взрослыми:

  • открыт, доверчив, эмоционален к вам;
  • привлекает внимание к себе и своим действиям;
  • различает вашу похвалу и порицание;
  • отзывается на ласку;
  • требует совместного участия в делах.

Все это значит, ваш ребёнок развивается полноценно, ощущает вашу любовь и внимание к себе.

Кризис первого года 

На этом этапе у маленького человечка возникают собственные, независимые от вас, желания. Если вчера всё, что нужно малышу, исходило от вас и определялось вами, то сегодня он может хотеть то, что не связано с вами. Предметы, значимые и привлекательные для вас, теперь притягивают и вашего ребёнка. 

В этот период разрывается первичная связь «ребёнок — взрослый» и прорастают ростки самостоятельности вашего малыша, повышающей его активность. Но без вашей оценки и поддержки маленькая личность не сможет осуществлять самостоятельность и активность. 

Отсюда повышенная чувствительность вашего малыша к поощрениям и порицаниям, его капризы, привлечение внимания к себе. Противоречие между стремлением к самостоятельности и зависимостью от вас — суть кризиса первого года.