психология провинциала
ИнтересноеА мы вчера сходили в цирк! Я увидела рекламку, что к нам в деревню приехал цирк, и решила, что это неплохая компенсация детям за понедельник в машине, и мы пошли.
Как это со мной случается, пустяковые события наталкивают меня на глобальные мысли. В данном случае поход в цирк навел меня на мысли о психологии провинциала.
Спойлер: Можно написать исследование психологическое (кто учится на психолога, вам тема для диплома не нужна?) на тему Фактор успешности во взаимосвязи детства, проведенного в провинции против фактора неуспешности коренного столичного жителя (и жителя большого города).
Начну со свадебки, про цирк, а потом за упокой как заверну - столкнем лбами лаптя-провинциала и столичного зажору:)))
Сначала немножко расскажу о цирке. Шла с опаской, потому что летом уже побывала в подобном разъездном шапито, и осталась в недоумении - в тот раз уровень был просто ничтожный! Антиреклама и конфликт города с деревней под катом, ага).

Позорный цирк, топ-рекордсмен по позорности, носил имя известной цирковой династии Заватта. Как мне потом объяснили, их расплодилось множество, и все эксплуатируют прославленное имя своего давнего родоначальника, которого уже и в живых нет. Про прочих не знаю! Те Заватта, которые попались летом нам, были просто позорно-смехотворно-нулевые!
В этот раз приехало шапито под именем некоего Мэтью Харта. Внешне все выглядело точно также, как и у Заватта: встали на площади, несколько шатров, везде расклеены рекламы и вокруг пасутся их звери.
Я уже была готова ко всему, но надо признать, что товарищ Харт достаточно крут и показал нам настоящий цирк! Сравнивать с несчастными толстожопиками Заватта, которых и в самодеятельность бы не во всякую приняли, даже не буду.
В цирке Харта все было по-настоящему - рыкающие львы прыгали на тумбы, обезьянка скакала верхом на пони, под куполом летали акробатки (одна из которых его маленькая
дочь), даму распиливали напополам (вероятно, свекровь;), а сам папа Харт носился на коне, жонглируя горящими факелами, прямо между львами (такого папу иметь, во ужас...будешь подружкам рассказывать, а над тобой все будут смеяться "ишь, загнула, врать горазда").
Теперь мысли.
Ну во-первых, мне было как-то неловко и было ощущение, что я эксплуатирую детский труд, когда выступала малышка дочка Харта. Ей лет 10, худенькая, а она и на кассе помогает, в камзольчике цирковом, потом сбегала переоделась и пошла показывать трюки без страховки под куполом, и потом обручи тяжеленные крутит десятками, так что у нее все тело, кажется, сломается... ну не знаю, я , конечно, питаю глубокое уважение к ней, но мне ее было одновременно и жаль! Вернее, даже не это чувство, скорее, а именно неловкость, что я сижу, а она надрывается, чтобы меня порадовать.
И насчет жизни в провинции. Вернее, именно насчет психологии!
Второй раз я это не напишу, поэтому скопирую. Тема беседы: Фактор успешности во взаимосвязи детства, проведенного в провинции против фактора неуспешности коренного столичного жителя.:)
Вот я родилась в Москве. Потом еще жила по учебеработе (и роману;) в других столицах и больших городах. И с детства я посещала прекрасные места, большие музеи, академические театры, и коли речь сегодня о цирках, то московские цирки.. Сами знаете, ты сидишь, такая маленькая и невидная в темноте на стопицотом ряду, затерянная в толпе, а там, вдалеке, на Олимпе, ой то есть, на арене белые кони пирамидой, и боги, чьих лиц не разглядеть, летают под куполом, укрощают тигров и обжигают горшки.
Казалось бы, повезло столичным деткам с рождения иметь доступ к большому, профессиональному Прекрасному!
А я вот стала думать, не в этом ли кроется маленький такой червячок, почему поговаривают в народе так: в провинциальном народе говорят, что столичный житель тюфяк, который ничего не хочет и не может, а в столичном народе, напротив, обижаются, что провинциал лезет всюду и столичных задвигает (под столицей я не только Москву имею ввиду, но большие города, областные центры и тп в противовес уездным городишкам и деревушкам).
Есть же и вправду такое, я сама тому пример и среди московских друзей видела тоже, что столичники какие-то тухлые, не пробивные. Папа с мамой в институт проплатили, они пошли. Выучились на менеджера. А провинциал приехал с мечтой покорить телевизор, спал у входа на Останкинскую башню и спустя пять лет уже звезда Первого канала. Смог!
Вчера в цирке, мне кажется, я поняла, отчего так и откуда ноги растут у разговоров про "пробивных провинциалов" и ничегонехотящих столичников.
На представлении в маленьком провинциальном шапито мы, зрители, вчера не были драматично отделены от "богов, обжигающих горшки", как зритель московского цирка. Мы сидели рукой подать от арены, мы общались глазами и словами, мы видели, как они стараются, как напрягаются их мышцы, как им трудно и как весело, как что-то не получается, как они стараются помогать друг другу, как им важна наша обратная связь, именно твои аплодисменты, за которые они благодарят тебя лично. Мы видели (а главное, дети!) дети видели, что да, не боги горшки обжигают! Потом все цирковые вышли провожать своих гостей - нас, зрителей, - и мы могли перемолвиться словечком, высказать свое мнение, поблагодарить, обнять, сфотографироваться.
Я, право, не знаю, что ценнее на пути формирования маленького человека - посетить цирк Никулина (прекрасный и замечательный!!!), где ты затерян в темноте как песчинка, а вокруг удивительные и волшебные "циркачи" (не люди, не человеки, а профи!) делают что-то нереальное, о чем ты и помыслить не можешь, не то что повторить. Или посетить домашний простенький странствующий шапито, где представление тебе покажут живые простые люди, такие же как ты, и ты поверишь, что и ты сможешь так, если захочешь и постараешься! Ты можешь с ними поговорить, ты не какой-то чужак, а они не небожители закрытого для тебя мира.
Я стала думать, что большой город подавляет. Всё уже сделано, сделано хорошо и прекрасно, все безупречно, и слишком далеко и высоко от тебя,маленького и ничегошеньки не умеющего. Бесспорно, рождаются и дети с сильным характером, которым все по плечу, но вот, например, я не такая. Мне в Москве было как-то чуждо - я не чувствовала себя частью. А в "деревне" я - часть! Мне (сейчас я пишу о себе-ребенке) в московском детстве была уготовлена отстраненная роль. Зритель, посетитель и тп. Все было сделано до меня и сделано хорошо. Мне оставалось только открывать рот ("А что, жевать вы тоже за меня будете?")
Возвращаясь в цирк. Кажется, сравнительно низкий уровень деревенских шапито БЛИЖЕ к ребенку, чем высокий столичный. Буквально по росту ребенку!
Все можно потрогать, со всеми можно наладить личностный контакт... Нет вот этого "каждый сверчок знай свой шесток", "я профессионал", а ты некий зритель под номером 1233746, который имеет право восхититься и уйти домой. Всё дает тебе право думать, что и ты так сможешь. И возможно это ощущение "Я ТОЖЕ СМОГУ" с детства и делает провинциала впоследствии "пробивным", то есть не боящимся действовать. Тогда как маленький столичный житель, подавленный громадами признанных авторитетов, с детства усваивает: "Ой блин, это нереал".
Вот такие мысли.