Как и любая тема, связанная с детьми, прикорм окружён загадками, мифами, а у каждого педиатра - своё мнение. Я в очередной раз порадовалась, что решила наблюдаться у нашего педиатра, и мне не нужно перелопачивать и анализировать эту гору информации. Хотя, если бы не он, я бы наверное тупо по Комаровскому пошла поначалу (да, я люблю инструкции в любом неизвестном мне деле). Но теперь эти "если бы" не важны. В прошлое воскресенье нам была выдана статья-инструкция про этот самый прикорм. Я решила поделиться с вами, наверняка тут есть те, кому эта информация актуальна.
Тhe Wonder Weeks: How to Turn Your Baby's Eight Great Fussy Phases into Magical Leaps Forward
Hetty Vanderijt, Frans Plooij
перевод liilaa
Примерно за год у меня скапливается достаточно новых энциклопедий, чтобы можно было оформить их в один хороший обзор. Представляю вам нашу новую порцию книг, изобилующих знаниями.
Это обзор энциклопедий для детей условно 4+ и 5+.
Если вам интересны обзоры на детей младшего возраста, то мои предыдущие посты здесь:
- Энциклопедии для самых маленьких (1+)
- Первые энциклопедии (2+)
- Детские энциклопедии (3+ и старше)
- Еще энциклопедии (3+ и старше)
Перевод статьи известного американского "тренера по сну" Ким Вест
У вас установился режим. Ребенок НАКОНЕЦ-ТО спит все больше… как вдруг, БАБАХ! Внезапно все меняется. Познакомьтесь с тем, что обычно называют регрессом сна у детей в возрасте 4 месяцев. Некоторые могут отнестись к этой фазе просто как к увеличению времени бодрствования, но в целом все сводится к одному и тому же: только вы и ваш ребенок наладили свой режим, как вдруг малыш начинает вести себя совершенно по-другому. Этот (очень распространенный) регресс сна характеризуется заметными изменениями в поведении вашего ребенка. Вот некоторые признаки, по которым вы можете распознать регресс сна у ребенка в возрасте 4 месяцев (кроме собственно того, что вашему ребенку 4 месяца):
• Повышенное беспокойство
• Многократные пробуждения ночью (особенно если ваш ребенок только что начал спать ночью более длинными отрезками)
• Уменьшение количества или качества дневного сна (беспокойный дневной сон) и
• Изменения аппетита
Другими словами, режим сна вашего ребенка только что перевернулся с ног на голову. Хотите услышать хорошие новости? Возможно, это означает, что малыш растет. Согласно исследованию Хетти ван де Рийт и Франца Плооий, авторов книги «Чудесные недели», ваш ребенок все больше увлечен окружающим его миром. Малыш понимает, что он может взаимодействовать со своим миром, что его действия влияют на других и что у него появляется чуть больше контроля над своим окружением. Проще говоря, этот регресс сна связан со скачками роста. Вы можете заметить, что ребенок вырос из своей привычной одежды или стал более подвижным (для младенцев не редкость научиться переворачиваться как раз в этот период). Родители часто не могут понять, почему их милый малыш внезапно начал плохо спать, стал беспокойным, капризным и легко утомляется. Они начинают задаваться вопросами, не может ли это быть ушная инфекция, режущиеся зубки, недостаток молока (у кормящих грудью мам) или, возможно, рефлюкс - этот список может продолжаться бесконечно. А вот что родители часто не осознают, так это то, что в это время также изменились ритмы сна вашего ребенка.
Структура сна младенцев.
Скорее всего, в раннем младенчестве ваш малыш отлично спал везде и всюду. Это связано с тем, что у сна новорожденного нет ярко выраженных стадий, которые могут возникнуть у ребенка постарше или взрослого. Согласно доктору Ричарду Ферберу, бОльшая часть сна новорожденных детей - сон глубокий и восстановительный, и именно поэтому, когда ваш малыш уснул, так трудно его разбудить, пока его не нужно будет покормить или сменить подгузник.
Сон ребенка в возрасте 4 месяцев.
Теперь, когда ваш ребенок стал старше, он начинает вступать во взрослый мир сна, что означает, что он будет чередовать ярко выраженные стадии глубокого и поверхностного сна - прямо как вы. Проблема в том, что ваш ребенок не знает, как ему обращаться с этим новым циклом сна. Если вы укачиваете или кормите ребенка, чтобы он уснул, вы можете столкнуться с тем, что засыпание занимает у него не меньше получаса, тогда как уже через 15 минут он может снова проснуться в плохом настроении. Это связано с тем, что, когда ваш ребенок входит в фазу поверхностного сна, у него срабатывает рефлекс вздрагивания, и это часто его будит. Если ребенок не знает, как ему снова заснуть, он ищет того, кто может ему помочь: маму или папу. Как будто этот период и так недостаточный стресс для вас, основная часть глубокого сна ребенка приходится на начало ночи. Это значит, что сначала он может уснуть примерно на 5 часов (любопытно, это технически это считается, что ребенок проспал всю ночь, при этом многие четырехмесячные дети могут спать дольше), а затем начнет просыпаться через равные интервалы времени. Вот это и становится сложной задачей. Малыш растет, мир для него становится гораздо более интересным, и ему необходимо научиться самостоятельно засыпать. Не удивительно, что Ваш ребенок капризничает! Если вы столкнулись с такой фазой, вы не одни. Этот регресс сна обычно продолжается в течение двух-четырех недель. После этого у вас устанавливается новый режим сна (и, возможно, совсем не такой, который вам хотелось бы сохранить).
7 подсказок, которые помогут вам во время регресса сна у детей в возрасте 4 месяцев.
1. Делайте то, что работает.
Помните, сейчас для вашего ребенка многое меняется, поэтому старайтесь «плыть по течению», по крайней мере временно. Это может означать, что ваш ребенок дремлет в качели, коляске или машине, чтобы поспать в течение дня. Помните: то, что работало вчера, может не сработать сегодня, и будьте готовы пробовать другие способы. В этом возрасте совершенно нормально укачивать, кормить или похлопывать ребенка, чтобы усыпить его, т.к. вы не создадите никаких негативных ассоциаций со сном, требующих коррекции в дальнейшем. Ваша цель - уложить ребенка спать.
2. Отслеживайте признаки усталости вашего ребенка и немедленно на них реагируйте.
В зависимости от вашего ребенка, его признаки усталости могут быть как почти незаметными, так и ярко выраженными. Отслеживайте такие признаки, как зевание или потерю интереса, малыш может тереть глаза или капризничать. Помните, что в таком возрасте время бодрствования вашего ребенка не может быть больше 1-2 часов - это означает, что ваш ребенок не просто капризничает, а дает вам понять, что ему нужно поспать. Когда вы видите эти знаки, действуйте немедленно и помогите ребенку уснуть, чтобы он не переутомился, т.к. это сделает засыпание гораздо сложнее для вас обоих.
3. Когда перед сном активность ребенка снижается, ловите момент, когда он уже сонный, но еще не уснул.
Это побудит и научит его засыпать самостоятельно. Оставайтесь рядом с ним утешайте его словами или прикосновениями. Если в течение 15 минут, несмотря на ваши действия, ребенок только плачет, возьмите его на руки и укачайте, подержите или покормите его, чтобы усыпить, и попробуйте снова следующей ночью или тогда, когда вы почувствуете, что оба готовы к этому. Не отчаивайтесь, если ребенок не готов научиться самостоятельно засыпать прямо сейчас. Многие дети не готовы учиться засыпанию до 6 месяцев, и, если вы устали, просто сделайте перерыв.
4. Будьте аккуратны с новыми способами помочь ребенку уснуть. Продолжайте пробовать и использовать те способы, которые работают, но постарайтесь не использовать слишком много сразу.
Этот совет может показаться трудновыполнимым, когда вы оба отчаянно пытаетесь поспать. Если вы выработали у ребенка привычку засыпать с помощью укачивания, укачивайте, но не добавляйте к этому кормление на засыпание. Таким же образом, если ваш ритуал перед сном включает в себя кормление и похлопывание, это отлично, но в таком случае не добавляйте к ритуалу засыпания еще и укачивание. Удлинение списка способов помочь ребенку уснуть означает лишь то, что в дальнейшем вам придется проделать больше работы. Пока удается помочь ребенку уснуть, предпочитайте новым техникам те способы, что уже однажды сработали.
5. Давайте ребенку максимум тактильного контакта и поддержки.
В период регресса сна и вы, и ваш ребенок, скорее всего, невероятно устаете (что совершенно справедливо!), и дополнительный тактильный контакт, объятия и ласковые слова могут значительно помочь. Конечно, ваш ребенок пока не может оказать вам настоящую поддержку, но вы можете ласково с ним разговаривать, держать и носить его на руках, чаще с ним обниматься, чтобы облегчить ему этот период изменений в развитии.
6. Ищите признаки развития.
Да, это период испытаний для вас, но вы удивитесь тем новым открытиям, которые ваш малыш сделает за эти недели. Вы можете обнаружить, что ваш ребенок учится переворачиваться или начинает пытаться садиться. Эти изменения в развитии одновременно и увлекательны, и утомительны для вашего ребенка. Также вы можете заметить, что в этот период малыш растет буквально на глазах и, так как его тело изменяется и развивается, это может привести к еще большей потребности в сне, поэтому внимательно отслеживайте признаки усталости.
7. Следуйте вашему гибкому режиму настолько, насколько это возможно.
Детям очень важны постоянство и привычные ритуалы, поэтому будьте готовы обеспечить их вашему ребенку. Если у вас все еще нет успокаивающего ритуала перед сном, состоящего из 3-4 действий (чтение книги, песенка, принятие ванны, после чего ребенок отправляется в кровать), это отличный момент, чтобы его создать. Вы можете использовать этот ритуал в укороченном виде и перед дневными снами, исключая ванну и выбирая одно или два действия из ритуала засыпания на ночь, чтобы помочь вашему ребенку понять, что пора засыпать. В рамки вашего гибкого режима снов должны быть включены и регулярные кормления, чтобы ребенок не оставался голодным, особенно если он проходит очередные скачки роста. И помните, этот регресс сна на самом деле важный период. Ваш ребенок растет и меняется. И это временно, малыш обязательно вернется к своим длинным циклам ночного сна. Если же поведение ребенка не улучшается в течение нескольких недель, задумайтесь об обращении к врачу, чтобы исключить вариант медицинских проблем.
Источник: http://the-paper-plane.livejournal.com/234167.html
Придумала я это не давно, так что пока вся процедура занимает минут 30, но я расчитываю, что со временем все устаканится и малыш будет быстрее засыпать!
В любом случае, надеюсь мой опыт будет полезен!
Счастливые дети
5 правил, помогающих управляться с детьми. Советы от многодетной мамы Марии Петуховой.
Правило № 1: Ты не можешь находиться в комнате, где я работаю, если ты при этом не работаешь. Цель: приучить ребёнка помогать тебе по дому или хотя бы не отвлекать. Думаю, не одну меня выводил из себя эгоизм детей, которые не обращают внимания на то, что мама занята чем-то важным, и то просят найти туфельку для куклы, то требуют, чтобы я помогла сложить им сложный пазл. Когда количество детей в семье выросло до четырёх, я поняла, что делаю что-то неправильно. Теперь дети помогают мне вместо того, чтобы сидеть и ждать. Сначала я пыталась объяснить им, что если они помогут мне справиться с моей работой, то у меня появится больше времени на общение с ними. Но, как говорится, «торг был неуместен»: дети прекрасно понимали, что я в любом случае исполню их пожелания, когда освобожусь, этот аргумент не срабатывал. И вот однажды на кухне, когда моя дочь наблюдала, как я глажу, и ждала, когда я освобожусь и выполню её просьбу, я придумала и сразу решила ввести правило, основанное на двух чертах, подмеченных в детях: - в детском и раннем подростковом возрасте их естественное желание — находиться с мамой как можно дольше; - ты не сможешь уговорить детей помочь тебе по доброй воле, приводя в пользу этого разумные аргументы. Сопоставив эти два факта, я сказала дочери, что она, конечно, не обязана помогать мне, но и просто так сидеть сложа руки и глазеть, что я делаю, нельзя. Она должна удалиться. Что сделала дочь? Она выбрала первый вариант. Теперь дети помогают мне вместо того, чтобы сидеть и ждать, когда я для них что-нибудь сделаю, и это их собственный выбор.
Правило № 2: Я не работаю после восьми вечера. Цель: регламентированное время отдыха и регулярный здоровый сон. Сколько ни упрашивай детей (иногда — и собственного супруга), чтобы они вечером вели себя потише, не теребили маму, так как мама за день устала, маме нужно отдохнуть, — вряд ли ты добьёшься желаемого. Когда старшей дочери было 6 лет, а младшему только исполнилось два года, я собрала детей и торжественно объявила, что Министерство охраны труда только что утвердило новый закон, по которому всем мамам запрещается после восьми вечера выполнять свои обязанности. С этого дня я продолжала читать детям книги, играть с ними в игры, слушать их рассказы, купать, расчёсывать — выполнять все свои обязанности, но — строго до восьми вечера. После меня «выключали». Делала вид, что разучилась играть, разводила руками, показывала на часы, давая понять, что ничего не могу с собой поделать! Это правило невероятно благотворно сказалось не только на детях, но и (косвенно) на муже! Дети научились самостоятельно распределять своё время, чтобы побольше играть со мной: дочь почти сразу после восьми вечера укладывалась спать. Муж, приняв правила игры, стал больше помогать мне. Например, с укладыванием детей: понимал, что если мы задержимся до восьми, то ему придется все делать одному. И хоть со взрослением детей рамки «маминого времени» расширились, но принцип, что у мамы есть обязательные часы отдыха, остался в наших семейных традициях.
Правило № 3: Ты берешь то, что дают, и истерикой ничего не добьёшься! Цель: Никаких торгов, увещеваний, никакой реакции на истерику. Булочка кажется несладкой? Какая есть, другой не будет. Просто с младых ногтей малышу дают понять, что мир таков, каков он есть. Теперь этим «ужасным правилом» пользуются чуть ли не все мои родственники, имеющие малолетних детей, и знакомые по игровой площадке. Его глубинный смысл заключается не в том, чтобы взрослому перестать заигрывать перед ребёнком, выпрашивая съесть ложечку «за маму и папу», вовсе нет. Просто с младых ногтей малышу дают понять, что мир таков, каков он есть: да, в нём нет равенства, жизнь бывает несправедлива, и единственный приемлемый ответ на эту вселенскую несправедливость один: не впадать в истерику. Когда я впервые услышала о таком правиле, то была настроена скептически: всё выглядело слишком просто, чтобы работать. Но, к моему глубочайшему удивлению, такая установка не только подействовала и принесла результаты, но сами дети, казалось, вздохнули с облегчением, узнав, как устроен «взрослый мир». Возможно, им просто не хватало «философского обоснования» тому, с чем они уже не раз сталкивались.
Правило № 4: Устраивай «концерты» где-нибудь в другом месте. Цель: жить в атмосфере мира и спокойствия. Мне нравится, когда мои дети от души шумят и веселятся, кричат и поют песни, это говорит об их здоровье, физическом и душевном. Но давай признаемся себе честно: их неуёмная энергия иногда может вывести из себя. Кажется, что ребёнок проводит над тобой эксперимент, испытывая, насколько хватит твоего терпения слушать его бесконечное пение или пересчёт по кругу от одного до десяти… В общем, я не считаю, что обязана быть постоянной слушательницей-зрительницей-жертвой их шумных концертов. И поэтому научилась без нажима, тактично и вовремя уходить от таких мероприятий. Как? Очень просто: после того, как я уделяю их «веселью» достаточно внимания, я говорю им, что не запрещаю петь, кричать, подражать звукам животных, беситься и стоять на голове, но только не рядом со мной. Такое же правило распространяется на ситуации, когда им хочется поистерить или понадувать губки. Можно модифицировать это правило, наполнив его «воспитательным содержанием», как поступила одна моя знакомая: «Я готова тебя выслушать, когда ты будешь готов со мной разговаривать», — говорит она своему 4-летнему сыну, если он не может совладать с собой, после чего выходит из комнаты.
Правило № 5: Денежные дела не обсуждаются Цель: избавиться от постоянных упрашиваний и истерик ребёнка, если ты отказала ему в покупке чего-либо. Это правило работает безотказно только в том случае, если ты готова последовательно и беспрекословно проводить его в жизнь. Главный момент: когда тебя просят купить что-либо, ты сообщаешь ребёнку только своё решение: да или нет. И никаких дискуссий на этот счёт. Если ребёнок начнёт протестовать, требовать объяснений, спокойно, но упорно тверди, как мантру: «Денежные дела не обсуждаются». Нужна приличная сила воли, чтобы выдержать первый натиск и не сдаться или не вступить в спор. Только спокойное повторение: «Денежные дела не обсуждаются». Есть в этом правиле и оборотная сторона медали: если у детей имеются собственные сбережения и они их хотят на что-то потратить, у тебя остается только право совещательного голоса, ты теперь не можешь запрещать (конечно, если речь не идёт о покупке чего-то, что угрожает здоровью или вредит безопасности ребёнка). Ведь, как ты сама утверждала, «денежные дела не обсуждаются». Но, в конце концов, пусть даже их покупки не будут оптимальными с твоей точки зрения, зато они научат ребёнка в дальнейшем правильно распоряжаться деньгами, осознавать свои ошибки.
Сегодня я сидела за столом и поймала себя на очень сильном желании бросить тарелку в стену. Я! Суперспокойный, супертерпеливый, суперрассудительный человек. Тарелку в стену! Я представляла, как она разобьется вдребезги, как мне нисколечко не будет ее жаль и как я потом буду ползать по полу с фонарем, собирать осколки и приходить в себя.
У Алисы, похоже, начался кризис трех лет (в два с половиной)... Он проявляется редко, но феерично. И по закону подлости случается именно в три года, т.е. тогда, когда даже у самой-пресамой яжематери уровень усталости подбирается к риске «max», а уровень терпения становится величиной непостоянной.
Так как психология (как детская, так и взрослая) входит в сферу моих интересов, то читаю я на эту тему достаточно много. Читаю и благополучно забываю. Суть помню прекрасно, но тонкости и конкретика вылетают из головы целыми абзацами. Именно поэтому я никогда в жизни не порекомендую Гипенрейтер беременной или недавно родившей женщине. Ибо применить Гипенрейтер к двухмесячному ребенку невозможно, а к целевому возрасту, всё, прочитанное раннее, выветрится из головы целыми главами вместе с фамилией автора.
Так вот. Тарелку я бить не стала, ребенок объявил перемирие, и я решила освежить память о кризисах в одном из своих любимых ЖЖ http://semirina.livejournal.com. И наткнулась на чудеснейший комментарий автора. Прямо то, что надо. Выжимка! Самая суть в двух словах. Можно повесить на холодильник и читать каждый раз, когда захочется побить посуду. Можно распечатать, брать с собой в парк и обмахиваться, когда захочется обнять березу и биться об нее лбом. И нужно заставить прочитать это мужа.
Итак, истеричная памятка. Делюсь, вдруг кому-то тоже поможет:
Оч интересная статейка,советую почитать.Тут правда больше о детках с разницей 2 года но все е может кому пригодится...
не стоит заведомо рассматривать детей как соперников, чем грешат многие родители. Необходимо понять, что наши дети не должны конкурировать за нашу любовь, а должны стать друзьями и близкими друг другу людьми. Конечно, в будущем не избежать конфликтов и ссор между ними, но и здесь, как утверждают психологи, дети учатся взаимодействовать, а при занятой родителями нейтральной позиции этот этап благополучно проходит.
Одна моя знакомая, которая была младше своей сестры на 5 лет признается, что у нее в детстве была такая игра – «доведи сестру». Младшая сестра провоцировала старшую на применение силы, затем громко кричала для того, чтобы старшей досталось от родителей. Думаю, ситуация довольно типична. И этот пример подтверждает то, как важно родителям при решении конфликтов придерживаться нейтралитета и не вставать на сторону одного из детей, а вместо этого помочь каждому посмотреть на ситуацию глазами второго.
Итак, еще на стадии планирования второго ребенка необходимо настраивать старшего на то, что однажды у него появится брат или сестра, а возможно и несколько, и у него появится еще один близкий и дорогой человек. Если вы уже ждете второго малыша, то не в коем случае не надо спрашивать старшего ребенка– хочет ли он братика или сестричку. Во-первых, не стоит перекладывать решение этого вопроса на его хрупкие плечи. Во-вторых, услышав (возможно) «нет», Вам долго придется перестраивать ребенка и возвращаться к началу подготовки к рождению маленького человечка.
Лучше преподнести это восторженно, описав преимущества жизни с еще одним малышом. К примеру: «Везет тебе, когда тебя будет братик или сестричка, тебе будет намного веселее играть в эту игру», и: «Как здорово, что какой у тебя скоро появится хороший друг». Регулярно повторяя подобные фразы, мы уже настраиваем старшего ребенка к позитивному восприятию младшего.
Лучше однажды, когда вся семья в хорошем расположении духа, нежно и с радостью сообщить старшему малышу, что у мамы в животике живет его братик или сестричка.
Готовя ребенка к рождению младшего брата или сестры, не затрагивайте вопросов, которые могут не появиться вообще!!! Например, не надо говорить: «Не беспокойся, мы будем любить тебя так же сильно, как и маленького» или «У нас все равно будет для тебя много времени». Такие благонамеренные высказывания могут натолкнуть вашего ребенка на тревожные мысли о том, сможет ли он конкурировать с малышом, чтобы получать Вашу любовь и внимание.
Не в коем случае не надо сравнивать детей, так как таким образом Вы сами создаёте конкуренцию между ними и ревность, а также снижаете самооценку детей. Наоборот, дайте понять старшему ребенку, что они похожи с братом или сестренкой: «Ты брыкался у меня в животе точно так же, как и твоя сестричка…».
После этого важно включить старшего ребенка в ожидание младшего:
- вместе выбирать имя- ведь есть поверье, что имя второго ребенка должен выбрать первый. К тому же, это так просто нам взрослым, уже заведомо выбрав имя, представить в глазах малыша все так, как будто он сделал это сам,
- можно вместе отслеживать недельки Вашей беременности. Мы со старшим сыном, к примеру,рассматривали каждую неделю в интернете картинки развития малышей в календаре развития на сайте www.mama.ru. Так необычно было смотреть как что-то маленькое и непонятное постепенно превращается в братика или сестричку,
- считаю обязательно надо брать на УЗИ не только папу, но и старшего малыша, пусть даже там слабо что-то понятно. Кстати, лучше всего можно рассмотреть именно на УЗИ в 12 недель. Наш старший сын еще долго просил показать ему «мультик» про малыша, хотя «мультик» и был без цвета, звука и длился пару минут.
- нужно советоваться по поводу покупок для младшего, можно иногда делать их вместе. Важно(!)прикупив кое-что в приданное новорожденному, приобрести что-то и для старшего. И делать так впредь всегда!!!
- как замечательно, если старший ребенок будет беседовать с Вашим пузом, петь ему свои песенки, ведь и малыш в животике все это слышит и привыкает к голосу старшего,
- обязательно купите со старшим подарок младшему, а от младшего купите подарок старшему. И пусть после возвращения из роддома они обменяются друг с другом подарками. Это настроит старшего на более дружественную волну и поможет не почувствовать себя забытым. Мы специально- еще до родов делали старшему сыну подарки от малышки. Я говорила: «Она мне передала, чтобы я купила тебе это»,
- необходимо предупредить знакомых, которые будут посещать вашего новорожденного, что необходимо одаривать обоих детей. Если же предупредить не представляется возможным, то необходимо заранее подготовиться и закупить подарки для старшего, чтобы вручать ему в момент одаривания младшего. Ведь первенец не должен почувствовать себя забытым и ненужным. Кроме того, психологи советуют ограничить посещения в первое время или назначить их на тот момент, когда старший ребенок будет в саду или школе. Ему и так придется адаптироваться к новой роли, поэтому лучше не вносить дополнительные трудности в этот процесс.
Всё это уже сделает Ваших детей ближе друг к другу и роднее.
Когда старший проникнется ожиданием младшего ребенка, очень важно рассказывать ему, что новорожденный не будет сразу взрослым, а наоборот- маленьким, беспомощным, что он потребует внимания и будет часто плакать. При этом важно не омрачать картину и не запугивать старшего, а подчеркивать, что малыш БУДЕТ БЫСТРО РАСТИ, а первенец будет его всему учить и будет маминым помощником.
Кстати, после появления малыша на свет, лучше не говорить старшему, что маленький требует намного больше внимания- пусть это и так. Лучше представить это чуть иначе и рассказать, что когда он был маленьким, то все родительское внимание принадлежало только ему, теперь же родители проводят с ним все так же много времени, но чуть-чуть требуется и для малыша.
К моменту появления малыша Ваш первенец должен быть максимально приучен к самостоятельности и уходу за собой. Например, 2-2,5-летний малыш вполне способен сам одеваться, умываться, а трехлетний убирать игрушки, мыть за собой посуду, относить в ванну мокрые вещи малыша или памперсы в мусорку. Считаю важным заранее!!! ввести первенцу дополнительные обязанности, которые не будут для него трудными, но приучат к ответственности, дисциплинируют, а в будущем помогут направить часть его энергии в положительное русло. Например, мой сын 3,5лет, который пока не ходит в сад, сам одевается( с 2-х лет), умывается, моет за собой посуду и убирает игрушки. Важно ввести эти изменения в игровой форме, постепенно и заранее!!! - до появления малыша, и не озвучивать связь между этими событиями. Важно, что помощь в уходе за малышом не должна стать повинностью для старшего, она должна носить эпизодический характер, и безусловно за нее необходимо хвалить «маминого помощника».
Если вы планируете переместить старшего ребенка на новое место для сна, то сделайте это тоже заранее. Обобщив вышесказанное, можно сказать так- все планируемые изменения в укладе жизни вашего первенца и семьи в целом лучше сделать заранее, чтобы они не ассоциировались у него с появлением братика или сестрички.
Подготовка старшего ребенка к рождению младшему очень важна, но еще важнее как вы поведете себя после появления малыша на свет.
Часто основной стресс ребенок получает, когда мама находится в роддоме. Это случается потому, что любимая мамочка, которая была с ним круглосуточно, вдруг исчезает почти на целую неделю, а, вернувшись (зачастую очень усталая), перестает относиться к нему так же как раньше, а относится как к взрослому. Это феномен- как мгновенно взрослеет в наших глазах наш «малютка-первенец», как только в доме появляется младший. Кажется, он вырастает сразу на пару лет, и все то, что так запросто спускалось ему вчера – сегодня становится недопустимым, требования к нему вырастают: не шуми, не кидай, не маши и т.д. Поэтому так важно продумать, где будет старший в то время, когда мама в роддоме, организовать эти дни так, чтобы ребенок находится в как можно более привычной и дружественной обстановке, с любимыми людьми. По своему опыту скажу, что все гораздо гармоничнее, когда мама никуда не исчезает, а рожает дома, но, к сожалению, пока у нас это почти не практикуется.
Важно, после возвращения из роддома, сразу подойти к старшему малышу и уделить ему как можно больше времени, а младшего пусть носит на руках папа, к тому же малыш пока так много спит.
Многих мам ожидает послеродовая депрессия, риск которой значительно снижен после родов дома. Мама в первое очень устает, поэтому весь режим детей надо строить так, чтобы она как можно больше отдыхала. Ведь уставшей маме так просто сорваться на ребенке. Важно, побольше спать вместе с детьми и не стремиться быть идеальной хозяйкой, пусть эти функции возьмут на себя другие члены семьи. Пусть еду приготовит папа, а квартира будет не такой чистой, пусть белье будет не выглаженным, а просто аккуратно сложенным, зато дети, да и муж, будут видеть перед собой веселую и здоровую маму, а не уставшую и нервную развалину.
Как здорово написали Уйльям и Марта Сирс в книге «Ваш малыш от рождения до двух лет», если ваши близкие предлагают вам помощь, то стоит попросить их принести или приготовить обед, а самой вместо этого отдохнуть или уделить внимание ребенку.
Считаю, для предотвращения послеродовой депрессии маме надо выделить себе некоторое время для любимого и приятного дела, для кого- то это рукоделие, для кого-то общение- живое или виртуальное, а кому-то просто приятно пару часов полежать в ванне. Много времени вы, конечно, не найдете, но пару-тройку часов в неделю наверняка. Отдохнувшая мама всегда более терпелива и весела, и найдет выход из любой непростой ситуации, возникшей между детьми.
Выделить время для себя очень важно, но для вашего первенца также важно, чтобы мама и папа выделили время только для него. Можно найти для этого пару часов, когда младший, например, спит на балконе, почитать вместе книжку, порисовать, полепить, или поиграть в любимую игру. Важно сразу начать совместные игры. Иначе вы рискуете перемыть всю посуду, развесить бельё и закончить все накопившиеся дела именно к тому моменту, когда проснется младший и не успеть главное! Можно выделить время на поход в парк или кофе вдвоём со старшим ребенком, а в это время побудет наедине с малышом, узнает его получше и сблизится с ним.
Прекрасно, если у Вас есть возможность водить старшего ребенка на кружки, ведь дорога туда и обратно, может стать не просто дорогой, а временем общения ребенка с папой или мамой.
Важно, после появления малыша, сохранить те ритуалы общения, которые были выработаны у вас в семье. Это может быть чтение книжки или рассказ сказки на ночь, купание в ванне с игрушками в присутствии мамы или папы (кстати, переливание воды снимает у детей стресс, поэтому не скупитесь на различные баночки и бутылочки от шампуней), определенные игры- лото, домино, совместная игра с конструктором и т.д.
Однако не надо думать, что когда Ваш младший ребенок не спит, или находится у вас на руках, не найдется время для старшего. Для меня было откровением, что я могу читать книжки сыну, когда младшая дочка спит у меня на руках. Сын при этом держит книжку и перелистывает страницы сам. Таким образом, он понимает, что мама может заниматься сразу с двумя детьми, и за её внимание не надо бороться. Это очень объединяет детей.
Считаю, необходимо стараться поддерживать в доме и между детьми атмосферу дружбы и любви. Утром я всегда говорю: «Сыночек, иди поцелуй любимую сестричку и скажи ей– с добрым утром!». И сама отвечаю за нее тоненьким голосом, как будто перевожу её мысли: «С добрым утром, любимый братик». Тогда утро начинается с улыбок. Кстати, я всегда говорю друг о друге именно так: любимый братик, любимая сестричка.
Однажды мы случайно придумали такую игру- я стала говорить с сыном тоненьким голосом от имени малышки. Тогда ей было около месяца, и сын считал, что общаться с ней невозможно и не очень обращал на нее внимание. ВДРУГ(!!!) он стал «с ней» общаться и разговаривать. И теперь постоянно говорит: «Мама говори сестрёнкиным голосом!» Теперь, спустя время, я пытаюсь ему объяснить, что если смотреть ей в глаза, то можно понять, что она отвечает. Важно, чтобы дети научились общаться и понимать друг друга как можно раньше.
Важно выбираться в люди ходить на прогулки с двумя детьми. Вы ведь уже так привыкли подолгу гулять на улице со старшим ребенком… а теперь рискуете оказаться запертой в четырех стенах?
Ничего подобного, сегодня мамам предоставлено столько возможностей для удобной прогулки. Это ислинг, который позволяет маме быть мобильной и с легкостью преодолевать любые препятствия, а ребенку находится в физиологически благоприятном положении, и бельё для кормящих мам, которое сконструировано таким образом, что мама может кормить ребенка в любом месте. Вам не надо тянуть домой с улицы плачущего старшего ребенка, который еще не нагулялся, чтобы покормить младшего. Оно сшито так, что и не скажешь, что в нем есть что-то особенное, но в нужный момент вы можете открыть потайной разрез и покормить ребеночка. Хочу отметить, что такое белье не ноу-хау, еще на картинах 15 века изображены кормящие Мадонны в подобной одежде.
Конечно же, после появления на свет младшего, мы не начинаем меньше любить своего первенца. Однако, ему- «избалованному» всеобщим вниманием, это не так очевидно. Поэтому для того, чтобы донести это до старшего,необходимо использовать сказкотерапию. Я, к примеру, в конце дня, когда сын ложится спать, рассказываю ему историю про мальчика его возраста по имени Подарочек и его маленькую сестренку Дарёнку. В жизни Подарочка все происходит так же, как и у моего сыночка. Однако, он четко определяет, что эта история не про него, а иногда радостно удивляется: «У него тоже так?» Даже мне не психологу очевиден положительный эффект от историй про Подарочка. К примеру, я часто говорю сыну о своей любви, но, видно, он уже привык к моим словам и не слишком к ним прислушивается. Однако когда я сказала, что мама Подарочка очень-очень сильно любит своего сыночка, то сын удивился: «И ты меня тоже?» Таким образом, мы в конце дня переосмысливаем и радости, и конфликты. К примеру, я говорю: «…и тогда Подарочек очень пожалел, что не послушал родителей и решил в следующий раз обязательно слушаться». А сын говорит: «Знаешь, мама, и я так подумал». Важно, чтобы истории про Подарочка были оптимистичными и радостными, и отражали все те хорошие события, которые происходили в жизни наших детей днём.
Зачастую, после рождения младшего поведение старшего ребенка ухудшатся или в нем проявляется детскость, в таких случаях можно применить игротерапию. "Игра в младенца" помогает первенцу осмыслить произошедшие в семье перемены путем естественной для этого возраста ролевой игры. Игра заключается в том, что мать по отношению к старшему ребенку ведет себя так, будто он снова стал младенцем.Можно предложить ребенку одну из тех игр, в которые с ним играли в раннем детстве. Старший ребенок постепенно разочаровывается в такой игре и выбирает занятие, более соответствующее своему возрасту».
Лично, мы не сталкивались с проблемой детскости старшего сына в нашей семье. Однако по утрам я всегда делаю массаж или пестовальную гимнастику малышке, а потом тут же на кровати повторяю её с сыном, как когда-то, когда он был совсем маленьким.
Есть еще один важный момент, который НЕОБХОДИМО помнить. Часто наши проблемы усугубляют наши сердобольные бабушки, дедушки и прочие родственники своими необдуманными высказываниями. Перед моими глазами есть такой пример, когда у Коли родилась сестренка, он был очень рад. Однако вскоре мальчик узнал, что он бедненький и несчастненький, а мама с папой совсем перестали с ним заниматься. Все это он узнал со слов любящей бабушки. Повторив это неоднократно, естественно с самыми благими намерениями, бабушка перевернула представления мальчика о его отношениях с родителями. Коля стал чрезвычайно агрессивен и плаксив, у него начались резкие смены настроения, он уверился, что родители его больше не любят…Мама перечитала множество книг, однако так и не смогла преодолеть ситуацию. Была проведена коррекция психологом, однако и это не принесло нужного результата. Таким образом, в 5,5лет ребенок ведет себя чрезвычайно конфликтно и последствия бабушкиного внушения неизвестны.
Какой выход? Я считаю, ситуация достаточно типична. Подобные высказывания необходимо пресекать изначально и категорически!!! Когда у нас родилась малышка, наш такой заботливый всегда дедушка тоже позволил себе пару раз высказаться подобным образом. Такие высказывания мы сразу прерывали в момент их произнесения в присутствии ребенка, чтобы сын знал, что мы не согласны с этими словами. Нам пришлось несколько раз достаточно твердо очертить свою позицию по этому поводу с глаза на глаз с дедушкой, и привести пример мальчика Коли. Ведь, это естественно, что времени у Вас больше не появится и Вашему первенцу достанется меньше Вашего внимания, но при этом важно как!!! провести это время, к тому же ОН ОБРЕТАЕТ НАМНОГО БОЛЬШЕ - БЛИЗКОГО И РОДНОГО ЧЕЛОВЕКА.
Сегодня уже все хорошо. А вот вчерашний и позавчерашний день вспоминать страшно. Режутся верхние клыки, температура 38 держалась сутки, стул за пол дня от жидковатого сменился на водянистый, плюс зелень и слизь... в стуле стали даже небольшие появляться пожилки крови... С этим сталкиваются почти все, некоторые даже не однократно. Но, не все знают как действовать в этой ситуации, особенно если это случилось впервые... Нельзя все списывать на зубы и бездействовать!
Мы выкарапкались, обошлись без стационара. Хочу рассказать как лечились, на заметку тем кому еще может придется пройти через подобное.