Войти Регистрация

В последние годы особенно много стали говорить и спорить о ранних методиках детского развития.

В последние годы особенно много стали говорить и спорить о ранних методиках детского развития. 

Впервые психологи, педагоги и родители начали вести дискуссии на эту тему еще более ста лет назад. С того времени споры то утихают, то возобновляются с ещё большей силой. 

Родители, в итоге, останавливаются на одной из методик, сообразно с собственными убеждениями. Или, как вариант, сочетают приёмы нескольких методик. В любом случае, прежде чем делать окончательный выбор, нужно хотя бы вкратце ознакомиться с каждой из них.

Методика Глена Домана

Известный американский врач и учёный Глен Доман, основавший Институт развития человеческого потенциала, изначально разработал свой метод для детей с тяжёлыми патологиями ЦНС, а позже стал применять его и в работе со здоровыми малышами. 

Доман открыл и доказал важный закон человеческого мозга: он развивается и растёт только в том случае, если интенсивно работает. И чем больше будет нагрузка на мозг ребёнка в возрасте до 3-х лет, тем динамичнее будет происходить развитие его интеллекта. 

Согласно исследованиям Домана, мозговые клетки младенца с самого рождения запрограммированы на обучение, и до 3-х лет идёт их активный рост, а после он существенно снижается и окончательно затухает к 6-ти годам. Кроме того, ребёнку не нужна никакая мотивация — если всё сделать методически грамотно, то малыш сможет без труда освоить любой объём знаний.

По методике Домана, малышу показывают карточки с различными изображениями: рисунками (интеллектуальными битами), словами, точками (для освоения счёта) и таких показов должно быть по нескольку сеансов ежедневно. Занятия основаны на запоминании графического изображения и соответствующего ему звучания и способствуют быстрому накоплению словарного запаса.

Кроме того, Доман уделяет особое внимание физическому развитию, и в этом он тоже добился немалых успехов. Его метод предполагает получение энциклопедических знаний и одновременно возможность прекрасного физического развития. Занятия по методике Домана начинают с 3-х месяцев.

Минусы:

Малыш, получая мегабиты информации, не способен пока применять их на практике. Эти знания напоминают огромный архив, работать с которым крохе проблематично. Кроме того, занятия по этой системе требуют полной самоотдачи от родителей, когда приходится посвящать всю жизнь только развитию малыша, даже при условии приобретения готовых карточек.

Методика Николая Зайцева

Эта уникальная методика относится к разряду традиционных. Все пособия, наиболее известными из которых являются Кубики Зайцева, основываются на естественной потребности малышей в игре.

С помощью буквенных кубиков (коробочек, заполненных соответствующим материалом), детей обучают чтению. Кубики с изображением звонких согласных звуков заполняются железками, глухих — деревяшками, а гласных — медными монетками. 

Кроме того, за буквами закрепляются определённые цвета, которые помогают усвоить основные правила фонетики. К комплекту кубиков прилагаются таблицы, по которым можно пропевать отдельные слоги, складывать их в слова и осваивать сложные для чтения сочетания согласных букв.

Для изучения основ математики Зайцевым была разработана особая система «Стосчёт», а для деток постарше — кубики и таблицы для изучения английского языка. 

Данная система не ограничивается только работой с этими наглядными пособиями, в ней охватываются многие сферы развития ребёнка и используются различные способы. Рассчитан такой метод на детей от 3,5 лет.

Минусы:

В связи со спецификой данной программы, основанной на использовании схематических изображений, методика Зайцева требует дополнительной, весьма кропотливой работы с различными предметами.


Методика Марии Монтессори

Если вы хотите, чтобы ваш малыш с детства был самостоятельным и в обучении тоже, тогда методика Монтессори — это то, что вам нужно.

Создайте для своего ребёнка особенную окружающую среду. Он будет находиться в центре этого маленького мира, а вы — рядом, всегда наготове поддержать и прийти на помощь. 

Игры, разработанные Марией Монтессори, включают в себя занятия по развитию речи, сенсорике, чтению, письму¸ практической жизни. 

В них применяются разнообразные рамки, бусы, вкладыши и другие полезные вещи, которые не только вызывают живой интерес у малышей, но и великолепно развивают их мелкую моторику и образное мышление.

Минусы:

Программа создавалась для детей с проблемами развития, и роль взрослого в ней сведена к минимуму — малыш как бы находится внутри собственного мира. Придумана методика была почти сто лет тому назад, и с тех пор она особенно не изменилась, в отличие от современных малышей. Многие задания из программы Монтессори нынешние дети прекрасно выполняют уже к двум годам.

Методика семьи Никитиных

Эта методика рассчитана на совместную игру детей с родителями. Вариативность предлагаемых заданий очень широка и рассчитана на малышей разного возраста и разного уровня развития, что очень удобно.

Чаще всего это игры в виде головоломок, направленные на распознавание и достраивание разных образов, то есть на развитие образного и логического мышления. Другими словами — это комплекс для ума и творчества ребёнка.

Каждая из игр представляет собой набор заданий, которые малыш решает при помощи Кубиков Никитина, а также квадратиков из пластика или картона, кирпичиков, деталей из конструктора. Задачи предлагаются в различной форме: в виде рисунка, модели, чертежа, устной или письменной инструкции. Таким образом, ребёнок знакомится с различными способами передачи информации.

Сочетание разных методик — оптимальный вариант

Некоторые из программ, например, Монтессори или Домана, изначально были разработаны для узкого круга детей, и там они давали хорошие результаты. Но это не означает, что они будут результативными для вашего малыша. 

В хорошем развивающем центре специалисты должны предложить вам несколько программ на выбор. 

Главным критерием здесь должен стать индивидуальный подход к ребёнку. Необходимо начинать занятия с чего-то одного, постепенно присоединяя новые приёмы.

Психологи в последнее время настаивают на том, что не стоит родителям так уж форсировать интеллектуальное развитие ребёнка. К сожалению, воспитать гения невозможно, можно лишь развить в малыше уже заложенные способности.

2 комментария

Россия, Москва

Спасибо!

Елена ShuShu 27 января 2015, 10:37
Россия, Воронеж
Полезная информация, но уж очень мало)