
Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым и активным, весёлым и умным.
Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым и активным, весёлым и умным.
Помогать ему в этом нужно с первых дней жизни. Каким образом? — спросите вы.
К примеру, обеспечить малышу полноценную двигательную активность.
Конечно, есть вариант просто не мешать крохе двигаться самостоятельно — не применять тугое пеленание, стимулировать двигательную активность и интерес к познанию мира с помощью ярких игрушек.
Но этого всего будет недостаточно. Практически с первых дней можно и даже нужно начинать выполнять с малышом специальные упражнения — гимнастику для грудничков.
Зачем нужна гимнастика деткам до 1-го года?
Гимнастика для самых маленьких — это не только и не столько метод укрепления мышц. Её влияние на становление детского организма трудно переоценить.
Регулярные занятия гимнастикой с грудным ребёнком, особенно в сочетании с массажем или плаванием, способствуют:
- Стимуляции общего физического развития малыша: правильному формированию внутренних органов и систем организма — пищеварительной, дыхательной,
опорно-двигательной ,сердечно-сосудистой ; - Активизации развития нервной системы грудничка — стимуляции мозговой деятельности, формированию нейронных связей, выработке и совершенствованию условных рефлексов, чувства ритма;
- Оказанию неоценимой помощи в развитии эмоциональной сферы малыша: приобретению первого жизненного опыта, становлению более тесных и прочных связей с мамой, получению навыков взаимодействия и радости общения с родным человеком.
При этом упражнения для таких крошек совсем просты и не требуют никакой особенной подготовки — любой взрослый может научиться этому очень быстро.
Как заниматься гимнастикой с малышом?
Для здоровенького ребёнка вполне достаточно будет одного занятия длительностью не более
Время подбирайте любое, лишь бы оно было удобным и для маленького и для вас. Исключением являются 30–40 минут непосредственно после кормления.
Расположитесь с малышом поудобнее, поговорите с ним — пусть ребёнок настроится и будет расположен к занятиям. Включите негромкую расслабляющую музыку, а ещё лучше записи звуков природы: журчания ручейка, пения птиц, шума листвы. Такое звуковое сопровождение для занятий гимнастическими упражнениями рекомендуют детские психологи.
Детей грудничкового периода, в зависимости от состояния их двигательного аппарата, делят на 4 группы.
Первая группа — до 4-х месяцев
В первые месяцы жизни у малышей повышен тонус мышц сгибательных конечностей, поэтому с помощью гимнастики нужно тренировать рефлексы, связанные с разгибанием.
При этом ставятся такие задачи: расслабление сгибательных мышц ручек и ножек, повышение тонуса разгибателей, стимуляция первых навыков развития моторики рук, изменение положения тела. Для этого на высоте вытянутой ручки малыша подвешивают яркие игрушки и предметы, к которым он будет пробовать дотянуться. Очень полезны рефлекторные упражнения и активные движения, учитывающие рефлексы.
Например, рефлекс ползания: если ребёнка уложить на животик и подставить ладонь к его ступням, он начнёт совершать ползающие движения. Хватательный рефлекс (с
Вторая группа — от 4-х до 6-ти месяцев
В этом возрасте у детей уже исчезает гипертонус конечностей. Первоочередными задачами комплекса упражнений становится: развитие двигательных умений, укрепление мышц спинки, туловища, шеи (выполнение упражнений на повороты и поднимание головки малыша на основе пищевого рефлекса). Вводятся пассивные упражнения для мышц ног.
Для пятимесячных детей, которые уже умеют сидеть, придерживаясь ручками за опору, но при этом их позвоночник ещё очень слаб и сгибается, делаются специальные упражнения для укрепления мышц спины.
В возрасте
В качестве поощрения и развития этих умений делают комплекс упражнений из исходного положения лёжа на животе. Для развития чувства ритма рекомендуется делать упражнения со счётом вслух (раз, два, три, четыре) и под музыку.
Третья группа — от 6-ти до 9-ти месяцев
К седьмому месяцу дети уже умеют ползать, вставать на колени, повторять отдельные слоги; в восемь — самостоятельно садиться, ложиться, стоять, держась за руку взрослого или за опору, ходить с поддержкой за обе ручки и начинают понимать, о чём им говорят. Малыши становятся очень активными, и арсенал упражнений, которые можно выполнять с ними в этот период, значительно расширяется.
Тем более, что крохи начинают испытывать всё большую радость от движения. Теперь перед родителями стоят задачи: стимулировать ребёнка к ползанию, укреплять мышцы, участвующие в процессах стояния и сидения, способствовать координации и пониманию речи (давать команды: возьми, принеси, покажи
Длительность и интенсивность занятий можно увеличить, сочетать активные упражнения с пассивными, а также с массажем спинки и животика. Массаж рекомендуется делать перед комплексом упражнений.
Четвёртая группа — от 9-ти месяцев до года
Двигательные возможности ребёнка расширяются. Малыш сидит и стоит без опоры, присаживается на корточки, наклоняется, произносит слова.
В этот период очень важно закрепить приобретённые физические навыки и стимулировать речевой аппарат. С ребёнком делают упражнения с использованием различных предметов, вводят большее количество речевых инструкций, упражнения на приседание.