
2-3-х летний ребёнок — это уже сформировавшаяся маленькая личность.
Кризис 3-го года жизни
Этот период взросления у детей считается кризисным. Но процессы физиологического становления продолжаются: укрепляется нервная система, увеличивается выносливость организма.
Кроха взрослеет, он даже может иногда сдержаться и не заплакать, когда очень больно. Малыш становится усидчивее и терпеливее, учится дольше концентрировать внимание на одном занятии.
Появляется ещё одна черта: вдумчивость — теперь ребёнку труднее переключить внимание. Иногда, занимаясь своей игрой, он не сразу понимает обращённый к нему вопрос, а во время плача или капризов вам становится всё труднее переключать внимание малыша, отвлекая на яркую игрушку или птичку за окошком.
Двигательное развитие
У
Словарный запас
В этом возрасте он уже довольно внушителен: до 1300 слов. Разговаривая, ребёнок использует все части речи, хотя ещё и не всегда правильно. В таких случаях нужно тактично поправить его, сделав замечание. Характерным отличием речи двухлетнего малыша является «болтовня без умолку» — он проговаривает каждое своё действие, любую игровую ситуацию, делая это постоянно и с удовольствием.
Игра как основной развивающий вид деятельности
В этот период дети начинают активно играть в ролевые игры. Они примеряют на себя различные роли, изображая маму, папу или продавщицу в магазине, копируя их жесты, речь, мимику. Освоение ролевых игр является важным показателем перехода на новый уровень психического и умственного развития ребёнка.
Важнейшие мыслительные операции:
- умение выделять основные свойства предметов: цвет, размер, форму;
- умение назвать форму, размер и цвет предмета, а также его расположение (близко, далеко);
- умение проводить простейший сравнительный анализ: по цвету, размеру, форме, весу, времени (завтра, вчера, поздно, потом, сразу);
- умение координировать движения рук и глаз;
- умение формировать числовые представления: один, больше, меньше, мало, много.
Общение со взрослыми
Конечно же, это как раз тот возраст, когда малыш очень многое узнаёт об окружающем мире из пояснений взрослых.
А именно:
- явления природы: идёт дождик, снег, светит солнце, холодно, жарко, на небе облака, гремит гром;
- ребёнок с помощью взрослых познаёт растительный мир: различает и называет дерево, цветок, траву, листья;
- ребёнок имеет представления о животном мире: знает по именам всех домашних животных, имеет о них первичные представления, диких животных знает по картинкам и телепрограммам;
- различает и называет простые бытовые действия: мыть посуду, стирать, пылесосить
и т. д.
Память и способность к выполнению действий
Ребёнок до
В три годика ребёнок может нарисовать крестик, кружочек, человечка (правда, пока трудноузнаваемого). Здесь следует сказать, что успехи в рисовании напрямую зависят от обучения. Вряд ли у ребёнка получится с первого раза нарисовать
На заметку родителям
Чтобы обеспечить вашему малышу благополучное психофизическое развитие, нужно принять на вооружение следующие моменты в воспитании:
- предоставляйте ребёнку больше свободы в действиях. Если он вполне может справиться самостоятельно, не опекайте и лишний раз не контролируйте его;
- к его самостоятельным действиям относитесь серьёзно, поощряйте;
- никаких негативных высказываний в адрес ребёнка допускать нельзя. Пусть пока неумело, постепенно, но он должен сам стремиться выполнить то или иное действие;
- давайте время на становление каждого навыка или умения, не торопите кроху;
- доверяйте, поощряйте, выражайте уверенность, что
всё-всё получится; - хвалите как можно чаще;
- пусть малыш чувствует вашу заинтересованность в том, чтобы у него всё получилось. Не проявляйте безразличия. Если усилия малыша увенчались успехом, выскажите ему свою искреннюю радость;
- если ребёнок не может справиться с поставленной задачей и просит вас помочь — помогайте, при этом не стараясь сделать всё за него, а добиваясь, чтобы основную часть задачи он выполнил сам;
- стремитесь формировать установку на преодоление трудностей, чтобы все усилия ребёнка приводили к заданной конечной цели;
- нельзя допускать таких ситуаций, где малыш заранее будет играть роль неудачника. Не ставьте перед ним неразрешимых задач;
- не занижайте и не завышайте способности ребёнка;
- старайтесь хвалить только тогда, когда малыш заслужил похвалу. Поощрение должно быть адекватно результату действия;
- формируйте интерес к занятиям, показам, играм, из которых малыш может почерпнуть образцы правильного поведения;
- активизируйте творческие возможности ребёнка, побуждая его к различным видам художественной деятельности;
- формируйте особый интерес к миру человеческих взаимоотношений, к разным видам деятельности человека;
- если у малыша в разгаре игра, а вам необходимо переключить его на другой вид деятельности, делайте это плавно, объясняя и помогая.