Как проходят наши занятия по Шичиде после 2 лет.
Методика Макато ШичидаПосле двух наша программа занятий постепенно поменялась. Это произошло из-за появления у ребенка такого феномена, как речь, ну и из-за некоторых изменений в особенностях поведения))
Примерно так сейчас выглядит наша подготовка к полноформатному занятию по Шичиде:
Надеюсь, вы меня простите, что в посте не очень много изображений, которые помогли бы в более наглядном восприятии информации.
Небольшое вступление
Говорит Алиса превосходно, помню, что еще в полтора я даже помыслить не могла, что всего через каких-то полгода она будет выдавать мне взрослые рассуждения, речевые обороты и клише. Сейчас Алиса не молчит никогда, каждое ее действие имеет сопровождение с описанием, если описывать надоедает, она поет, если надоедает петь, она читает стихи, придумывает диалоги игрушкам, проговаривает будущие возможные сценарии диалогов с бабушками/дедушками/папой и т.д. В общем, крайне болтливый ребенок у меня)))
Все это я рассказываю к тому, что некоторые наши игры обусловлены именно речью, поэтому не спешите срочно делать упор на те же пункты, что делаю я, если у вас пока не так.
Предыдущий план занятий, который я публиковала в Алисины 1,4 можно посмотретьздесь. А здесь вы можете увидеть примеры наших занятий по этому плану: первый ивторой.
Хочу заметить, что ничего принципиально нового в наших занятиях не появилось, просто одни задания отошли на второстепенный план, другие вышли вперед, а также изменилась длительность занятий.
Из-за того, что Алиса теперь много времени уделяет ролевым играм, отвлечь ее на занятие стало сложнее. А провести его так, чтобы оно не было прервано внезапным срочным внеплановым кормлением изголодавшейся куклы или мытьем жирафа, или еще чем-нибудь таким срочным и важным, и того сложнее. Поэтому время занятий сейчас сократилось. Это временная мера, но вынужденная. Пока я думаю, как мне обеспечить Алису свободной зоной от игрушек и отвлекающих элементов, наше ежедневное занятие выглядит так:
1. Музыка Альфа
Музыку Альфа я загружаю из Контакта. Для занятий у нас используется Steven Halpern, Jeffrey Thompson, Liquid Mind, Deva Premal и некоторые безымянные композиции, которые входят в сборники для йоги, например, "Твоя Йога".
2. Шар энергии
Делаем все так же. Алисе упражнение нравится, часто делает сама, но я помогаю, чтобы было больше динамики.
3. Дыхание
Дышим без ухищрений в виде осьминожек, перышек и прочего. Просто дуем друг на друга или задумаем свечи. Часто я просто прошу ее повторять за мной. Какие-то особые техники дыхания пока не вводили, это все будет позже.
4. Флеш-карты
Быстро делаем разминку для глаз каким-нибудь ярким предметом, и приступаем к просмотру. Просмотр карточек полностью с компьютера, с нашего сайтаwww.supermom.ru. Смотрим 200 карточек за раз. Иногда, если чувствую, что 200 не осилим, уменьшаю на несколько десятков.
5. Мандалы
Все еще показываю одну из двух мандал, а затем обе, и прошу выбрать, какую она уже видела прежде. Попадание почти 100% даже в сложных детальных мандалах. Показываю до 10 пар за раз. Отдельно от занятия по Шичиде мы потихоньку учимся раскрашивать настоящие мандалы - это когда я демонстрирую цветной вариант, а ребенку надо отметить на листе с контуром, что он запомнил. Когда я пойму, что Алиса готова, заменим это упражнение или просто добавим к текущему.
6. Цепочка памяти
Цепочка памяти идет у нас на ура. Она проходит под кодовым называнием "смешная история", Алиса неизменно берет с собой слушателя в виде какого-нибудь зверя и усаживает рядом. Сейчас мы дошли до 30 карточек. Я раскладываю их рядами по 5 штук. Иногда историю рассказываю однократно, иногда дважды. Последние разы меня приятно удивили, Алиса находилась в прекрасном расположении духа и первые 15 карточек рассказала сама вместе со всеми связками, я ни разу не подскзала и вообще не открывала рот. Дальше немножко сбилась, но связующие слова помогли, и она так же прекрасно закончила ее.
Уточню, так как это частый вопрос. Алиса прекрасно понимает, что вся рассказанная мной история - абсурд. Она смеется, а я делаю интонационные закладки, которые заменяют что-то вроде "Нет, ну ты представляешь, кабан рисует апельсинами змею, замотанную в макароны! Подумать только!" Я не готовлю истории заранее, как раньше, теперь я прокачалась, и могу нести любой бред не останавливаясь) Все приходит с опытом)))
Как мы делали цепочку памяти в 1,9 лет я показывала тут.
Вот так от 15 карт в 1,9 лет мы прыгнули к 30 к 2,1 году при не самых регулярных занятиях (декабрь вообще прошел у нас под девизом ничегонеделания в плане занятий):
7. Сетка памяти.
Вот что не идет, то не идет. 6 карточек - это лучшее, что мне удалось от нее добиться, и то в самом лучшем ее расположении духа и с одной ошибкой. Но я не думаю, что при ее памяти, дело здесь в неспособности запомнить положение 6 и даже 4 ячеек. Дело в чем-то другом. Не оставляю попытки, потому что помню, что тоже самое было у нас несколько месяцев назад с мандалами. Процент попадания был минимальный, а потом оказалось, что она неправильно меня понимает и показывает новую карточку, а не ту, которая уже была.
Так выглядит наша ежедневная программа-минимум.
Один-два раза в неделю мы проводим более масштабные занятия, где помимо этих пунктов у нас добавляются различные пазлы, головоломки, естествознание, маленькие настольные игры типа "найди пару" или "лото", сенсорика (например, запахи,цветовосприятие, тактильный поиск), воспоминания и воображение, танграм и пр.
Сейчас я уже не успеваю делать материал в таких объемах, поэтому я просто использую страницы из различных пособий и книг с заданиями.
- Если мне нужно сделать проводилку, я быстро рисую ее сама на листе А4 или использую пособие "Простые Лабиринты" (вот тут 12-м пунктом).
- Если нужно занять эфирное время разноформатными головоломками, я использую книгу головоломок Таро Гоми, гору покупных пазлов и настольных игр.
- В качестве поисковых игр отлично идут книги "Найди и покажи" (вот тут 3 и 4 пункт).
- Если на задания по естествознанию не хватает времени, то изучаем страницу энциклопедий с окошками из этого же поста и подкрепляем каким-нибудь действием. Например, в энциклопедии о стройке бульдозер ломает старый дом. Берем бульдозер (или что там есть) и радостно крушим домик из лего, вывозим строительный мусор, выравниваем площадку под строительство.
- Последнее время мне понравилось использовать "Чудо-наклейки" Мориса Пледжера (в Лабиринте, в Риде, в Озоне), так как они сочетают в себе сразу и занятие по естествознанию, и поиск соответствия, и мелкую моторику. Выдаю Алисе по одной странице за раз: ищем, клеим, обсуждаем, проговариваем.
- Использую самодельные материалы (выкладываю здесь), а теперь на сайте появился раздел "Делимся материалами", откуда можно скачать кучу материала для занятий. Кстати, если берете, не забудьте положить что-нибудь в копилочку, если попадется на глаза)
- Часто в ход идет кукла на руку, которая просит Алису что-то сделать. Например, выбрать из нескольких пластиковых букв нужную и дать ей.
- Очень здорово, если удается уговорить Алису что-либо сделать левой рукой или придумать игру, где задействованы обе руки сразу. Например, хорошо у нас пошла забава, когда по очереди мы делаем "бутерброд" из наших рук так, чтобы руки чередовались: ее и мои. Тот, у кого рука оказалась в самом низу, должен вытащить ее и положить сверху. Чем быстрее это делать, тем лучше. А еще можно играть в ладушки или даже рисовать двумя руками одновременно.
На всякий случай, если вы вдруг не видели, вот тут много ответов о методике, почему и зачем делаются те или иные упражнения, которые на первый взгляд могут показаться глупыми или неэффективными.
И еще. Напомню, что смысл методики не столько в самих заданиях и даже не в том, насколько успешно ребенок в данный момент времени способен эти задания выполнить, а в регулярной смене деятельности. То есть, во время занятия ребенок постоянно переключается с одного вида деятельности на другой, и чем быстрее, тем лучше, решает разные задачи - это и удерживает его в правом полушарии, и именно к этому следует стремиться. Сейчас во время полноценного часового занятия у нас происходит смена примерно 25 видов деятельности. В школе Шичиды примерно столько же или чуть больше, а у Хегуру счет доходит до 70, хотя они работают с более взрослыми детьми.
Вот кое-что, что завпечатлилось из наших разных занятий:
Помимо занятий по Шичиде у нас есть ряд занятий, который никуда не вписывается и проделывается отдельно. Не подумайте, что это строгий план, но чаще всего так просто получается. Что-то происходит ежедневно, а что-то только пару раз в неделю:
- Чтение 3-5 книг
- Конструирование (различные виды, как из конструктора, так и из подручных материалов)
- Сенсорная коробка
- Аппликация
- Лепка из пластилина
- Обычное рисование
- Рисование необычными предметами и/или по необычным поверхностям (яблоком, пробкой, ватной палочкой, валиком, вилкой... по льду, ткани, гофрокартону и пр.)
- Масштабное рисование (когда на полу расстилается много бумаги. Я использую икеевские рулоны)
- Естествознание (изучение окружающего мира, в том числе георгафии)
- Физминутка (ролики, прыжки на матах и пр.)
- Занятия с элементами программы Монтессори: налить чай, накрыть на стол, разложить щипцами (и др. занятия на моторику)
- Упражнения для укрепления мышц языка (поднять вверх к носу, опустить к подбородку, поболтать языком, поцокать и пр.)
- Пение. Мы с мужем совсем не музыкальные, и долгое время Алиса совсем не пела. Но потом мы стали рассказывать ей истории и ставить песенки, и вдруг она запела. Сейчас наш хит - песенки из "Бременских музыкантов". А мы стараемся всячески поддерживать ее новый интерес.
- Прослушивание академической музыки и английских аудиозаписей.
Сейчас в планах на ближайшие полгода подготовить почву и более серьезно заняться музыкой и изучением языка.
Вот, например, кое-что о нашем необычном конструировании и рисовании:
А это девочка. Голова, туловище, руки, ноги и волосы. В руке у девочки что-то есть, уже не помню, что. А стоит она на травке. Лицо тоже есть, но рисунок был широкой кистью)
Вот как-то так)