Войти Регистрация

Как только малыш подходит к школьному возрасту (6 лет и более), основная задача матери и отца — выяснить уровень готовности ребенка к школе.

Как только малыш подходит к школьному возрасту (6 лет и более), основная задача матери и отца — выяснить уровень готовности ребенка к школе. Это правильный подход ответственных и любящих родителей. Важно знать, готов ли малыш к новым испытаниям или некоторые знания и навыки необходимо срочно подтянуть.

Критерии готовности ребёнка к школе и их характеристика

Сегодня можно выделить несколько основных критериев готовности ребенка к школе:

Социально-психологический критерий 

В этом термине кроется наличие учебной мотивации у малыша. Хочет ли он получать знания? Готов ли к новой информации и походам в школе? Ваша задача, как родителя, объяснить малышу всю важность процесса обучения для его настоящего и будущего.

Еще один важный момент — умение ребенка взаимодействовать со своими будущими одноклассниками, сверстниками. Кроме этого, малыш должен слушаться учителя, выполнять его требования, контролировать свое поведение и уметь адекватно реагировать на замечания.

О социальной зрелости ребенка можно говорить, если он нормально общается с другими людьми, хорошо чувствует себя в группах, быстро подстраивается под их интересы. Ребенок должен уметь правильно играть свою новую роль школьника — это очень важно.

Что касается эмоциональной составляющей, то малыш должен обладать высоким уровнем эмоциональной устойчивости, научиться регулировать свое поведение, правильно реагировать на все происходящее вокруг (без излишней импульсивности).

Интеллектуальный критерий 

Ребенок должен уметь мыслить и логически излагать свою позицию, объединять предметы по определенным признакам и находить различия. Важно определить, умеет ли ребенок находить логические связи между явлениями и предметами.

Малыш должен уметь удерживать внимание на одном деле хотя бы 10–15 минут. Если даются инструкции, то важно понаблюдать, насколько внимательно он их слушает и выполняет.

Критерием интеллектуальной зрелости считается наличие у ребенка определенного объема знаний об окружающих его предметах, адекватного восприятия действительности. Проследите, насколько развиты у малыша познавательные процессы — мышление, память, внимание, речь, воображение и так далее. Должны быть на определенном уровне и предметно-специфические знания — речевая подготовка, представления о математике и так далее.

Психологический критерий 

  1. Должны быть хорошо развиты мелкие мышцы руки (владением карандашом и ножницами является обязательным). 
  2. Уделите внимание координации и пространственной ориентации. Очень важно, чтобы ребенок определял положения выше-ниже, слева-справа, вперед-назад и так далее. 
  3. Важный момент — координация в системе рука-глаз. Малыш должен с легкостью переносить увиденный простой узор на тетрадный лист.

Тесты для оценки готовности ребенка к школе

Чтобы выявить, насколько ваш малыш готов к школе, можно провести несколько простых тестов:

Оценка психосоциальной зрелости: 

Тест в свое время предложил Банков С. А. Суть метода очень проста. Ребенку задается группа вопросов, которые оцениваются в определенное количество баллов. Сами вопросы очень просты: «Сколько ты знаешь видов птиц?», «Хочешь ли в школу?», «Как ты действуешь, если вдруг ломаешь чужую вещь?» и так далее. Полученные баллы суммируются, и выдается результат — готов малыш к школе или нет. Более подробно по этому тесту можно почитать в сети.

Ориентационный тест: 

С его помощью можно определить уровень мышления малыша, его умение слушать и выполнять поручения. Тест имеет четыре основные части — рисунок мужской фигуры, копирование словосочетания, рисование точек и опросник:

  • рисунок мужской фигуры малыш выполняет так, как понимает. При этом взрослый в процесс не вмешивается. Если все части фигуры на месте, то дается 1 балл. Если не нарисованы три каких-либо элемента (к примеру, пальцы, волосы и шея), то 2 балла. Есть основные элементы (туловище, голова, шея и так далее), но нет остального — 3 балла. В случае если туловище различимо, но ноги и руки прорисованы плохо — 4 балла. Если же вообще сложно что-либо распознать на рисунке — 5 баллов;
  • копирование словосочетания — простое задание для малыша этого возраста. Необходимо показать ему какую-либо фразу, и дать задание ее переписать на чистом листе так, как малыш сумеет. Если образец получилось хорошо скопировать с явно различимой заглавной буквой — 1 балл. Образец скопирован разборчиво, но все буквы имеют одинаковый размер — 2 балла. В надписи нет части букв — 3 балла. Выпало несколько букв — 4 балла. Если каракули совсем не разборчивы, то 5 баллов;
  • на одном листе нарисованы точки. Необходимо дать задание малышу нарисовать рядом такие же. В образце обычно находится десять точек. В зависимости от успеха оценка также производится в диапазоне от 1 до 5 баллов.

Если по сумме трех заданий ваш малыш набрал 3–6 баллов, то он готов к школе, 7–12 баллов — его уровень подготовки находится на среднем уровне; 13–15 баллов — необходимо дополнительное обследование психического развития и интеллекта.

Конечно, данный тест далеко не единственный и дан лишь для примера. Проверку готовности ребенка к школе желательно проводить заблаговременно, чтобы была возможность подтянуть «хвосты».