и даже пятничные ответы (успела, уффф. Да и не задали вы мне много. Завтра все равно не смогу, буду не у большого компа)
1. Как уберечь ребенка от опасностей, не травмируя при этом. Как не транслировать и не навязывать им свою тревогу, но при этом дать представление о том, что в мире существуют не только розовые пони, но и зло? И, что самое главное, как научить распознавать зло, выбирать стратегию поведения при встрече со злом, когда бить, а когда уклоняться от схватки?
Во-первых вопрос распознавания и выбора стратегии должен освещать для ребенка тот, кто отвечает за безопасность, т.е отец (или лицо его заменяющее, тренер лучший выбор для одиноких мамочек).
Во-вторых уберечь от опасностей не получится, а не травмируя совсем уж утопия. Нужно научить способам успешного выживания. А еще можно выбрать путь когда травмы способствуют шлифовке индивидуальности, благодаря которой мы и ценны. Каждый из нас.
Лучше всего, на мой взгляд, это описал Иван Охлобыстин:
Аксиома: ваши дети никому, кроме вас, не нужны. Ни элитные лондонские школы, ни престижные спортлагеря, ни дипломированные няни-полиглоты не дадут того результата, которого способны достичь безграмотные, бедные, но любящие родители. Всякий раз, когда вы находите способ дать своему ребенку пожить «самостоятельно», вы совершаете преступление. Человек по определению существо общественное. Так что выбор невелик: либо ваше общество, либо чужое. Возражения типа «работа» или «общественная деятельность» не принимаются. Котируется только смертельный недуг, да и то в своей завершающей стадии. Потому что человек, имеющий детей, прежде всего родитель, а уже потом все остальное.
Аксиома: мир не желает вашему ребенку добра. Правда, зла он тоже не всегда желает, но «не всегда» для родителей недостаточно. А посему я прежде всего внушаю своим детям, что, каким бы ни был чужой человек - добрым, открытым, проверенным годами общения, он все равно чужой, и ни при каких условиях нельзя позволять ему себя контролировать полностью. Это отнюдь не упраздняет понятия христианской жертвенности и общественной морали, более того, наделяет их смыслом.
Аксиома: дети должны безоговорочно верить, что окружающий мир принадлежит их родителям и по нелепой случайности или по желанию самих родителей не управляется ими напрямую. Это святая правда: мы дарим нашим детям жизнь вместе с этим миром.
Ну, пожалуй, теории достаточно. Перейдем к практике.