И мало кто из нас понимает, что малыша нужно знакомить с финансовыми вопросами и учить, как обращаться с деньгами, как можно раньше. Ведь умение распоряжаться деньгами – это один из важных социальных навыков, а правильное отношение ребенка к деньгам способствует формированию полноценной личности, учит принимать верные решения и нести за них ответственность.
Маячки знакомства с деньгами:
Что такое деньги
Покажите своему годовалому чаду монету или несколько и отдайте их. Пусть знакомясь с деньгами ребёнок играет с ними… Объясняйте, что это такое и зачем они нужны…
Приобретая в магазине игрушку, вложите денежку в ручку малышу и попросите его отдать денежку продавцу, объясняя малышу, что за эти денежки продавец даст ему выбранную им игрушку...
Всячески поощряйте ребенка складывать свои монетки в копилку. Так вы научите его экономить деньги.
Подавайте пример
Обсуждайте с ребенком семейное финансовое положение. Рассказывайте ему ненавязчивые истории о деньгах. Личные примеры и реальный жизненный опыт знакомых ребенку родственников или самих родителей, отлично подходят для объяснения детям финансового состояния семьи и способов его улучшения.
Объясняйте ребенку, что вы делаете, когда расплачиваетесь в магазине или снимаете деньги с карты в банкомате. Дети очень наблюдательны и начнут постепенно понимать, для чего нужны деньги и как ними расплачиваться.
Откройте сберегательный счет
Откройте ребёнку сберегательный счет и объясните, что такое проценты и как они растут со временем. Это подходит больше для более старших детей, которым будет понятно, как отложить деньги под процент.
Использование карманных денег
С 4-6 лет выдавайте ребёнку карманные деньги, увеличивая сумму по мере взросления:

Карманные деньги – это своего рода материал, обучающий ребенка товарно-денежным отношениям. И пусть ребенок использует карманные деньги на свое усмотрение, не требуйте от него отчета. Определять приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств научит его ограниченный размер суммы.
Когда дети получают карманные деньги, то они начинают понимать, как можно сэкономить на более крупную покупку. Постоянно подсказывайте детям, как можно управлять своими карманными деньгами.
Сделайте обучение деньгам интересным
Как только ребёнок освоит счёт, поиграйте с ним в товарно-денежные отношения, то есть, в магазин. Объясните ему, как отсчитать необходимую сумму, что надо сказать продавцу и кассиру, как взять сдачу.
Купите настольную игру о коммерции и потрать немного времени на игру с детьми. В процессе игры дети научатся делать покупку и откладывать средства на покупку нужного поля.
Позволяйте своим детям делать ошибки
Пусть ваши дети тратят деньги и ошибаются в своих покупках. Это очень ценный этап обучения. Но будьте готовы вмешаться и направить ребенка в нужное русло.
Почему кто-то богатый, а кто-то бедный?
Объясните ребёнку, что ситуации бывают разные: есть элемент везения, но очень многое зависит отсамого человека, его усердия. Сантехник с «золотыми руками» может быть очень ценен и хорошо зарабатывать..., и в любой профессии так. Трудолюбие очень важно. А еще у всех могут быть временные трудности, поэтому очень важно помогать друг другу.
Позвольте детям зарабатывать деньги
В 3-4 лет объясните ребенку связь между работой, зарплатой и потребностями человека. Расскажите ему, что есть труд, за который платят денег больше или меньше; чтобы получить хорошую профессию, надо хорошо учиться; любую работу необходимо делать хорошо и так далее.
Дайте детям работу, за которую можно заплатить немного денег. Это их научит, что деньги даются нелегким трудом и что их нужно экономить.
Считаю, что платить за хорошие оценки не допустимо, потому что учиться дети должны сами. Родители должны объяснить ребёнку, что учится он в первую очередь для себя и ради себя самого, что учёба очень важна и нужна именно ему, для его светлого будущего, и от того, как он будет учиться зависит, кем он станет, когда вырастит: успешным медиком, бизнесменом, военным, политиком, банкиром… или неудачником, мойщиком общественных туалетов, дворником..., хотя обществу и такие люди тоже нужны..., не всем же быть начальниками.
Подпитывать и стимулировать стремление ребёнка к хорошей учёбе нужно, так же на примере, своём и чужом: «Смотри какая красивая машина у твоего папы! Это потому, что когда-то он хорошо учился, получил хорошее образование, устроился на высокооплачиваемую работу, заработал много денег и купил такую машину… Если ты тоже будешь хорошо учиться..., как папа будешь много зарабатывать и купишь себе такую же машину, и даже лучше! А вон тот дядя не хотел учиться, прогуливал уроки..., и теперь метёт наш двор...»
Конечно, хорошую учёбу, по четвертям, нужно поощрять: велосипедом, семейным ужином в хорошем ресторане, походом в цирк…
Так же считаю, что не допустимо платить за помощь по дому и по даче, т. к. мы все живем в доме, все свинячим, все и убираемся…, и, все любят покушать выращенные бабушкой на дачке клубничку с грядки, картошечку..., — это просто разделение труда.
За что же тогда дети могут получить «зарплату»?
— За победу на олимпиадах, конкурсах, конференциях и стипендию за хорошую учёбу в колледже или институте. Государство за них платит, причем часто хорошие суммы, и эти деньги принадлежат только ребёнку, целиком и полностью.
— Можно отдать ребёнку часть своей работы: обработать фотографии в лайт-рум, сделать презентацию в пауэр поинт, найти клипарты для оформления, разместить несколько статей на сейте, подготовить к конкурсу дошкольника (поделка, презентация, стихи...), перевести текст..., — это настоящая работа, за которую мы получаю зарплату, и если мы часть своей работы отдали, то потом справедливо будет поделиться и зарплатой...
— Так же ребёнок может поработать и на соседей: помыть соседскую машину, соседские окна, вынести соседу мусор, сходить в магазин за продуктами для соседа, привести соседского ребёнка из садика… На даче: постричь соседский газон, выкопать соседу картошку… В этом случае работа ребёнка оплачивается с соседского кармана. О денежном вознаграждении за свою работу ребёнок должен сам договариваться с соседом, без нашего вмешательства. Это дополнительно разовьёт в ребёнке понятия товар-денежных отношений: купли-продажи и спрос-предложение.
Научите ребенка планировать бюджет
С 4-6 летнего возраста привлекайте ребенка к распределению расходов, к планированию семейного бюджета. Научите кроху копить заранее на крупные покупки: скейтборд к лету, лыжи к Новому году.
Объясните ребёнку понятие «бюджет», что денег всегда ограниченноеколичество, поэтому нужно выбирать «или то, или это». Постоянно вместе решайте, на что потратить, а что отложить. Ведение бюджета очень помогает избавиться от просьб купить какую-нибудь ерунду. Ребёнок учится понимать, что, например, леденец, он стоит мало, но потом этой маленькой денежки не хватит на большую и нужную вещь.
Запишите на бумаге вместе с ребенком, сколько у него денег получается в месяц и спланируйте в скором будущем крупную покупку, о которой ребенок давно мечтает. Только поставив перед ребенком цель вы поможете ему научиться планировать свои доходы и расходы.
Планирование покупок
Приобретите или сделайте сами ребёнку его личный виш-лист, красивый, с картинками. Туда он сможет писать все, что захочет, а родители и родственники выбирают, что им подарить из этого списка. Часто дети сами что-то вычеркивают из этого списка, потому что расхотели.
Никогда ничего сразу не покупаем, только через виш-лист, чтобы здраво обдумать, нужна-ли действительно эта вещь или эта вещь импульсного выбора.
Распродажи
Объясните ребёнку, что такое распродажа, и научите его «ловить» их.
Например, ребёнок знает, когда распродаются старые коллекции лего, копит к этому времени деньги и покупает лего со скидкой 50%.
Также можно и на сам День Рождения что-то не купить, а дождаться акции и купить, и не потому, что не хватает денег, а потому что: «Зачем платить больше, за ту же вещь?».
И тем не менее, не все реально купить по распродажам. Поэтому, если вещь редкая, ограниченный выпуск, её быстро разбирают..., то лучше не скупиться и купить сразу.
Более старшим детям дайте прочитать книгу Роберта Кийосаки «Почему отличники работают на троечников».


Итак, через полчаса в дом нагрянут высокие гости, а у вас, как говорится, конь не валялся. 








