10 лет

психология провинциала

Мне кажется, такая диссертация получилась бы натянутой, потому, что если начать доказывать тезис на основанный на том, что что в маленьком городе всё плохо, всё на низком уровне и нет прекрасного, то, много написть не получится. Начав разбираться в причинах феномена "успешности провинциала", рано или поздно придёшь и к другим, даже более определяющим составляющим. Во-первых, вопрос- а все ли в провинции способны хватать свёзды со столичного неба? Из провинции уезжают далеко не все, а именно самые отважные, самые дерзкие и целеустремлённые. Наличие этих качеств уже добавляет им вероятности стать успешными хоть где (а так же и в столице). Такие есть не только в провинции, но и в столицах. Во-вторых, часто черты, присущие успешным провинциалам не намертво прикреплённы к их личностям, а временные, и вызванное стрессовой ситуцацией. Провинциалы как раз таки боятся, что они отправятся сейчас в Москвы разные, без прописки-без связей, а там у московских "мажоров" уже всё шито-крыто-схвачено. И этот страх заставляет человека собраться, действовать стратегически, направить все свои ресурсы на цель. Если всё-таки отнестись к гепотезе "Фактор успешности во взаимосвязи детства, проведенного в провинции против фактора неуспешности коренного столичного жителя" как к теореме, не думаю, что её можно доказать именно тем, что москвичи в основной массе чаще сомневаются в своих силах, чем провинциалы. Более вероятным кажется то объяснение, что детсво, проведённое в столице приучает человека к ментальности о легкодоступности ресурсов и успеха. Всё таки, если люди рождаются в социално и материально благополучной среде, то за комфортный социальный статус им бороться уже не нужно- это сделали их родители. А нехватка привычки бороться за место под солнцем может расхолаживать.
30.10.2015
Эх, читаю ваше опровержение и выглядит оно убедительно, а мне жаль расставаться с такой уютной версией, какая пришла мне в голову)!
30.10.2015
Вывод красивый, но, боюсь, не совсем верный:) Причина, Наташ, этого феномена, скорее, в области мотиваций. Провинциалы (и я бы даже уточнила, провинциалы отнюдь не из местного истеблишмента) часто более пробивные, напористые и, как следствие, успешные потому, что все блага, которых хочется большинству, добывать приходится потом и кровью, практически взбивать масло, дабы не утонуть в сметане. И миграция в большой город - логичное развитие ситуации. Ну а там - жестко. Надо где-то жить, надо что-то есть. Нет под боком мамы-папы-бабушки с квартирой, дачей, машиной. Уверенности, что уж, как минимум, на карманные расходы тебе всегда выдадут. Т.е. тут буквально - как потопаешь, так и полопаешь. Помнишь, очень иллюстративный и как раз по теме был эпизод в Интердевочке, когда героиня Дапкунайте объясняла политику партии на эту тему героине Яковлевой?)) Вот это оно и есть. Но! Это ни в коем случае не отменяет наличия и среди коренных жителей мегаполисов успешных и активных людей. Никакое правило не бывает абсолютным. Но там уже срабатывают несколько иные механизмы - наличие и степень увлеченности, воспитание (степень избалованности, развращенности), амбиции здоровые или НЕздоровые;), в общем, уже не вопрос выживания, а вопрос совокупности личных качеств, влияния семьи, среды... Вот такой мой ответ Чемберлену)
28.10.2015
Я это понимаю. Просто возникает логичное предположение, что если у тебя есть что кушать, то можно переходить на следующую ступень пирамиды Маслоу и реализовываться там с тем же рвением, что и на предыдущих (твой голодный провинциал). Но почему-то совершенно нет такой статистики, что сытые горожане все сплошь и ярдом проявили себя в творчестве и науке. Где достижения освободившихся от тяжелого и вынужденнного труда рук и умов??
29.10.2015
А это, полагаю, уже вопросы немного из другой плоскости. Пирамида Маслоу вообще очень условна по сути и по определению) Даже классическое ее расширенное толкование предполагает необязательность необходимости реализации более высоких потребностей, затруднительность осознания и понимания этой необходимости. Вот и выходит, что непреложны и очевидны самые первичные и простые потребности, удовлетворение которых всегда - самая мощная и действенная мотивация. А вот все остальное, когда ты сыто-пьяно, уже происходит далеко не у всех и обусловлено множеством различных факторов. От генетики, возьмусь предположить, до, как я уже писала выше, среды, суммы влияний, общего уровня культуры окружающего сообщества и отдельно взятой семьи ну и тех самых юнговских высохших русел в том числе, полагаю:)...
29.10.2015
Спасибо за понимание;))! И все это так интересно! Хочется пробуравиться и понять.
29.10.2015
Умеют же некоторые превратить посещение цирка в философскую проблему) Все неоднозначно... Провинциалы, пииехавшие в столицу, приехали ее завоевывать, вот им и нужна напористость для выживания. Мы же находимся в привычной среде, окружены поддержкой, как и те провинциалы, что остались в родном городе по собственному желанию, а не в силу обстоятельств. А кто счастливее? Счастлив ли тот, кто пробился в начальники и загреб кучу денег? А не факт. Счастлив ли тот, кто живет в привычном с детства окружении? Тоже не факт. Счастливее тот, кто нашел гармонию с окружением. Вот как ты, похоже. И сильно ли тебе в жизни мешало отсутствие мертвой хватки? Я, кстати, тоже такая, ну совсем не пробивная, только мне в првинции тошно бывает, а в Питере хорошо. И вообще в больших городах комфортнее. И у нас есть возможность понаблюдать за нашими детьми, вероятно, они вырастут в провинции... Извини, если я уже не совсем по теме) Да, и еще, многое определяет характер человека, заложенный природой, ведь все дети уже разные, одни хватают чужие игрушки, другие наблюдают за птичками. И стремления тоже разные, одни хотят и любят книги читать и языки изучать просто для ин ереса, а другие, например, цветочки сажают или вяжут, и в музее вообще никогда не бывали. И вторые могут быть в глазах общества чуть ли не неудачниками, но счастливыми гармоничными людьми. Тех, кто ничего не хочет, кроме как пиво пить на диване, не рассматриваем)
28.10.2015
Ты права абсолютно, мы не рассматрвиаем вопрос счастья как такового. Уж точно, что кто умеет быть ссчастливым, тот и в городе умеет, и в селе. И да, никуда не убрать характер, не сбросить его со счетов. но все же, все же, обстоятельства нашей жизни не могут идти параллельно и никак нас не затрагивать, особенно в детстве, на этапе формирования. Значит, влияние все это окружающее оказывает. Вопрос , какое? Хочется наблюдать и понимать.
29.10.2015
Да, про счастье меня понесло, ход мысли был примерно "хотим ли мы видеть детей богатыми или счастливыми") Сложный вопрос ты задаешь... А может и правда харпктер предопределяет? И для одного человеке блестящее исполнение как вызов, а другой сразу лапки опускает в силу природных особенностей. И из семьи тоже многое идет. Заставила ты пошевелить мозгами) Как-то за живое тема задела, я ведь часто думаю, не лишила ли я сына каких-то возможостей большого города
29.10.2015
Вызов-лапки, думаю, и природное в том числе.
29.10.2015
спасибо, что тебе показалось интересным вместе со мнйо поразмышлять. насчет "лишила", я уверена, что как минимум рано об этом говорить до возраста поступления в ВУЗ.
30.10.2015
В нашем городишке даже университет есть, думаю, вполне приличный. А вот с культурной программой для детей, похоже, не густо(
30.10.2015
Ну, про философию тебе там уже,наверное, написали, а меня более практичный вопрос интересует. Как Лиза высидела сие мероприятие? Тоже хотела в цирк, но решила что Дениса не даст посмотреть
28.10.2015
У нас примерно одинаково с ней происходит. Поначалу ей интересно (что бы то ни было), она сидит и смотрит. Потом устает и начинает либо просто ходить бродить и приставать к людям знакомиться, тогда ладно. Либо ныть, тогда надо уходить. Тут с половины ее папа забрал и они уехали заказывать пиццу нам на после цирка. На первом спектакле (причем с оплаченным местом и билетиком) Лиза побывала в свои (точно не припомню) месяцев 8. Отсмотрела почти весь до конца.
28.10.2015
Понятно, я обычно с малышами хожу на интерактивные спектакли-бродилки... А вот в места с билетиком не ходила ни дениской, ни с маленькой Лизой... Жалко деньги выбрасывать((. Вот думала на лизин др в цирк пойти, но наверное дениса будет ещё мал... Тогда может только Лиза пойдет
28.10.2015
Ну у меня есть хорошее оправдание - оставить не с кем))) Вот и социализируемся все вместе.:) Обычно моя Лиза все-таки бесплатно проходит всюду по возрасту. В тот раз с билетиком я даже не ожидала, что за нее заставят заплатить - просто спектакль был детский и они решили, что все дети = зрители.
28.10.2015
Извините, что вмешиваюсь:) Да, принципиально, чтобы можно было с ребенком походить. В полупустом шапито у нас получается, а в цирке, в котором каждое место продано, так не получится. Это совсем разные мероприятия.
28.10.2015
О чем только я не думала. Все меня волнует и тревожит, везде любопытствую... Но такие мысли мне еще не приходили в голову. Очень интересно. И ведь все так. И правда, "деревня" манит своим индивидуальным подходом, где не приходится сравнивать себя с миллионами и равняться на тысячи людей.
28.10.2015
Вот это ты затрагиваешь еще один крайне важный пункт, о котором я как-то разговаривала с подругой, но тут забыла написать. Ты точно подметила - еще нюанс сравнения себя с миллионами или даже не сравнения, а просто сам факт наличия этих миллионов, среди которых так просто затеряться. В провинции с этим проще, людей меньше, половину знаешь, даже с незнакомыми здороваешься. Есть какая-то личностность во всем.
29.10.2015
Да, личность во всем, здорово сказано. А из этого вырастает и ежедневная теплота, душевный комфорт, умиротворение, а следовательно и возможность видеть мир вокруг, открытость к творчеству и познанию себя.
29.10.2015
Вот и мне так кажется.
29.10.2015
личностность, но и соревновательность тоже выше. "Каждый феодал стремился построить башню выше, чем у соседа" Не стала бы я идеализировать душeвный комфорт провинции.
29.10.2015
Я могу судить только по себе. мне в провинции (во французской) много комфортнее, чем и в Москве было, и в Париже.
29.10.2015
ты корни еще не пустила)
29.10.2015
Ну корни я, наверное, вообще нигде не пущу, так чтобы навсегда.
30.10.2015
вспомни мисс Марпл
30.10.2015
Мысли интересные, но я на эту тему думала всегда не так. Для меня, в первую очередь, провинциал отличается от столичного жителя отсутствием жилья (в среднем по палате, конечно же). А это стимулирует зарабатывать больше, а иногда и выживать. Очень стимулирует! Так как снимать жилье - недешево и вечно его не наснимаешься. В моей компании, где я работала до декрета, это было очевидно. Самые лучшие менеджеры (читай "лучше всех выполняющие план и, соответственно, больше всех зарабатывающие, быстрее всех поднимающиеся по карьерной лестнице") - это приезжие. Это как правило, но не правило. Скорее тенденция, потому что и там, и там есть обратные примеры. Поэтому для меня приезжий провинциал - это, прежде всего, человек, загнанный в менее тепличные условия и от того вынужденный гораздо чаще и продуктивнее отрывать свою задницу от дивана.
28.10.2015
Это безусловно так! Однако это как пирамида Маслоу, как точно тут написала Таня. Не может быть, что у тех, у кого есть жилье, удовлетворены все потребности. Что-то им нужно? Но разве они демонстрируют схожее рвение в достижении своей мечты? Наоборот, можно было бы сказать, что они, горожане, освобождены от сложностей, с их ноги снята тяжелая гиря. так, казалось бы, беги вперед вприпрыжку.
29.10.2015
У меня очень схожие мысли на другом уровне логической личности, если так можно выразиться. Я проработала какое-то время в небольшой компании, которая только начинала свой путь на рынке, и прошла (в смысле я, а не компания) до открытия трех магазинов в Москве. А потом ушла в довольно большую компанию, которая уже давно занимала свою нишу не только во многих городах России, но и за границей, в том числе Америке. Не буду долго описывать, думаю разница в условиях понятна. В маленькой компании все «на коленке», один человек и бухгалтер, и завхоз и где-то даже уборщица. В большой корпорации соцпакет, бесплатный чай-кофе, булочки, корпоративы и прочие блага цивилизации. Так вот в "большом столичном цирке» я просто загнулась от ощущения «системы», ты просто выполняешь свою работу, изо дня в день, одно и то же. И у тебя нет права на творчество и какие-то свои мысли. Даже если возникла какая-то идея или предложение, то ты сидишь и молчишь, потому что все уже придумано до нас, испробованы тысячи вариантов и найден лучший. Ты просто шестеренка, часть системы. А в «маленьком провинциальном цирке» я научилась всему и была такая свобода действий и ответсвенности, и интереса, и много чего еще. Что я до сих пор иногда жалею, что ушла и время от времени подмывает вернуться. Ощущаешь свою важность и нужность.
28.10.2015
ввоооооот вот вот вот!!!! именно так!!!!!!!!
28.10.2015
Даа... эту мысль я уже думала ;-))) и очень глубоко... много факторов вывела - хоть диссертацию пиши )))
28.10.2015
поделись, пожалуйста, хоть кратко интересно
28.10.2015
ооох, кратко не получится )) скажу иначе. Моя сфера - HR. Я нанимала на работу людей. Угадай, каков % был москвичей? ))) Угу. Почти никакой. У Москвичей и так все есть. Им не надо вкалывать, чтобы купить квартиру, дачу и тд по списку. 2х-3х поколений это УЖЕ есть. От мам-пап-бабушек. Их обеспечивали от и до. Им не надо было за 4 км ходить в школу, а после школы кормить скотину, полоть картошку и колоть дрова. Они НЕ привыкли к труду. НЕ привыкли преодолевать себя. НЕ привыкли трудиться. Им не надо, у них все есть. Один приходит ко мне, тычет в нос красным дипломом. В нем написано "Менеджер". Уже смешно? Диалог непередаваем, в плане его закатываний глаз и недоуменного мычания (я же должна была его с руками оторвать, звезду такую)... Он не мог ответить ни на один вопрос. Мычал, закатывал глаза. И даже не мог назвать предметы, которые он изучал в университете )) Что значит "управлять", и как это делать, он не понимал... Да и, в принципе, он не смог произнести ни единого связного предложения. Денег хотел 100 тысяч (и это 7 лет назад!) Он же менеджер. У него же красный диплом! ))) За ним пришла девушка из Чебоксар. 3й курс. Толковая, смышленая, адекватная. Сказала, что ничем не может подтвердить ни знания, ни умения, опыта нет, НО есть горячее желание и будет сильно стараться проявить себя. Готова была работать без зарплаты, лишь бы набраться опыта. Итак, кого я взяла на работу? ))) (за деньги, конечно же) В провинции недооценивают себя. В Москве переоценивают. И еще, был у меня ...эээ... знакомый. Сказал, что замуж Москвичку никогда не возьмет. "Они все ленивые и готовить не умеют" )))
28.10.2015
про меня в точку)) а вообще что сказать, подозреваю, что так оно и есть!
29.10.2015
а мне кажется, дело не в деревне и не в городе, а только в том, какая атмосфера тебя окружает с детства в семье. Помнишь, я рассказывала про подругу, которая теперь в Америке работает? Она москвичка, родилась на Арбате и там до 10 лет жила, но у нее всегда достиженчество было в крови, что называется. А почему? Да потому, что ее в детстве не сравнивали "ой, а чё это ты, вон у соседей дочка музыке учится, у коллеги сын математик, а ты у нас ни рыба ни мясо". А ей наоборот - говорили: Анечка, ты у нас достойна самого лучшего - ну и пусть по математике тройка... и хотя вроде бы если с точки зрения понтов рассматривать - аттестат у нее не блестящий был, институт первый платный и не особо какой-то известный,я до ее поступления о нем слыхом не слыхивала... ну второй ладно, уже попрестижнее. Но и работы у нее всегда были самые крутые, и парни самого высокого полета... и брат у нее младший того же поля ягода, ему всего 17, а он уже крутой продажник, в фирме, где он работает, под него специально открыли офис, прикинь? Я даже жалею, что у меня нет особо теплых отношений с их мамой, чтобы звонить ей иногда и советоваться по поводу воспитания сына)))))))
28.10.2015
Ненавижу крутых продажников, но это так, между делом... Этой маме захотелось самой позвонить и посоветоваться!
29.10.2015
надо ей предложить открыть консалтинг по воспитанию качественных детей)))))) миллионером станет, однозначно!
29.10.2015
Для начала, я бы отделила мух от котлет). Активность, напористость и жизненная хватка провинциалов связана не с тем, что благодаря своему рождению в глубинке и знанию того, что ''не боги горшки обжигают'', им дается ощущение ''я все смогу'', а с тем, что за их плечами никто не стоит, и соломки им никто не подстелит. Или ты найдешь свое место - или вернешься домой ни с чем. И если у нас, коренных москвичек, была всегда мама с теплым обедом и папа, который мог подкинуть деньжат, если что, то им нужно было думать про хлеб насущный. Ну, и от личностных качеств многое зависит. Один посмотрит балет в Большом или цирк на Вернадском - и скажет ''ой, я так никогда не смогу'', а другой загорится желанием воплотить мечту в жизнь, и будет стремиться к ''богам'' со сцены. Как раз более профессиональные и, на первый взгляд, недостижимые вещи еще больше подстегивают, чем те, которые ''видишь, как сделано''. Мы тоже летом много цирков-шапито и спектаклей на улице посмотрели. Безусловно, для детей это огромное удовольствие и опыт общения!
28.10.2015
ПС Посмотри у меня в дневнике пост про учебники. У вас такая же лексика?
29.10.2015
Ой мне казалось, что я тебе отвечала, а ответа моего нет(. Что ж, можно сказать что вы меня убедили. ты и ряд возражающих звучите вполне убедительно! немного жаль расставаться с приятной гипотезой, она была такая обнадеживающая)
30.10.2015
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Необязательно к прочтению о раннем развитии