ДЕМОКРАТИЯ И КУСОК МЫЛА
Что делать не с теми, кто не слушается?
Не слушает, что говорят ему взрослые:
На уроке и, тем более, на перемене?
Дерется, отнимает чужие вещи, дразнится -
Сейчас говорю о начальной школе,
Есть два педагогических способа воздействия:
Наказать и приласкать, оба хороши:
Приласкать - в смысле: обнять, погладить по головке,
Спокойно объяснить, что так делать не надо,
Потому что такие дети, как правило, нуждаются
В понимании и любви.
Иногда помогает, но проблема в том, что
Агрессия - это инстинкт, ее корни в бессознательном,
Ребенок хочет хорошо вести себя, но не может.
Соблюдать правила - такое же знание и умение.
Как знание таблицы умножения или
Умение писать ровные буквы в тетради -
И этому тоже нужно учить.
Каждый день, двадцать минут -
Маленький сбор класса,
Где обсуждаем: не поведение и не дисциплину,
А - получилось ли «вести себя по-взрослому»
И все случаи агрессии: почему ты сделал так и
Как можно было б сделать иначе -
Через слово инстинктивное вытаскивается наружу,
Переходит в плоскость сознательного.
Эту проблему, агрессивного поведения,
Можно сформулировать и так:
Как научить ребенка выполнять правила.
Ясно, что для этого они, правила, должны существовать
В ясной и простой форме,
Но этого мало.
Ученик имеет возможность
Принять участие в обсуждении и выработке этих правил.
Дети очень серьезно и по-взрослому относятся к этому
И очень придирчиво следят, чтобы правила,
Принятые ими, выполнялись.
Это трудный путь - но кто может предложить
Другой. более легкий?
Человек - ребенок или взрослый - имеющий возможность
Обсуждать и принимать правила совместной жизни,
По-другому начинает относиться к реальности,
И к самому себе: в каком-то смысле,
Это основа становления здоровой личности.
Французы, и это с их двухвековой традицией демократии,
Рассказывают, что два-три месяца уходит на выработку
Первого правила жизни коллектива класса -
Правила использования в школьном таулете
Куска мыла. (FB Лицей Ковчег-XXI)

