Войти Регистрация

Лиза

Алиса — 5 лет 3 месяца
Анатолий — 1 год
Москва Россия

Как я занимаюсь с Толиком в 1 год

18 апреля, 11:15   •   Общее развитие

Толе недавно исполнился год (уже год!!! огромный человек!!!). Поэтому пора бы и написать что-нибудь.


Самый частый вопрос, который звучит у меня в блоге и инстаграме: что я делаю с Анатолием в плане занятий.

В принципе, можно взять мои старые статьи про Алису, заменить там имя на Толика, и будет всё правильно, но раз уж этого недостаточно, то расскажу подробно и по порядку.

Внимание, там дальше много и про всё.


Итак, ему недавно исполнился год, и он:

- Начал ползать в 7 месяцев. Что казалось мне бесконечно поздно, потому что Алиса начала делать тоже самое в 5. И это была просто пропасть.

К полугоду мне стало очевидно, что у малыша слабый упор на руки. По этому поводу я сделала ему два курса массажа. Первый был обычный, второй у очень хорошего массажиста с ЛФК. Массаж с ЛФК моментально поставил его на четвереньки, и дальше он развивался в обычном темпе. Массажист подтвердил гипотонус и похвалил за внимательность. Это сняло с меня груз, потому что помимо того, что я переживала за ребенка, окружающие говорили мне, что я просто слишком много хочу от семимесячного малыша, ищу проблему там, где ее нет, и вообще всему свое время. А я прекрасно понимала, что дело не в своевременности, что лучше сейчас, чем дожидаться непойми чего.

Вообще, я сейчас рискую огрести по полной, но я считаю, что расхожая фраза о том, что ребенок никому ничего не должен, должна заканчиваться словами, что это родители должны ребенку, а не он им. И если ребенок не выполняет какие-то определенные функции к определенному возрасту, то, конечно, это ни в коем случае еще не записывает его в ряды отстающих - у детей всё очень быстротечно и у каждого действительно свои темпы: сегодня мычит, а завтра говорит предложениями, сегодня не ползает, а завтра обгоняет взрослых, - но лучше перебдеть, чем недобдеть. Лучше в младенчестве показать ребенка лишний раз врачам и остеопатам и, если что-то есть, то исправить сразу, не дожидаясь, пока неявное не станет явным и "закостенеет".

В общем, после массажа с ЛФК у ребенка началась активная половая жизнь.

Почему очень важно не пропустить этап ползания, я писала вот здесь.

В 11 с половиной он научился вставать без опоры посреди комнаты и сделал несколько маленьких шажочков. Ровно в год, фактически в день своего рождения он пошел. Алиса в этом плане была очень ранней, и поползла в 5, и пошла в 10, а к году уже бегала, так что сравнивать эти показатели смысла не имеет. Как говорят, мальчишки более ленивые. Не люблю эту фразу, но оставлю здесь))


На годик мы подарили нашим детям (двум сразу) спортивный комплекс, чтобы навсегда лишить себя покоя дети развивались физически не выходя из дома. Его уже привезли, но еще не установили, так что хвастаться буду потом.

____________________________________________________________________________

- Толик к году произносит много небольших слов и звукоподражаний. Я могу все перечислить, но это скучно.

Если я слышу, что в его лексиконе вдруг появляется какой-то новый слог или звук, которого не было до этого, я тут же его подхватываю и делаю всё, чтобы он остался при нём, чтобы он его отработал, включил в состав коротеньких и еще непонятных слов. Обязательно всегда сажусь так, чтобы ребенок видел мою артикуляцию, произношу слова четко и вижу результат: сын учится повторять, стремится произнести те же звуки.

____________________________________________________________________________

- Он показывает части тела, предметы быта, животных, любит листать книжки. Цвета пока еще не знает, но мы над этим работаем. Выполняет простые поручения: причешись, возьми книгу и принеси маме, возьми шарик и отнеси папе, собери пирамидку, сложи в коробку и т.д.

Я тут хотела перечислить, что именно он умеет, но получилось слишком много, поэтому я стёрла. Мы показываем - он повторяет. Мы от этого радуемся и хлопаем в ладоши - он улыбается и старается еще сильнее. Вот она мотивация))

Вот такой карапуз был в 7 месяцев:


Кстати, у него есть милая и очень полезная привычка. В каждый новый предмет он тыкает пальцем и мычит до тех пор, пока ему несколько раз громко и четко не произнесут название.

____________________________________________________________________________

- Я озвучиваю ему все предметы в доме, озвучиваю свои действия, листаю с ним книги, даю рисовать мелками, нажимать кнопки, возиться в крупах, перебирать всю мелочевку.

Надо сказать, я делаю это с самого раннего возраста. Всегда сижу рядом и контролирую руки. Сейчас в этом уже нет большой необходимости, потому что он быстро понял, что не надо тянуть в рот всё, что попадается на глаза, но всякое бывает, так что бдя - моё всё.

Вот так это было в 5-6 месяцев:


Вот так это сейчас:

И еще вот так:


С недавних пор наш дом оклеен плакатами. Я, было, хотела обклеить их картинками как с Алисой, но поленилась и заказала плакаты - это оказалось намного удобнее. Развесила их по квартире почти у пола, чтобы он мог доползти и ткнуть. И на уровне моих глаз: чтобы он мог смотреть, когда сидит на руках.

Все это я делаю для того, чтобы как можно скорее нарастить пассивный словарный запас ребенку. Во-первых, дети быстрее начинают понимать речь, и с ними становится проще. Во-вторых, это задействует нейронные связи, и быстрое восприятие речевой информации и пополнение словарного запаса благоприятно отражается на умственных способностях ребенка, на его умении анализировать речь, на его памяти. Считается, что к двум годам ребенок должен понимать не менее 2000 слов. А любой пассивный словарь рано или поздно перейдет в активный.

Если вам интересно, плакаты мне больше всего понравились от издательства Дрофа-медиа. Они есть вот здесь в Лабиринте, в Озоне, и немного в Май-шопе.

Кое-что можно найти и у издательства Проф-Пресс: в Озоне и в Май-шопе.

____________________________________________________________________________

- Игры. Недавно мы начали играть лото, но я пока больше показываю правила. Еще из игр и занятий: научился собирать пирамидку (я купила легкую, с широкими кольцами, которые легко надевать, наподобие вот такой), учится раскладывать сортер, получается не всегда, но он старается, строит башни из кубиков, очень любит катать машинки, и я планирую сделать ему треки из картона, а потом и куплю что-нибудь на эту тему. Очень любит играть в мяч.

Из необычного мне очень понравилась пирамидка-балансир.

Наша пирамидка есть в Май-шопе.

Самые первые мягкие кубики из материала наподобие пенки. Подойдут для строительства башен и изучения фигур. Такой конструктор очень удобен тем, что абсолютно не травмоопасный и очень легкий, подойдет для самых первых построек.

Ссылку, к сожалению, не нашла, покупала в магазине. Если кто-то знает, как правильно называется этот набор, поделитесь пожалуйста.

Рамки-вкладыши. Они продаются повсеместно. Я начала подсовывать их Толе ближе к году. Для самых маленьких удобнее всего такие рамки, у которых рисунок в нише продублирован.

Чаще всего мне попадаются такие наборы у Djeco (в Озоне, в Май-Шопе), но бывают и других производителей.

По всему дому у меня разложены какие-то маленькие приятные штучки. Это не обязательно что-то детское, но что-то, что может заинтересовать: висят колокольчики, привязаны разноцветные ленточки и шнурочки, к батарее прикреплены магниты, которые можно переставлять, в зоне доступа крутящийся глобус и так далее. Просто если мне что-то подобное попадается на глаза, я в первую очередь думаю, что ребенку это может быть интересно, и оставляю на видном месте.

Я постаралась сразу окружить его игрушками, которые требуют того, чтобы их использовали как материал для создания чего-то нового. Стараюсь не покупать готовое или покупать, но так, чтобы всегда осталось место для полета фантазии.

Например, я считаю, что в идеале ребенок должен иметь деревянные кубики (первые из пенки отошли на задний план, когда он научился не ронять на себя груду кубиков). Производителей деревянных конструкторов найти не трудно, их довольно много, но не все они в масс-маркете. Мне больше всего нравится Радуга Грез, потому что это цельная липа, пахнет деревом, шершавая на ощупь, со скошенными краями и окрашенная правильными красками.

Кстати, еще у меня есть мешочек, который я даю Толе, периодически наполняя его разным содержимым: шишка, большая деревянная бусина, войлочные шарики, слингобусы, щеточка для волос, небольшие каменные фигурки, шарики из янтаря, кусочек натуральной губки и пемзы, грецкий орех и так далее. Он очень любит разбирать такие мешочки, перебирая в руках и раскидывая рассматривая всё, что там нашёл.

В общем, сбывается моя маленькая вальфдорфская мечта: мой ребенок играет в деревянные кубики, плашечки, палочки. Я надеюсь, что он будет строить из них. И даже если он получит на день рождения парковку с треком (потому что папе очень хочется, чтобы у сына были красивые игрушки), мы все равно сделаем так, чтобы он знал, как в любом месте построить собственный трек и парковку из подручного материала.

Всё обилие ярких и красивых игрушек у наших детей - это исключительно родительская нереализованность, у нас такого в детстве не было, и нам очень хочется дать это детям. Это нам они нужны, а не им. И пусть лучше будет одна хорошая деревянная, чем груда пластика.

- Я стараюсь покупать ребенку игрушки из натуральных материалов. Это удается далеко не всегда, да и не получится полностью избежать того же пластика, но количество ярких сине-желто-красных игрушек я резко сократила. Даже если я сама их не покупаю, всегда найдутся люди, которые принесут это в дом. В безумных количествах.

- Я подбираю ребенку игрушки, аксессуары и вещи пастельных тонов. Очень важно, чтобы интерьер комнаты ребенка тоже был решен с приглушенных тонах, пусть с яркими акцентами, но не изобиловал чистыми цветами, потому что это забивает зрительный канал. Если вы хотите, чтобы ребенок в последствии различал полутона, он не должен быть окружен слишком интенсивными цветами.

- Кстати, что касается пластика, я очень люблю Шляйх, у нас дома целая коллекция этих фигурок. Просто неприлично большая. Толику пока столько не надо, я не достаю их все и сразу, знакомлю с животными постепенно. У этих фигурок огромный развивающий потенциал и педагогическая польза.


Когда мы покупаем игрушки, мы стараемся выбирать те, которые будут побуждать ребенка к действию, то есть к игре - ведь именно это их основная задача. Яркие разноцветные суперстимулирующие пластиковые игрушки не способны занять ребенка более, чем на три минуты. Коробка, в которую они упакованы - на пять. А вот неяркие, неброские взрослые вещи - пульты, кухонная утварь, баночки, коробочки, одежда и статуэтки намного эффективнее привлекают внимание.

Как ни странно, но игрушкам Шляйх еще Алисой была присвоена та же категория интересности, как и дуршлаку, ложкам, кокотницам и телефону. Толик подтвердил все это и тоже полюбил этих зверей, но я выдаю ему их порционно, потому что слишком большой ассортимент тоже в этом возрасте на пользу не пойдёт. Выучили лошадь и свинью, можно выдать вдобавок корову и курочку.

Алисе уже пять, а эти игрушки всё еще с ней. Она играет с ними, строит им дома, фермы, имитирует среду обитания, рисует их с натуры. Я не могу сказать, что она не расстается с ними. Они могут долго лежать без дела, но потом вдруг раз - и ей срочно надо нарисовать крокодила в каком-то ракурсе, и она рисует фактически с натуры)))

Шляйх и фигурки похожих производителей продаются почти повсеместно, они есть во многих детских магазинах. В интернете можно посмотреть вот тут в том же Май-Шопе, Озоне.

____________________________________________________________________________

- Я часто даю ребенку играть с сыпучестями. Я всегда тщательно слежу за ходом такой игры, и в своих силах и реакции уверена. Толик почти не тянет ничего в рот, но нет-нет да бывает, так что следить все равно нужно зорко. Когда-то для меня была целая проблема, что еще дать Алисе, чтобы она поперебирала это своими маленькими пальчиками. До Алисы в нашем доме мелкую моторику никому развивать не пытались, поэтому каждый раз я мучилась вопросом: что же еще. Теперь дома столько всякой всячины, что над вопросом, что дать Толику, я задумываюсь не больше, чем на 10 секунд: сухие макароны, грецкие орехи, россыпь бусин, пустые кофейные капсулы, ленточки, коробку с дюбелями... За эти пять лет я приобрела стойкую привычку ничего не выкидывать сразу, а пропускать сначала через детей: Толик щупает и перебирает, а Алиса делает из этого поделки.

У Алисы в своё время был целый стеллаж сенсорных коробок: бусины, флористические шарики, пенопласт, гидрогель, фасоль, маш и другие сыпучести, помпоны и куча разных дополнений к ним. У нас даже правило дома было: перед тем как выбросить бытовой или строительный мусор, даём в него поиграть Алисе. Всякие картонки, гайки, пупырчатая пленка, пенопласт, упаковка - всё сначала ей. Теперь вот это всё ждет и Толика. Благо, дома идёт ремонт)) А посмотреть, как это было у Алисы можно по ссылкам: вот и вот.


____________________________________________________________________________

- Как и Алисе, я читаю Толе почти с рождения. От меня он часто слышит стихи. Он еще не понимает их, но слышит правильную и красивую ритмичную речь, чувствует, как звучит язык, воспринимает интонации и тембры. И, в конце концов, видит маму с книгой.В дальнейшем и для самого ребенка проводить время с книгой будет совершенно естественным делом. Читать можно всё, что угодно: от Пушкина до народных прибауток - от всего будет польза. Я читаю Онегина, Золотую рыбку, Сказку о царе Салтане, Чуковского, потешки - всё, что помню наизусть.

Помимо стихов, у него уже есть книги, которые он любит пролистывать вместе со мной. Это "Очень голодная гусеница" в первую очередь, и книжки-игрушки.

А еще книжки с кнопками, которые поют песенки, например, от Азбукварика.

"Моя первая книга" и Вимельбухи (книги-картинки без текста) тоже вызывают интерес, и я чувствую, скоро они захватят его внимание намного сильнее. Это прекрасный материал для развития речи и пополнения пассивного словаря.

Наверное, стоит написать про детские книги "на первый зуб" отдельно?

Сейчас Толик очень любит книги, он их не рвёт, а с интересом изучает. Особенно ему нравятся в мягкой обложке, их можно так трррык пальцем - и пролистать. Первые два Алисиных года я постоянно получала комментарии под любым постом о книгах, что, мол, вам бы мальчика, посмотрим-посмотрим, как вы запоёте, когда он как шредер пройдётся по вашей библиотеке и добрым намерениям. Я не знаю, может мне просто повезло с детьми, а может дело в том, что книги всё время лежат в открытом доступе - Толе мы пока подкладываем в основном те, что попрочнее, но он нас видит с книгами всё время, впитывает это с детства, он просто не сможет их не полюбить. Для него человек с книгой - это очень естественно. При этом он не тихоня, может выхватить у меня кружку или телефон и лупить ими об пол с варварскими криками, например, или что-то громко требовать, или разбрасывать со страшной силой (вот тут радуйтесь, сенсорные коробки у нас после игры по всему дому, и правда), но книгу он не обидит. Над остальным работаем.

____________________________________________________________________________

- Многих интересует, начали ли мы заниматься "по Шичиде".

Для тех, кто впервые слышит это странное иностранное название, поясню: раньше я долго и много писала о японском ученом по имени Макото Шичида, который перевернул мои представления об обучении детей. Я заказывала его книги, переводила его статьи, перелопатила тонну информации, и рассказала об этом широкой аудитории. Коротко ознакомиться с методом Шичиды можно в моей статье вот здесь, а еще об этом добрая половина моего дневника.

Так вот, отвечая на вопрос, начали ли мы заниматься "по Шичиде", отвечаю. Нет, не начали, и не начнём (прошу, только не вырываете из контекста, а то сейчас начнётся). Потому что наша система теперь очень скромно называется системой имени меня)) Вы ее можете назвать любым другим именем, хоть именем крокодила Гены. Просто эту систему я составляла изначально для своих детей, она идеально им подходит, и от изначального "классического" Шичиды в ней осталось не так много. Хотя как показывает практика в КакЗдоровоЦентре, в котором уже второй год реализуется моя методика, - сотням других детей тоже, они показывают прекрасные результаты и не намерены останавливаться.

И да, до сих пор в интернете появляются всё новые и новые статьи, где под моими мыслями, которые я когда-то публиковала у себя в дневнике и на сайте, стоит авторство Шичиды)) Ну потому что люди копируют без разбора, не читают первоисточник, зато очень хотят заполнить нишу своими развивашками, преследуя коммерческие цели. Что, конечно, понятно и логично, но не оправданно таким вот невежеством.

Если по сути, и не отвлекаясь, то моя система корнями уходит в Шичиду, Монтессори, Хегуру, Вальфдорф, и многих других, чьи имена не на слуху и могут никак не отозваться при упоминании среди обывателей. Но помимо обучения и развития, система предполагает еще многие другие аспекты. Я по прежнему придерживаюсь все тех же взглядов, стремлюсь дать детям умение нестандартно мыслить, хорошую память, развиваться творчески, дать им самостоятельность, критическое мышление, широкий кругозор, умение быстро и без стресса принимать продуманные решения.

Пока все наши занятия с годовалым ребенком, конечно, еще не сильно приближают нас к решению подобных задач, но они подготавливают и ребенка и маму к темпам и занятиям. Постепенное введение занятий и обозначение времени очень организуют как ребенка, так и родителей. Поверьте, намного труднее будет начать занятия в два года, когда ребенок умом уже готов, но совершенно не усидчив и не приучен к подобному времяпрепровождению. Поэтому было бы очень неплохо постепенно и естественно вводить небольшие занятия уже в год с небольшим, чтобы в дальнейшем это было совершенно естественно даже для непоседливого ребенка, наравне с чисткой зубов или приемом пищи. Он просто не будет знать, что день может строиться как-то по-другому, без занятий. Тем более, что подобные "уроки" в виде игры пока занимают совсем немного времени и не требуют огромной подготовки.

По поводу того, как именно мы занимаемся в таком нежном возрасте я описывала вот здесь. По сути, это занятие может включать в себя всё, что можно дать ребенку по возрасту, с чем он уже может справиться: нанизывать, сортировать, вылавливать, искать под стаканчиками спрятанный предмет, пересыпать, проводить пальчиком и т.д. Такое занятие может быть коротким и ёмким, а задания могут придумывать на ходу из подручных материалов. Стоит только начать, вы увидите, как быстро можно войти в ритм. А подобные занятия будут приносить только удовольствие, потому что такие маленькие дети еще не могут усидеть на месте, и частая смена деятельности, особенно когда рядом мама, и она с таким участием следит за успехами малыша и радуется им - самое то!

Кстати, в таком раннем возрасте настройка может быть и вовсе не нужна, но мы делаем ее для порядка, чтобы приучить к ней ребенка, и показать таким образом, что занятие началось. Такой небольшой сигнал со временем выработает условный рефлекс.

Самое важное, что сейчас преследуется этими занятиями помимо выработки привычки заниматься, - обеспечить ребенку зону ближайшего развития. Это очень важное правило, особенно в столь юном возрасте, но его стоит придерживаться и во время занятий, и в обычной жизни. Оно работает с детьми любого возраста. Правило простое до неприличия, чтобы не повторяться, просто дам на него ссылку.

____________________________________________________________________________

А еще я хочу, чтобы мои дети выросли умными, добрыми и порядочными людьми. Последнее обычно идет из семьи, поэтому я все время работаю над собой. Мне кажется, такое воспитание дает хорошие результаты. Не знаю, стоит ли мне в сотый раз рассказывать про пагубность крика, разрушительные методы насилия над волей детей и пр. Я сама не раз писала об этом, писали и до меня, и после еще напишут. Прекраснее всего педагогический подход к воспитанию личности описан у Юлии Гиппенрейтер и Людмилы Петрановской. Еще у Димы Зицера, но он слишком поверхностный, хотя для первого знакомства с принципами ненасильственного воспитания тоже прекрасно подойдет. Есть много авторов: и Януш Корчак, и Ольга Писарик, и Жан Ледлофф, и многие другие, с чьими трудами мне было очень приятно познакомиться, и которые пишут об этом. У многих из них есть, чему поучиться. Благодаря искоренению предрассудков нам удастся вырастить раскрепощенных детей, не обремененных комплексами и не зажатых в тиски своих страхов и мировоззрения. Я правда в это верю.

Я очень рекомендую молодым родителям заразиться идеей воспитания личности, почитать все эти книги, почерпнуть в каждой что-то, что приемлемо для вас и вашей семьи. Чтение подобной литературы абсолютно точно принесет пользу многим семьям, позволит по-другому относиться к своим детям, видеть в них личность, а еще отрастить собственный дзен, который многим молодым матерям просто необходим как седативные препараты))

____________________________________________________________________________

Надеюсь, я ответила на все ваши вопросы. Теперь пришло время написать о наших книгах, которые скопились за время моего молчания в блоге. Надеюсь, кому-нибудь была полезна вся эта моя писанина. А то я как начну писать - меня не остановить))

Кстати, вам все еще нужна рубрика "Все о нас за последние три месяца" или ну ее, надоела? И если вдруг нужна, что вам там хочется видеть? Не хочу загружать вас своими семейными архивными фотографиями или поделками и Алискиными рисунками. Очень жду обратной связи!

Берегите себя, читайте между строк, не ругайте детей и спите по ночам!

Всех целую, я вернулась))

Комментарии

Россия, Красногорск

Спасибо! Очень интересно и глубокомысленно.

Лиза, здравствуйте, спасибо за пост, я его ждала:)

Лиза, а можно ли где-то взять методику имени тебя в систематизированном виде для ленивых? Делай раз, делай два. Может, уже книгу пора писать?:)

Лиза, спасибо большое за Ваши посты, они очень ценны для меня. Продолжайте, пожалуйста, писать! Рубрика "Все о нас..." тоже интересна, и про занятия, и про ремонт, и про повседневную жизнь, и про яркие моменты!

Россия, Санкт-Петербург

Отличный пост))) Лиза, поделитесь потом пожалуйста, как у Толикак речь будет развиваться))))

Замечательно. Много текста, но замечательно. Читала как всегда с удовольствием, про детские книги "на первый зуб" будет интересно.

Россия, Тула

Подскажите, пожалуйста, как вы реагируете, если малыш все равно кладет в рот что-то из сенсорной запрещенки? у нас в год просто проблема - все идет в рот: сухие макароны только успеваю доставать, что это делать нельзя не понимает, снова сует. кинетический песок - в рот, пластилин плей до - тоже в рот. естественно все подобные занятия заканчиваются тем что я психую и все у него забираю. как лучше реагировать чтобы он понял?

Мурашка 24 апреля, 00:38
Россия, Москва

Аналогично(((( всё в рот, а отбираю, то психует и всё швыряет((((

Россия, Тула

у меня пропадает уже все желание снова и снова доставать все эти развлекухи((

Мурашка 24 апреля, 21:17
Россия, Москва

Очень вас понимаю!!! Я с сыном мыслила шаблонами, все занимаются и мой должен и переживала искренне что сын вел себя так же, как сейчас дочка....С дочкой отношусь спокойнее- предлагаю...Если ест все развивалки, то убираю и предложу позже. Пальчиковые краски Алиса восприняла практически как оскорбление))) она таааааак расстроилась что руки грязные))) а вот строить башню из банок этой краски ей понравилось. Восковыми карандашами рисовать не хочет, отбирает их и любит убирать в коробочку и доставать))) лепить вот нравится, хоть что-то))) крупы , бусинки, что-то мелкое вообще не наш пока вариант, всё в рот и ревет если отбираю...Ленточки, веревочки, шишки, мячики перебирать еще может, но она всё это добро забирает и сидит играет, в коробочку или коляску складывает и ходит счастливая.....И я перестала париться на эту тему. Наверное и правда всем своё время

Россия, Тула

да у меня не шаблон даже, мне самой нравится копаться в песке, в тесте, поэтому я грущу))) что он не интересуется этим и поэтому круг нашего досуга очень ограничен игрушками и книгами. мне скучновато)))

Мурашка 24 апреля, 22:12
Россия, Москва

И самое обидное, что ладно бы не было возможности у нас))) всё есть и желание у мамы самое главное, но дети хотят другого)))) я оооочень удачно в elc купила большой пакет кинетического песка и специально в икею за коробом сгоняла и сама жду с нетерпением когда же начнем лепить)))))

Россия, Тула

пока это развлечение только для нас с вами))) а для детей это вкусное лакомство))

Россия, Санкт-Петербург

Спасибо !очень жду ваших постов ,хотя открыла для себя вашу страницу недавно !я педагог по образованию ,сейчас работаю за границей в детском саду для детей-билингвов по системе Монтессори ,но вынесла из вашего дневника еще много нового

Лиза, спасибо вам за все ваши посты, за шичиду и океан полезной информации. Мы с дочерью начали заниматься около года, сейчас ей почти три и она каждый день просит занятия! Ей очень нравится этот ритуал: сесть, настроиться и позаниматься. Она получает огромное удовольствие от всех этих мандал, сеток памяти и прочих быстро меняющихся заданий. Честно скажу, мы можем месяц не заниматься, но она всегда с удоводьствием ждет. И с удовольствием все делает. Думаю это очень хорошо, я вижу плоды наших совместных занятий и со второй дочерью буду делать все тоже самое:) спасибо вам ещё раз. Пишите, пожалуйста, почаще:)

Россия, Уфа

Большое спасибо за интересный и емкий пост)))

Россия, Каменск-Уральский

Спасибо за пост! Очень скучала по "вашей писанине"))) После прочтения появляются желание и вдохновение творить,заниматься, развиваться!